Цели.
- Познакомить с именем числительным как частью речи, учить находить числительные в тексте, задавать к ним вопросы; дать понятие о порядковых и количественных числительных, учить отличать их по вопросам.
- Развивать внимание, умение слушать и слышать своего товарища.
- Воспитывать интерес к слову, урокам русского языка.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Оформление тетради.
3. Фонетическая зарядка.
-Выполняя фонетическую зарядку, отрабатываем нижнее соединение. Между записанными буквами прописать букву Л.
-Обозначьте буквами следующие звуки: первый согласный звук в слове «тайга», ударный звук в слове «печаль», мягкий непарный звук в слове «район», последний согласный звук в слове «бассейн», безударный гласный в слове «акварель».
-Какое слово получилось? (тЛаЛйЛнЛа)
-Сегодня на уроке мы постараемся разгадать еще одну тайну русского языка. А чтобы открытие состоялось, какие качества и черты характера вы должны проявить? (Упорство, наблюдательность, внимание к слову).
-Но сначала повторим слова из словаря.
4. Словарная работа.
-Отгадайте загадки, запишите отгадки.
1) «Все мысли и слова
О тебе, моя Москва.
Ведь народ тобой гордится
Наша славная ….(столица)»
2) Антоним к слову «плохо»… (хорошо)
3) Синоним к слову «хотеть»… (желать)
4) 4 + 4 = …(восемь)
5) От города до моря мы нашли кратчайшее …(расстояние)
6) Вертится, стрекочет,
Целый день хлопочет… (сорока)
7) Продолжите счет: восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый,…. (двенадцатый)
8) 3 – 2 = …(один)
9) Синоним к слову «большой»… (огромный)
10) Какое слово пропущено? Я очень люблю … трудные задачи. (решать)
11) Какой по счету ученик стоит на физкультуре после десятого?...(одиннадцатый)
12) Антоним к слову «холодный» ….(горячий)
13) Антоним к слову «быстро» …(медленно)
5.Подготовка к изучению нового. Определение темы и целей урока.
-Перечитайте написанные вами слова. Попробуйте распределить их на группы.
-Какие группы получились? По какому признаку делили слова? Прочитайте.
-Какие возникли трудности? Почему возникли разные мнения? (Не знаем, к какой части речи отнести слова: один, восемь, одиннадцатый, двенадцатый)
-Какую цель можно поставить на урок? (Выяснить, к какой части речи относятся данные слова)
-Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой частью речи.
-Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи (выделили в отдельную группу), значит, они чем-то существенно отличаются, уточните поставленную вами цель. (Выявить особенности этой части речи.)
6. Изучение нового материала.
-На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? (На какие вопросы отвечает, что обозначает)
-Задайте к словам вопросы. (Один (сколько?), двенадцатый (какой?), восемь (сколько?), одиннадцатый (какой? который по счету?)
-А что обозначают (называют) эти слова? (Количество предметов, порядок предметов при счете)
-Как, по вашему мнению, называется часть речи, к которой относятся эти слова?
-Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное.
-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы?
-По какому признаку будете делить? Что будет лежать в основе? (Вопросы)
-Какие числительные будут в первой группе? (Один, восемь)
-Во второй группе? (Одиннадцатый, двенадцатый)
-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? (Количество предметов)
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой? который по счету? (Порядок предметов при счете)
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? который по счету? и обозначают количество предметов при счете, называются порядковые.
-Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.55
7. Закрепление изученного.
-Итак, с какой новой частью речи познакомились?
-Что обозначает имя числительное?
-Как называются числительные, которые называют количество предметов при счете?
-Как называются числительные, которые называют порядок предметов при счете?
-Мы познакомились с новой частью речи, выявили ее особенности. Какую цель логично поставить перед собой теперь? (Учиться различать порядковые и количественные числительные)
Упр.1, с.55, в учебнике.
-Выполняя упражнение, мы учились задавать вопросы к числительным, а теперь попробуем находить числительные среди других частей речи.
Упр.2, с.55-56, (устно) в учебнике.
-Прочитайте стихотворение. Назовите числительные. Какие это числительные? Почему?
-Выполните вторую часть упражнения. Назовите числительные. Какие это числительные? Почему?
-Почему вторник, четверг, пятница имеют такие названия, догадаться не сложно. А вот почему, понедельник, среда, суббота и воскресенье получили такие названия, вы узнаете, прочитав рубрику «Путешествие в прошлое»
8. Итог урока.
-Итак, какую же тайну русского языка мы разгадали сегодня на уроке?
Рефлексия.
Высокий уровень: Могу числительные найти в тексте, могу отличить порядковые числительные от количественных числительных.
Средний уровень: Затрудняюсь в различии порядковых и количественных числительных и нахождении их в тексте.
Низкий уровень: Материал урока мне не понятен.
9. Домашнее задание.
-Чтобы лучше запомнить изученную часть речи, уметь находить числительные среди других частей речи, я предлагаю вам задание на карточке (любые два задания на выбор)
1. Найди числительные в словах.
Австрия, стриж, Дмитрий, трибуна, Родина, тритон.
2. Расшифруй слова.
Смор1а –
100рона -
По2л –
пи100лет -
Элек3к –
100янка -
100л –
40а -
Ви3на –
7я -
Па3от –
100п -
О5 -
100л
3. Попробуй придумать слова такого же типа. Запиши их.
4. Вспомни пословицы и поговорки, в состав которых входят числительные.
….раз примерь - …раз отрежь.
…за всех и все за …..
Не имей ….рублей, а имей …друзей.
Ум хорошо, а …. лучше.