Цели урока: создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”; развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.
Средства обучения: М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс: учебник для общеоб. учрежд. – М.: Дрофа, 2007. Интерактивная доска, презентация, наглядный материал в виде ромашки.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
На уроке используется ИКТ.
Продолжительность урока: академический час (45 мин)
Ход урока.
1.Организационный этап.
- Здравствуйте! Садитесь.
Откройте тетради, запишите число. (Слайд № 1)
2.Этап проверки домашнего задания.
1) Опрос
- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. (Слайд № 2). Знаете, как гадают?
Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.
Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)
- Грамматическая основа предложения – это …
- Подлежащее – это …
- Сказуемое – это…
- Какие члены предложения называются второстепенными?
- Что такое дополнение?
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?
2) Синтаксический разбор предложения.
Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну. (Слайд № 3)
После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.
2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.
3. Этап целеполагания.
1) Проблемная ситуация.
А теперь подчеркните в данном предложении определение.
Получилось? (Нет)
Почему не получилось?
2) Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. (Слайд №4)
3) Постановка учебных задач.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)
4. Этап усвоения нового материала.
1) Диалог
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)
2) Работа с предложением.
- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (Слайд № 5)
- Слово “скупо” будет определением?
- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?
(После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)
3. Подведение итога.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд № 6)
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (Слайд “ 7)
4. Работа по учебнику.
УПР № 447 (1-е предложение разбираем совместно; остальные предложения дети выполняют у доски)
- Получается находить определения в тексте?
- Значит, мы справились и со 2-й задачей.
5. Релаксация.
- Сядьте поудобнее и послушайте музыку. (Слайд № 8-11)
- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?
- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?
-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения. (Слайд № 12-21)
- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?
- Какую роль выполняют определения в речи?
5. Этап закрепления.
1. Творческое задание.
- Прочитайте текст. (Слайд № 22)
Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.
- Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?
- Ваша задача - подобрать к существительным определения. (Слайд № 23)
После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)
- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Слайд № 24)
- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. (Слайд № 25)
6. Итоги урока.
1) Тестирование
- Что нового узнали на уроке? (Слайд № 26)
- Справились ли мы с поставленными задачами?
- Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
- А я для вас припасла несколько вопросов. (Слайд № 27)
2) Рефлексия.
- В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
- А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
- Что вам понравилось?
- Какие задания были для вас трудными?
3) Домашнее задание не задаю, т. к. на втором уроке мы продолжим работу по теме. (Уроки спаренные) (Слайд № 28)