Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме "Определение"

Разделы: Русский язык


Цели урока:  создать условия для формирования языковой компетенции через освоение знаний по теме “Определение”; развитие умений находить определения в тексте, правильно задавать к ним вопросы, использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе, развитию творческих способностей.

Средства обучения: М.М.Разумовская. Русский язык. 5 класс: учебник для общеоб. учрежд. – М.: Дрофа, 2007. Интерактивная доска, презентация, наглядный материал в виде ромашки.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

На уроке используется ИКТ.

Продолжительность урока: академический час (45 мин)

Ход урока.

1.Организационный этап.

- Здравствуйте! Садитесь.

Откройте тетради, запишите число. (Слайд № 1)

2.Этап проверки домашнего задания.

1) Опрос

- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. (Слайд № 2). Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. Желающие выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это …

- Подлежащее – это …

- Сказуемое – это…

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Что такое дополнение?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?

2) Синтаксический разбор предложения.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну. (Слайд № 3)

После того, как все записали предложение в тетрадь, 1-й ученик вставляет фломастером на интерактивной доске пропущенные буквы, называет орфограмму. Остальные работают в тетрадях.

2-й ученик на интерактивной доске подчеркивает известные члены предложения, характеризует предложение.

3. Этап целеполагания.

1) Проблемная ситуация.

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

Получилось? (Нет)

Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”. (Слайд №4)

3) Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.

После того, как дети проговорят самостоятельно задачи, подвожу итог. (Слайд № 4)

4. Этап усвоения нового материала.

1) Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)

2) Работа с предложением.

- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (Слайд № 5)

- Слово “скупо” будет определением?

- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

(После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)

3. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод) (Слайд № 6)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения? (Отвечают)

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы. (Слайд “ 7)

4. Работа по учебнику.

УПР № 447 (1-е предложение разбираем совместно; остальные предложения дети выполняют у доски)

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

5. Релаксация.

- Сядьте поудобнее и послушайте музыку. (Слайд № 8-11)

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения. (Слайд № 12-21)

- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

- Какую роль выполняют определения в речи?

5. Этап закрепления.

1. Творческое задание.

- Прочитайте текст. (Слайд № 22)

Наступила (какая?) осень. В лесу (какие?) деревья давно облетели. Только (какие?) берёзки сохранили (какие?) листочки. Изредка (какие?) лучи (какого?) солнца озаряют (какой?) лес.

- Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?

- Ваша задача - подобрать к существительным определения. (Слайд № 23)

После выполнения данного задания заслушиваем, что получилось у детей. (2-3 варианта)

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений? (Слайд № 24)

- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. (Слайд № 25)

6. Итоги урока.

1) Тестирование

  • Что нового узнали на уроке? (Слайд № 26)
  • Справились ли мы с поставленными задачами?
  • Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
  • А я для вас припасла несколько вопросов. (Слайд № 27)

2) Рефлексия.

  • В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  • А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
  • Что вам понравилось?
  • Какие задания были для вас трудными?

3) Домашнее задание не задаю, т. к. на втором уроке мы продолжим работу по теме. (Уроки спаренные) (Слайд № 28)

Аудио-приложение