Тип урока: урок- повторение
Цели урока:
- повторение и закрепление ранее полученных знаний по теме: «Обобщающие слова при однородных членах предложения».
- закрепить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах предложения
- формирование умения находить обобщающие слова при однородных членах, отработать навыки постановки знаков препинания при обобщающих словах
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе
Наглядность: таблица «Лото», иллюстрация картины с изображением зимней природы
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания( упр. 286 - выборочно по учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений, Москва « Просвещение». Авторы: Бархударов С.Г., Крючков С.Е. и др.)
- Найти предложения, соответствующие схемам, прочитать их ( на доске - схемы предложений)
1.( и О, и О, и О, и О ) – предложение с однородными дополнениями, связанными между собой повторяющимися соединительными союзами И
2. ( О да О ) - предложение с однородными дополнениями, связанными между собой одиночными союзом ДА ( в значении НО)
3. ( Ни О, ни О, ни О - Об. сл.) – предложение с однородными дополнениями, связанными повторяющимися соединительными союзами Ни-Ни и обобщающим словом НИЧЕГО
( в это время ученик выполняет индивидуальное задание у доски)
Индивидуальное задание ( задается заранее):
- Из произведений А.С.Пушкина выписать предложения с однородными членами на тему: « Пушкин о зиме». Сделать схемы предложений с однородными членами
Например:
а) Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима. («Евгений Онегин») ( О, О ) - сложное предложение, состоит из 2-х простых, в 1-м предложении однородные сказуемые, связанные перечислительной интонацией
б) Зато зимы порой холодной езда приятна и легка (О и О) – предложение с однородными сказуемыми , выраженными краткими прилагательными и связанными одиночным союзом И
в) То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя. ( « Зимний вечер») ( То О, то О ) – предложение с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в наст. вр, в изъявит. накл., в 3 лице, которые связаны разделительными повторяющимися союзами то –то. Это предложение осложнено сравнительными оборотами )
г) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит ( « Зимняя дорога») (О , О ) - предложение с однородными определениями, выраженными прилагательными
III.Закрепление темы
1. Игра « Лото»
Учитель:
- Ребята! Мы на уроке сегодня закрепим знания об обобщающих словах при однородных членах. Научимся их находить, правильно расставлять знаки препинания при обобщающих словах, составлять схемы.
За окном январь. Зима. На улице морозно … И наш урок посвящен зиме - самому прекрасному времени года ( зачитывает эпиграф к уроку) : «Мороз и солнце; день чудесный!»
- Из какого стихотворения эти строчки? ( А.С. Пушкин « Зимнее утро»)
А сейчас сыграем в лото. Для этого ответим на вопросы:
- Какие знаки препинания нужно ставить в предложениях с обобщающими словами при однородных членах? ( Тире, двоеточие)
- Когда ставится двоеточие?
- А если после обобщающих слов перед однородными членами есть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР?
- Когда ставится тире при обобщающих словах?
- А когда ставим и тире, и двоеточие?
( правильными ответами заполняем таблицу «Лото» , и получается картина с изображением зимы)
( Приложение 1)
2. Работа с текстом
В воздухе пахло снегом под н..гами мя..ко хрустел снег земля крыши дерев…я скамьи на бульварах все было мя…ко бело молодо и оттого д…ма выглядывали иначе чем вчера фонари г…рели ярче воздух был прозрачный экипажи стучали глуше и в душу вместе со свежим ле…ким морозным воздухом просилось чувство п…хожее на белый молодой пушистый снег. ( А.П. Чехов « Припадок»)
Задания: - Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, озаглавить текст. Определить тип и стиль речи. Какие художественные средства выразительности помогают нарисовать картину первого снега?
( Тип речи - описание с элементами повествования, стиль – художественный. Использованы эпитеты: молодой, белый, пушистый, первый снег; свежий, легкий морозный воздух – однородные и неоднородные определения; сравнение : «чувство, похожее на белый снег». Текст можно озаглавить « Первый снег», « Запах снега», «Снежный пейзаж»)
- Какое слово можно назвать ключевым? ( Снег. В слове «снег» Чехов передает белизну первого снега, его первозданность, мы как бы ощущаем мягкий хруст его под ногами, вдыхаем свежий зимний воздух, пахнущий снегом)
- Объясните лексическое значение слов: бульвар, экипажи
(Бульвар - широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной. Экипаж – легкая негрузовая рессорная повозка, коляска - по словарю Ожегова)
3. Работа по группам:
1 группа «Поезда»
Задания группе:
- Произвести синтаксический разбор 1-го предложения и выполнить морфемный разбор слова выглядывали
2 группа «Самолеты»
Задания:
- Дать характеристику 2-му предложению, подчеркнуть грамматические основы, определить виды простых предложений
3 группа « Ракеты»
Задание:
- Написать мини-сочинение о первом снеге, используя картину
4. Словарный диктант:
Елочная композиция, снежный ландшафт, орнамент на варежке, памятник в снегу, новогодняя традиция, зимние каникулы, танцевать на карнавале, красивая иллюминация, северный колорит, ледяная скульптура, зимний пейзаж, очень грациозный
Задание :
- Записать словосочетания, указать способ связи
5. Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам
« Ракеты» - 1-й уровень
- Составить 2-3 предложения с однородными членами на зимнюю тематику, используя данные местоимения и наречия в качестве обобщающих слов ( всюду, все и др.)
( например: Всюду: на тротуарах, деревьях, домах - лежал белый, пушистый снег)
« Самолеты» - 2-й уровень
- Составить предложение с однородными сказуемыми, используя глаголы: кружиться, сверкать, ложиться в изъявительном, повелительном и условном наклонениях
«Поезда» - 3 уровень
- Работа по тестам. Обведите номера правильных ответов
1. Обобщающее слово стоит после однородных членов в предложении:
1) Все было хорошо знакомо и широкие окрестности и заснеженные поля и рощи и дороги.
2) Спереди сзади с боков всюду стояли красноватые сосны .( М. Горький)
3) Всюду вверху и внизу пели жаворонки. (А. Чехов)
2. Пропущено тире в предложении:
1) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей все казалось значительным.
( К. Паустовский)
2) Все: топор, котелок, ветки было ледяным.
3) Все путь ему болото, бор, кусты, утесы и овраги.( А. Пушкин)
3. Пункутационная ошибка допущена в предложении:
1) Все остальное: чай, сахар, соль, крупу и консервы мы имели в достаточном количестве.
2) Утесы, и море, и горы, и берег - все это приняло общую окраску.
3) Изредка кое-где попадались старые, большие деревья: тополь, липа и другие. ( В. Арсеньев)
IV. Итоги
Рефлексия
- Схематически показать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами при обобщающих словах
1 ( О : О, О, О )
2 (О, а именно: О, О и О )
3 ( О, О, О - О)
4 (О: О, О, О -…)
V. Домашнее задание
( Составить 7-8 предложений с обобщающими словами при однородных членах, произвести синтаксический разбор одного предложения, морфологический разбор любого существительного)