Эпистолярное наследие творческой интеллигенции конца XIX века ("Из писем А.П. Чехова" в отрывках)

Разделы: Русский язык


Из писем Антона Павловича Чехова» (в отрывках)

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «эпистолярный жанр»; Пробудить интерес к личности и творчеству Чехова; способствовать развитию творческих способностей, формированию гражданской позиции, воспитанию патриотизма.

Ход урока

Учитель: Дорогие ребята, наш урок посвящён эпистолярному наследию творческой интеллигенции конца 19 века. ( В частности А.П.Чехова). Эпистолярное наследие является собранием документов эпохи, отражающим многогранность личностей участников переписки. Давайте осмыслим понятие « эпистолярный жанр».

Ученик делает сообщение « эпистолярный жанр». Другие школьники делают рабочие пометки в тетради.

Учитель: В наш современный век жизнь существенно изменилась. Отвыкли мы от беседы с помощью пера, разучились писать письма. А ведь умение писать письма, которые люди берегут и хранят - это великий дар. Личная переписка даёт возможность приоткрыть самые потаённые участки души, высказать сокровенные мысли и заветные мечты, а классические примеры жанра письма, отражающие душевное состояние человека, станут для многих маленьким открытием.

Пример «эпистолярного жанра » мы с вами рассмотрим на подборке материала « Из писем А.П. Чехова (в отрывках)» Но прежде чем, мы познакомимся с письмами Чехова, мы ощутим тот дух эпохи, в которой жил и творил Чехов.

Через экран на доску проецируется текст. « Восьмидесятые годы в России – эпоха « безвременья»

Учитель обращает внимание учащихся на последний абзац.

…В эти же годы «безвременья» выступил и А.П. Чехов, чтобы средствами художественного слова сказать своим современникам: в любых условиях человек должен остаться человеком! Более того: величие человеческой души или, наоборот, её уничижение не зависит ни от каких обстоятельств. Каким ты станешь: зависимым или независимым, презренным или достойным, обывателем или гражданином – Человек определяет сам!

Работа над текстом

Задание. Прочтите текст, последний абзац записать, объяснить все орфограммы и пунктограммы.

Детям в парах предлагается сгруппировать письма. Письма отксерокопированы и лежат на столах

  • к родным
  • к друзьям и товарищам по перу
  • к деятелям науки и искусства

(прилагается лист, где указано, кому адресовано письмо.)

Далее класс делится на творческие группы, и анализируют каждую группу писем по вопросам:

  • Какие нравственные, эстетические или общественные проблемы в них затронуты.
  • Как решаются эти проблемы.
  • В каком стиле и какими художественными и публицистическими средствами.
  • Как используются в письмах Чехова шутка, юмор? Какими средствами достигаются?
  • Продолжите словарик опорных слов в виде таблицы.
Для рассказа о личности А.П. Чехова Для характеристики его как писателя Для оценки его общественной деятельности
Простота
Сердечность
Мягкость
Ироничность
Реализм
Юмор, сатира
Грустная улыбка
Увлечённость
Незаметное
Подвижничество
бескорыстность

Обобщите ваши наблюдения и расскажите, каким вы представляете себе А.П. Чехова – человека, писателя, общественного деятеля.

Выступления каждой группы.

Учитель: Вот и заканчивается наш урок. Все ребята потрудились на славу: отбирали материал, отвечали на вопросы, составляли таблицу, рассказ о Чехове. В качестве домашнего задания я предлагаю вам написать сочинение - рассказ в виде письма к другу, учителю. « Каким я представляю Чехова по его письмам»

И в заключение, хочу пожелать вам, пишите письма и храните те, которые приходят вам. Может быть, с них начнётся ваш личный архив, материальная история вашего рода. Спасибо за урок. До свидания.