Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу.
Д.Самойлов
Цели и задачи игры:
- Показать преемственность развития русской литературы
- Актуализировать знания, ранее полученные при изучении творчества А.С. Пушкина
- Развить устную и письменную речь учащихся
- Формировать эстетический вкус учащихся
Оборудование: портрет Александра Сергеевича Пушкина, почетные места для игроков двух команд и для жюри, вопросы командам, призы, похвальные грамоты
ХОД ИГРЫ
Вступительное слово ведущего:
– Ни к одному из наших классиков не относимся
мы так по — личному, как к Пушкину, и не в
последнюю очередь потому, что мудрый, почти
всеведущий, постигший невеселые законы истории и
человеческой жизни, Пушкин наперекор всему
оставался поэтом утешения и надежды.
Начиная с первого класса Пушкин с нами.
Подытоживая все то, что мы изучаем по Пушкину на
уроках литературы, да и дома, мы сегодня проводим
игру «Счастливый случай». Она посвящается
великому «его творчеству», а также 210-летию со дня
его рождения.
Ведущий представляет участников игры и
знакомит с условиями игры.
I тур: «Быстро, правильно, точно!»
За минуту ответить как можно на большее количество вопросов.
- Год рождения А.С.Пушкина. (1799)
- Как звали жену А.С.Пушкина? (Н.Н.Гончарова)
- Как называется журнал, который выходил под руководством Пушкина? («Современник»)
- В каком городе родился Пушкин? (Москва)
- Назовите русских художников, которые писали портрет Пушкина. (Кипренский, Тропинин, сам Пушкин)
- Современник Пушкина, одноклассник брата Левушки, автор оперы «Руслан и Людмила», автор романсов «Я помню чудное мгновение», «Не пой красавица, при мне...» (М.Глинка)
- Что такое премьера? (Первое представлен не)
- При каком императоре был создан Царскосельский лицей? (Александр I)
- Кому поручено было отвезти Пушкина в лицей? (дяде Василию Львовичу)
- По каким учебным дисциплинам Пушкин оказал успехи превосходные? (В российской и французской словесности, в фехтовании).
- Воспитанники Лицея нередко участвовали в «яблочных экспедициях». Что это были за экспедиции? (Принимали участие в ночных набегах на царские яблоневые сады)
- Картина И. Репина, которая посвящена Пушкину и лицею. («Пушкин на лицейском экзамене»)
- Город, куда ездил поэт в сентябре I8ЗЗгода за материалом о пугачевском восстании.(Казань)
- «... Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись...»
Аврора — как понимаете? (Утренняя заря) - Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса...»
Как называется стихотворение? («Осень») - Кто такой Чаадаев ? (друг поэта)
- Кому посвящены строки «Я помню чудное мгновенье»? (Анне Керн)
- Как называется произведение, в котором один великий музыкант убивает другого не менее талантливого? («Моцарт и Сальери»)
- Во сколько раз просыпался Онегин? (За полдень)
- «Недуг, которого причину
давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину
Короче: русская хандра
Или овладела понемногу.
Сплин — как понимаете? (Скука) - Сколько раз Татьяна писала письмо Онегину? (Один)
- Кто такой Зевс? (Царь богов)
- Период творческой активности, самое любимое время года Пушкина. (осень)
- Фамилия генерала, под начальством которого Пушкин служил в Одессе (Воронцов)
- Фамилия секунданта Пушкина (Данзас)
- Великий русский поэт, который откликнулся на смерть Пушкина стихами (М.Ю.Лермонтов)
- Фамилия няни Пушкина (А.Р.Яковлева)
II тур: «Ты мне, я тебе»
Команды задают друг другу вопросы.
III тур: «Темная лошадка»
Ведущий задает каждой команде по 4 вопроса. На подготовку дается 30 секунд.
- Почему не сохранились фотографии Пушкина? (Фотография еще не была изобретена)
- Какому периоду творчества Пушкина характерен романтизм? (Болдино, Михайловское, Южная ссылка, Петербург)
- В 13-ом номере «Вестника Европы» за 1814 г. было напечатано стихотворение «К другу стихотворцу». А внизу стояло подпись: «А.Н.К.Ш.П». Кто автор и кому посвящено стихотворение? (А. С.Пушкин, Кюхельбекеру)
- Какое место занимала Москва в жизни Пушкина? (Родина, прошло детство, первые стихи, прожил одну треть своей жизни)
- Назовите автора:
«Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит...
(Г. Р.Державин «Памятнию») - 6.Стихотворение «К морю»:
«...Там угасал Наполеон
Там он почил среди мучений,
И вслед за ним, как бури шум,
другой от нас умчался гений,
другой властитель наших дум
Исчез, оплаканных свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец».
Кому посвящены эти строки? (Байрон) - Эта картина была написана в Италии. Благодаря ей
имя русского художника стало известно всей
Европе. В 1834 году эту картину увидел Пушкин и
написал:
Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают!.. Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон...”
Как называется картина, назовите автора?
(Карл Брюллов “Последний день Помпен“) - Император (российский), который принял Пушкина сразу после коронации, личный цензор поэта. Во время разговора с которым Пушкин заявил: ок.жись 14 декабря в Петербурге, был бы с друзьями на площади. (Николай I)
Музыкальная пауза: инсценировка сказки поэта “Золотая рыбка” (современная интерпретация).
IVтур. Конкурс капитанов
Задание: прочитать отрывок, вставляя пропущенные слова (отрывки из романа «Енгений Онегин»).
1. Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все (пьют) и все кричат;
Он засмеется — все (хохочут).
Нахмурит брови — все (молчат)
Он там (хозяин), это ясно:
И Таня уж не так (ужасна),
И, любопытная, теперь
Немного растворила (дверь)...
Вдруг (ветер) дунул, загашая
Огонь (светильников) ночных;
Смутилась шайка (домовых),
Онегин, (взорами), сверкая,
Из-за (стола), гремя, встает
Все (встали) он к дверям (идет).
2. Спор громче, (громче) вдруг Енгений
Хватает длинный (нож), и вмиг
Повержен (Ленский) страшно тени
Спустились; нестерпимый (крик)
Раздался... (хижина) шатнулась...
И (Таня) в ужасе проснулась,
Глядит, уже (в комнате) светло;
В окне сквозь мерзлое (стекло)
Зари (багряный) луч играет;
дверь отварилась (Ольга) к ней,
Авроры северной аллей
И легче ласточки, (влетает)
«Ну, (говорит), скажи же ты мне,
Кого ты видела (во сне)?»
Чтение учащимися строк из романа «Евгений Онегию».
Заключение
1. Подводится итог игре. Объявляется победитель.
2. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Я помню
чудное мгновенье». Звучит музыка.
Литературная игра кончается словами Пушкина, они звучат, как напутствие:
«Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет!»