Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Разделы: Русский язык


Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления нового материала средствами уровневой дифференциации.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели по содержанию урока:

а) образовательная: способствовать формированию умения запоминать определения об однородных членах предложения; уточнить и расширить представление о средствах и способах соединения однородных членов; знакомство с группами союзов по значению; б) развивающая: способствовать обучению школьников умению правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; составлять схемы предложений с однородными членами ; различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанными союзом и , и сложные с этим же союзом. в) воспитательная: способствовать воспитанию позитивных эмоций в процессе изучения этой темы.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в малых группах (парами), работа с учебником, работа с таблицей, работа по индивидуальным карточкам, работа в группах.

Средства обучения: компьютер, учебник, проектор, таблица.

Ход урока.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

Проверяю, насколько комфортно чувствуют себя дети.

Готовят рабочее место.

2.Мотивация и целеполагание.

Сегодня мы с вами познакомимся с однородными членами, связанными сочинительными союзами, и знаки препинания при них.
1. узнаем подробнее об однородных членах
2. научимся правильно ставить знаки препинания
3. составлять схемы предложений с однородными членами
4. различать простые предложения с однородными сказуемыми. Связанные союзом и , и сложные с этим же союзом.

Все готовы работать?

Вызвать учащегося к доске.

(остальные пишут цифровой диктант)
Цель диктанта:

Проверка умения различать однородные и неоднородные определения.
Словарная работа.

А теперь попробуйте разгадать ребус (См. приложение №3).
Перед вами два слова, которые были заимствованы в 17 веке из польского языка.
Первое слово образовано от польского слова «cavallo»- «конь, лошадь».
Второе слово имеет такой же корень, что и слово «артист» - «apt»- « умение ,искусство».
Оба слова роды войск русской армии.(Кавалерия, артиллерия).

Задание по сл. работе.
Выпишите из «Школьного словообразовательного словаря гнезда однокоренных слов.

 

А для закрепления запишем предложение.
Запись под диктовку.

-Объясните, пожалуйста, орфограммы предложения.
Как вы расставили знаки препинания?
Почему не ставите запятую перед союзом «и».

Работа по таблице.

-Определите, какие бывают группы сочинительных союзов?
-К какой группе относится союз «и»?
Сочинительные союзы, соединяющие однородные члены по значению, делятся на три группы:

1)соединительные
2) разделительные
3) противительные.
Союз «и» относится к соединительным союзам.
Почему эта группа получила такое название?
Какие еще союзы входят в группусоединительных?

На доске!

Брат пишет быстро, но красиво.

Брат пишет и содержательно, и быстро, и красиво.

Брат пишет не только быстро , но и красиво.

Анализ примеров с сочинительными союзами , составление схемы и вывод правила проводится и по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом:

См приложение№5.

Слушают учителя.

Выбирают для себя цель по силам.

 

 

Работа у доски (карточка с инд.заданием) ;
ребенок работает у доски, а другие ученики
см. приложение №1;
пишут цифровой диктант.

См. приложение №2;
( меняются тетрадями и проверяют через проектор, работают парами);

См.приложение №4
Сообщение учащегося о толковании данных слов, данное в «Толковом словаре русского языка под редакцией Ожегова.

дети выписывают:
Кавалерия-
кавалергард-
кавалерист-
кавалерийский-
по- кавалерийски.
Артиллерия-
Артиллерийский.

Предложение: Конница, пехота и артиллерия виднеются со всех сторон по обширной поляне.

Отвечают на вопросы.

Таблица дана через проектор.

 

 

Работают устно по таблице.

 

Отвечают на вопросы.

Разбирают вместе с учителем,
записывают в тетрадь.

Актуализация знаний

Дайте определение однородным членам.
Какими союзами соединены однородные члены?
Как делятся сочинительные союзы по значению?
Как делятся сочинительные союзы по составу?
Какие союзы могут быть одиночными?
Что вы знаете о знаках препинания между однородными членами, соединенными сочинительными союзами?

Отвечают на вопросы.

Первичное усвоение знаний.

Дает задание по учебнику. Упражнение 248
По заданию учебника.
Помогает слабым ученикам.

Выполняют задание
Сильные дети работают самостоятельно.

Осознание и осмысление блока новой учебной информации.

Дает задание по группам

См.приложение№6

Делятся на группы.

Работают в группах.

Закрепление материала.

Итог урока.

-Назовите тему урока.
-Чем сегодня занимались на уроке?
-Когда ставится запятая при однородных членах предложения?
-Назовите ,на какие 3 группы делятся сочинительные союзы?

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание.

Дает задание на выбор.
Упражнение 250. Параграф 43.
Сочинение-миниатюра «Январь»,
Используя предложения с однородными членами ,связанными сочинительными союзами.

Выбирают задания по силам.

Приложения