Урок русского языка в 7-м классе "Одна и две НН в суффиксах причастий"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Классное руководство


Цели:

  • восстановить в памяти правило о правописании Н-НН в суффиксах страдательных причастий;
  • совершенствовать умение правильно  писать слова с данной орфограммой;
  • воспитание любви и уважения к самому дорогому человеку на Земле – маме.

Средства обучения:

1. Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М. М. Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под редакцией М. Разумовской П.А. Леканта.– 13-е издание; стериотипное.- М.: Дрофа, 2008. – 363.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 7 класс
3. Раздаточный материал «Крестики-Нолики» для слабых учащихся.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Интерактивная доска SMART   Nebook File (Приложение 2)
  3. Презентация  Microsoft Office PowerPoint 2007 «Мне милее и дороже человека нигде не сыскать» (Приложение 1)
  4. Записи песен: М. Дунаевский «Мама - первое слово»; А. Пугачёва «Миллион алых роз», В. Толкунова «Носики-курносики», М. Звездинский «Очарована, околдована», «Песенка Мамонтёнка».

Этапы урока

I. Приветствие

Добрый день, родной мой класс!
Очень рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок,
И нам пора начать урок.
Ум немного поточить,
А что забыли, повторить

II. Запись числа.

III. Работа со слайдом 1

– Можно ли по записи  определить, о чём или о ком пойдёт речь на уроке? Подсказкой могут служить следующие слова:

Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала.
Так я могу сказать о ком? (Мама)

Звучит фрагмент  из песни М. Дунаевского «Мама – первое слово». (Приложение 3)

– Тема, действительно, не из грамматики, а жизненная, потому что где бы мы ни были, чем бы ни занимались, «мамины глаза всегда следят с волнением за нами». И поэтому  «от чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме», не разрушая её мечты и надежды, будем осваивать грамоту.

IV. Открытие темы

– Если вы правильно отгадаете все загадки, то узнаете тему сегодняшнего урока.

Загадки:

1. Сотни лун бы появилось,
И тогда бы осветилась
Ночь, как день,
Но жаль луна
Светит нам всегда (Одна)

2. На этой букве, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Ниже планку ставлю я:
«Прыгай, доченька моя!»

3. А за ней, не портя вид,
Самый распространённый
Сочинительный соединительный союз стоит

3. Дальше гляньте:
На строке прежних букв
Стало две.

4. Следом из словечка ВХОД
К нам приставка в класс бредёт.

5. А за ней, смеясь украдкой,
Прыг морфема акробатка.
Ей поручено всегда
Образовывать слова
И за корнем её место.
Вам морфема та известна.

6. Ну, а это вот  словцо
Знаем мы давно в лицо:
Признак по действию она обозначает,
На  вопросы  прилагательного и глагола отвечает.

– Две последние отгадки для вас
В множественное число поставить – не проблема.
И уже готова тема.

Взаимопроверка.

Критерии оценивания:

7 – «5»,    6-5 – «4»,  4 – «3»

V. Запись темы урока (на интерактивной доске) 

VI.Определение цели урока (формулируют дети)

– Цель урока, может тоже,
Кто-нибудь определить поможет
– Столько много повторили,
Тему для себя открыли.
А теперь, друзья, вперёд:
Нас ещё работа ждёт

VII. «Молчащая таблица»

Восстановите  конспект (фронтальная работа на интерактивной доске)  Приложение 2

– Есть таблица у меня,
Но она почти пуста.
Без правил эта таблица молчит.
Займут они место –
И она заговорит.

VIII. Развитие речи

Парная работа – рассказ конспекта друг другу.

IX. Тренировочные упражнения

– Выберите буквы и объясните свой выбор. (Материал взят из КиМ)

Работа с презентацией Слайд 2 (Показ фотографий мам этого класса)

Красивые мамы, – на свете вас много.
В глаза вы глядите открыто, упрямо.
В какую бы даль не звала нас дорога.
Нас всех провожают красивые мамы.

Слайд 3. Конструирование страдательных  причастий прошедшего времени.

Проверка с «помощником» Приложение 10, Приложение 11

Слайд 3.

Хозяйство, кухня, детские уроки,
Круговорот домашних дел большой.
Уюта в доме и тепла истоки –
Всё создано её душой.

X.  Подведение итогов и запись домашнего задания

Итак, какую тему вы сегодня повторяли? Перечислите условия написания НН в страдательных причастиях прошедшего времени.

Домашнее задание:

Упражнение № 128 «3» – задание № 1 после упражнения; «4» – 1,2; «5» – 1-3)

XI. Физминутка

А теперь, как в доброй сказке,
Дружно все закроем глазки.
Вправо глазными яблоками,
Влево покрутили.
Снова глазки все открыли.
Раз соседке подмигнули.
Два ресничками взмахнули.
Вправо, влево «постреляли»
И опять работать стали.

XII. Тренировочные упражнения

Слайды 4-6

А) «Винни-Пух и все-все (фронтально)

Б)  Музыкальная пауза. Слайды 7-9. Выпишите страдательные причастия с Н-НН, встречающиеся в песнях. Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7. (Работа для сильных учащихся)

В) Крестики-Нолики  (для слабых учащихся) Приложение 9

Дождь в окошко стучит,
Как замёрзшая птица,
Но она не уснёт,
Продолжая нас ждать.
Я сегодня  хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской
По имени МАТЬ!

XIII. Творческая работа

Напишите синквейн о маме, используя страдательные причастия. Приложение 8

XIV. Подарок для мамы

Чтение, оформление поздравительной открытки.

XV. Подведение итогов урока