Цели:
- восстановить в памяти правило о правописании Н-НН в суффиксах страдательных причастий;
- совершенствовать умение правильно писать слова с данной орфограммой;
- воспитание любви и уважения к самому дорогому человеку на Земле – маме.
Средства обучения:
1. Русский язык 7 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений / М. М.
Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос и др.; под
редакцией М. Разумовской П.А. Леканта.– 13-е
издание; стериотипное.- М.: Дрофа, 2008. – 363.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки
русского языка. 7 класс
3. Раздаточный материал «Крестики-Нолики» для
слабых учащихся.
Оборудование:
- Компьютер, проектор.
- Интерактивная доска SMART Nebook File (Приложение 2)
- Презентация Microsoft Office PowerPoint 2007 «Мне милее и дороже человека нигде не сыскать» (Приложение 1)
- Записи песен: М. Дунаевский «Мама - первое слово»; А. Пугачёва «Миллион алых роз», В. Толкунова «Носики-курносики», М. Звездинский «Очарована, околдована», «Песенка Мамонтёнка».
Этапы урока
I. Приветствие
Добрый день, родной мой класс!
Очень рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок,
И нам пора начать урок.
Ум немного поточить,
А что забыли, повторить
II. Запись числа.
III. Работа со слайдом 1
– Можно ли по записи определить, о чём или о ком пойдёт речь на уроке? Подсказкой могут служить следующие слова:
Над колыбелью ночевала,
Своим кормила молоком,
Уроки первые давала.
Так я могу сказать о ком? (Мама)
Звучит фрагмент из песни М. Дунаевского «Мама – первое слово». (Приложение 3)
– Тема, действительно, не из грамматики, а жизненная, потому что где бы мы ни были, чем бы ни занимались, «мамины глаза всегда следят с волнением за нами». И поэтому «от чистого сердца, простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме», не разрушая её мечты и надежды, будем осваивать грамоту.
IV. Открытие темы
– Если вы правильно отгадаете все загадки, то узнаете тему сегодняшнего урока.
Загадки:
1. Сотни лун бы появилось,
И тогда бы осветилась
Ночь, как день,
Но жаль луна
Светит нам всегда (Одна)2. На этой букве, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
Ниже планку ставлю я:
«Прыгай, доченька моя!»3. А за ней, не портя вид,
Самый распространённый
Сочинительный соединительный союз стоит3. Дальше гляньте:
На строке прежних букв
Стало две.4. Следом из словечка ВХОД
К нам приставка в класс бредёт.5. А за ней, смеясь украдкой,
Прыг морфема акробатка.
Ей поручено всегда
Образовывать слова
И за корнем её место.
Вам морфема та известна.6. Ну, а это вот словцо
Знаем мы давно в лицо:
Признак по действию она обозначает,
На вопросы прилагательного и глагола отвечает.– Две последние отгадки для вас
В множественное число поставить – не проблема.
И уже готова тема.
Взаимопроверка.
Критерии оценивания:
7 – «5», 6-5 – «4», 4 – «3»
V. Запись темы урока (на интерактивной доске)
VI.Определение цели урока (формулируют дети)
– Цель урока, может тоже,
Кто-нибудь определить поможет
– Столько много повторили,
Тему для себя открыли.
А теперь, друзья, вперёд:
Нас ещё работа ждёт
VII. «Молчащая таблица»
Восстановите конспект (фронтальная работа на интерактивной доске) Приложение 2
– Есть таблица у меня,
Но она почти пуста.
Без правил эта таблица молчит.
Займут они место –
И она заговорит.
VIII. Развитие речи
Парная работа – рассказ конспекта друг другу.
IX. Тренировочные упражнения
– Выберите буквы и объясните свой выбор. (Материал взят из КиМ)
Работа с презентацией Слайд 2 (Показ фотографий мам этого класса)
Красивые мамы, – на свете вас много.
В глаза вы глядите открыто, упрямо.
В какую бы даль не звала нас дорога.
Нас всех провожают красивые мамы.
Слайд 3. Конструирование страдательных причастий прошедшего времени.
Проверка с «помощником» Приложение 10, Приложение 11
Слайд 3.
Хозяйство, кухня, детские уроки,
Круговорот домашних дел большой.
Уюта в доме и тепла истоки –
Всё создано её душой.
X. Подведение итогов и запись домашнего задания
Итак, какую тему вы сегодня повторяли? Перечислите условия написания НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
Домашнее задание:
Упражнение № 128 «3» – задание № 1 после упражнения; «4» – 1,2; «5» – 1-3)
XI. Физминутка
А теперь, как в доброй сказке,
Дружно все закроем глазки.
Вправо глазными яблоками,
Влево покрутили.
Снова глазки все открыли.
Раз соседке подмигнули.
Два ресничками взмахнули.
Вправо, влево «постреляли»
И опять работать стали.
XII. Тренировочные упражнения
Слайды 4-6
А) «Винни-Пух и все-все (фронтально)
Б) Музыкальная пауза. Слайды 7-9. Выпишите страдательные причастия с Н-НН, встречающиеся в песнях. Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7. (Работа для сильных учащихся)
В) Крестики-Нолики (для слабых учащихся) Приложение 9
Дождь в окошко стучит,
Как замёрзшая птица,
Но она не уснёт,
Продолжая нас ждать.
Я сегодня хочу до земли поклониться
Нашей женщине русской
По имени МАТЬ!
XIII. Творческая работа
Напишите синквейн о маме, используя страдательные причастия. Приложение 8
XIV. Подарок для мамы
Чтение, оформление поздравительной открытки.
XV. Подведение итогов урока