Русский язык
-
Урок развития речи. 6-й класс. Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова "Аленушка" 2010
Представленный урок рассчитан на два учебных часа. Цель урока - совершенствование умения составлять текст-описание по картине. Учащиеся должны овладеть умением собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. На уроке дети знакомятся с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова.
-
Способы связи слов в словосочетаниях. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Урок в 11-м классе 2010
На современном этапе перед школьной практикой встала проблема поиска технологии обучения, позволяющей выпускнику успешно сдать ЕГЭ. Такой технологией как раз и является модульное обучение. Предлагаю вашему вниманию урок русского языка в 11-м классе по модульной технологии, который поможет ученику в совершенстве освоить один из сложных разделов синтаксиса «Словосочетание».
-
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. 5-й класс 2010
На уроке применяется активизация познавательной деятельности, работа со схемами предложений, работа по картине К.Юона "Русская зима. Лигачево". Это ведет к развитию эстетического вкуса, воспитанию любви к природе, а также формированию умения составлять связный рассказ, что способствует развитию речи.
-
Урок русского языка по теме "Фонетика". 10-й класс 2010
Урок призван выработать у учащихся четкое представление о системе гласных и согласных звуков, о способах их обозначения на письме. Также он призван показать соотношение звукового и буквенного облика слова, выработать умение находить основные звуковые процессы в слове. Дети учатся выполнять задания в тестовой форме, что помогает подготовиться к ЕГЭ.
-
Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы 2010
В работе показано, как привлечь детей к самостоятельной проектной деятельности, как реализовать замысел проекта, как планировать самостоятельную деятельность учащихся, как проводить защиту проекта.
-
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения 2010
Цель урока - развитие умения находить подлежащее и сказуемое как основу предложения, правильно ставить к ним вопросы и правильно подчеркивать. Урок проходит в игровой форме. Дети разбирают первую строку стихотворения «Одуванчик», а потом знакомятся со словарным словом – театр.
-
Описание природы. Зима. 6-й класс 2010
На уроках ведется работа над пейзажем музыкальным и литературным. С этой целью в уроки в качестве иллюстраций включаются стихотворения и отрывки из произведений классиков русской литературы, музыкальные фрагменты. Это позволяет обратиться к творчеству выдающихся композиторов, писателей и поэтов; в полной мере осуществлять межпредметные связи (русский язык - литература - музыка - изобразительное искусство - мировая художественная культура - история).
-
Слово и его строение. 5-й класс 2010
Урок расширяет и обогащает знания о морфеме как значимой части слова; формирует умения подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения; обогащает словарный запас школьников; воспитывает эстетический вкус, любовь к поэзии.
-
Слово и его строение. Морфемика. 10-й класс 2010
Предлагаемый конспект практического занятия предназначен для студентов первого курса педколледжа, а также может быть использован на уроках русского языка в 10-м классе средней школы. На занятии анализируется основной теоретический материал по теме, который закрепляется при выполнении практических упражнений и заданий ЕГЭ.
-
Обращение. Закрепление. Путешествие в сказку. 6-й класс 2010
Урок-путешествие в игровой форме позволяет обобщить и закрепить полученные знания. Такой тип урока позволит повысить познавательную активность учащихся, создать атмосферу непринужденности, развить творческое воображение, сформировать коммуникативные навыки, а также внести оживление в рутинную работу, связанную с отработкой материала.
-
Деепричастие. 7-й класс 2010
На уроке обобщаются и систематизируются сведения о деепричастии и деепричастном обороте, вырабатывается практическое умение находить деепричастный оборот и ставить знаки препинания при нем; проверяется умение различать деепричастные и причастные обороты. Различные задания, предложенные учащимся, способствуют развитию быстроты реакции, внимания, памяти, мышления и речи.
-
Интегрированный урок русского и английского языков на тему "Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам в форме спортивного репортажа" 2010
Нестандартные формы урока являются эффективным средством повышения мотивации к изучению русского языка, а также позволяют наиболее полно и интересно реализовать межпредметные связи. Цель урока – установление связей между русским и английским языком; проведение этимологического анализа слов английского происхождения; подготовка учащихся к сочинению-рассказу в форме спортивного репортажа на основе сюжетных картинок; развитие в учащихся интереса к спорту.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Заимствованные слова" 2010
Урок русского языка проходит в форме «круглого стола» юных лингвистов. Учащимся были даны опережающие задания по новой теме. Они исследовали происхождение иностранных слов и подготовили презентацию своих работ. Формы презентаций были разнообразные: путешествие по городу, восточный гость с сундуком, спортивный комментатор, «модный лингвист». Итогом урока стал Рабочий словарь иностранных слов.
-
Обобщение по теме "Причастие" 2010
Данный урок используется для закрепления знаний учащихся по теме «Причастие», развитие навыков монологической речи, орфографической и пунктуационной зоркости. На уроке активизировалась самостоятельная работа учащихся и работа у доски, повторение разных видов разбора. Урок построен с использованием жанра сказки.
-
Поговорим о Великой Победе! Упражнения в написании слов с безударными гласными в корне 2010
Цели урока: закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением; развивать умение распознавать безударный гласный в корне; активизировать познавательную деятельность; прививать интерес к истории своего народа.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Духовные ценности и духовная память" 2010
Часто провожу интегрированные уроки русского языка и литературы. Подобные уроки решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения, повышают интерес не только к литературе, но и к занятиям родным языком. В конце занятия представлено тестовое задание в форме малого ЕГЭ по литературе, предложенные вопросы учитывают требования, предъявляемые к содержанию образования в 7-м классе.
-
Урок по развитию речи в 7-м классе "Музыка моря. Музыка слова" 2010
Цель урока – научить отбору материала для своих сочинений, работать с черновиком.
-
Подготовка к изложению. Анализ отрывка художественного текста из произведения Н.В. Гоголя "Мертвые души". 9-й класс 2010
Учитель готовит учащихся к изложению, формирует умение анализировать текст на идейном и языковом (лексическом, морфологическом, синтаксическом) уровнях, воспитывает культуру умственного труда посредством анализа, синтеза и группировки.
-
Творческий диктант на вставку слов по картине К.Ф. Юона "Конец зимы. Полдень" 2010
Урок направлен на то, чтобы в интересной форме подготовить ребят к сочинению по картине. На уроке учащиеся не только смогут поработать над картиной, но и узнать об авторе, проникнуться той атмосферой, которая царит за пределами просто изображения, почувствовать настроение художника, передать свое настроение, посетившее ребёнка при просмотре картины.
-
Интегрированный урок (информатика + русский язык) "Слово о словарях" 2010
Урок помогает познакомить со словарями, расположенными на разных сайтах, учит применять знания и умения в работе с текстом и словарями.
-
Подготовка к сочинению "Памятник А.С. Пушкину в Казани". 9-й класс 2010
Урок развития речи по русскому языку в 9-м классе позволяет отработать многие умения и навыки составления собственного текста. Готовясь к уроку, учащиеся должны найти материал в книгах по истории Казани, посетить музей-усадьбу Баратынских, прослушать лекцию о трех днях пребывания Пушкина в Казани, посетить Казанский кремль и гостиницу Дворянского собрания.
-
Развивающий урок по русскому языку во 2-м классе на основе системы Л.В. Занкова "Имя прилагательное как часть речи" 2010
Цель урока: ознакомление с существительными, признаками имени прилагательного как части речи, развитие умения распознавать имена прилагательные.
-
Формы самостоятельной работы обучающихся по русскому языку 2010
Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.
-
Нравственное и патриотическое воспитание 2010
Одной из целей изучения русского языка в средней школе является воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка.
-
Повествование в художественном стиле 2010
Мастерская – необычная форма проведения урока, одной из особенностей которой является то, что учитель как оратор, рассказчик, разъяснитель нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Однако открытия непременно ждут ученика в мастерской.
-
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. 7-й класс 2010
Урок русского языка в 7-м классе знакомит учащихся с одной и двумя буквами Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Ребята учатся отличать причастия от отглагольных прилагательных, устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв Н в суффиксах этих частей речи.
-
Использование лингвистического анализа текста на уроках русского языка 2010
Работая в сельской школе сталкиваешься со многими проблемами, в частности с низкой орфографической грамотностью, с неумением учащимися связно и логично строить высказывание. Особенно проблема обострилась, когда учащиеся стали сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Решение проблемы видится в использовании на уроках лингвистического анализа текста.
-
Методическая разработка урока русского языка в 7-м классе "Стилистические функции причастий" 2010
Цель урока - выявление стилистических функций причастий на основе актуализации знаний о роли причастий в речи путем анализа текстов разных стилей и практических заданий исследовательского характера. Использование интерактивной доски на уроке позволяет обучающимся принимать участие в групповых дискуссиях, выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
-
Обобщающий урок-КВН по темам "Причастие. Деепричастие". 7-й класс 2010
Обобщающий урок-КВН с целью систематизировать знания и умения обучающихся, в игровой форме проверить имеющиеся знания и умения, выявить и восполнить пробелы в знаниях. На этом уроке двоек не получит никто. В конце урока ученик получает отметку, посчитав среднее арифметическое заработанных им фантов.
-
Развитие речевой компетенции на уроках русского языка и литературы 2010
При проведении ЕГЭ широко используются технология методики и централизованного тестирования. Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания.