Морфемика. Орфография. Культура речи. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • научить учащихся понимать морфемы как значимые части слова;
  • научить обоснованно и правильно выделять морфемы; различать разные формы одного и того же слова;
  • формировать умение подбирать однокоренные слова с учётом значения корня.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя

– Сегодня мы будем говорить о морфемах – наименьших значимых частях слова. Они изучаются в разделе «Морфемика».
Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучаются морфемы – части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
При изменении и образовании слов образуются формы одного и того же слова, лексическое  значение остаётся тем же самым. Меняется только его грамматическое значение.
При образовании слов, получаются однокоренные слова, слова с различным лексическим значением.
Итак, перед вами два текста.

1. В наших лесах растёт                                2. Из-за далёких рубежей
диво дивное – береза.                                   Доходит к нам молва.
Это удивительное творение                         Сто раз в одном из падежей
природы. Удивляет оно прежде                  Ты названа, Москва.
всего тем, что это единственное
дерево в мире с белой корой.                      Послушай радио – молву
О берёзках в народе сложено много           Минуту или две:
песен. «Страной берёзового                        Москва, Москвы, Москве.
ситца» называл поэт Сергей Есенин.         Москву, Москвою, о Москве.

2. Запись под диктовку 1-го текста, записывают в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-); -берёз- подбирают и записывают синонимы к словам удивительный, берёза.

3. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака

Учащиеся находят в стихотворении пример словоизменения, записать эти слова, доказать, что это формы одного и того же слова. Делается вывод о том, что изменение формы слова происходит путём замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется.

4. Диктант с комплексными заданиями

Вода в Мещерских озёрах

В Мещере почти у всех озёр вода разного цвета.  В одном она фиолетовая, в другом – желтоватая, в третьем – оловянного цвета, а в четвёртом – чуть синеватая. В луговых  озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.

Задания

1. Графически обозначить суффиксы -оват-, -еват-; указать (устно), какое значение придают они прилагательным.

2. Составить схему строения текста; пересказать его.

3. Подобрать и записать однокоренные слова к слову провода в четверостишии Агнии Барто. В каком лексическом значении употреблено это слово?

Вместе с Юрой на разведку
Мы приходим в этот двор.
Красят лестничную клетку.
Провода несёт монтёр.

4. Сделать синтаксический разбор последнего предложения.

5. Выписать из всех текстов в колонки:

Приставки         Корни                 Суффиксы

5. Подведение итогов урока

6. Объяснение домашнего задания

Повторение теоретических сведений параграфов 70-77, упражнение 404.