Цели:
- научить учащихся понимать морфемы как значимые части слова;
- научить обоснованно и правильно выделять морфемы; различать разные формы одного и того же слова;
- формировать умение подбирать однокоренные слова с учётом значения корня.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя
– Сегодня мы будем говорить о морфемах –
наименьших значимых частях слова. Они изучаются
в разделе «Морфемика».
Морфемика – это раздел науки о языке, в
котором изучаются морфемы – части слова:
приставка, корень, суффикс, окончание.
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
При изменении и образовании слов образуются формы
одного и того же слова, лексическое
значение остаётся тем же самым. Меняется только
его грамматическое значение.
При образовании слов, получаются однокоренные
слова, слова с различным лексическим
значением.
Итак, перед вами два текста.
1. В наших лесах растёт 2. Из-за далёких рубежей
диво дивное – береза. Доходит к нам молва.
Это удивительное творение Сто раз в одном из падежей
природы. Удивляет оно прежде Ты названа, Москва.
всего тем, что это единственное
дерево в мире с белой корой. Послушай радио – молву
О берёзках в народе сложено много Минуту или две:
песен. «Страной берёзового Москва, Москвы, Москве.
ситца» называл поэт Сергей Есенин. Москву, Москвою, о Москве.
2. Запись под диктовку 1-го текста, записывают в два столбика однокоренные слова с корнями -див- (-дивл-); -берёз- подбирают и записывают синонимы к словам удивительный, берёза.
3. Выразительное чтение стихотворения С. Маршака
Учащиеся находят в стихотворении пример словоизменения, записать эти слова, доказать, что это формы одного и того же слова. Делается вывод о том, что изменение формы слова происходит путём замены окончания. При этом лексическое значение слова не меняется.
4. Диктант с комплексными заданиями
Вода в Мещерских озёрах
В Мещере почти у всех озёр вода разного цвета. В одном она фиолетовая, в другом – желтоватая, в третьем – оловянного цвета, а в четвёртом – чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
Задания
1. Графически обозначить суффиксы -оват-, -еват-; указать (устно), какое значение придают они прилагательным.
2. Составить схему строения текста; пересказать его.
3. Подобрать и записать однокоренные слова к слову провода в четверостишии Агнии Барто. В каком лексическом значении употреблено это слово?
Вместе с Юрой на разведку
Мы приходим в этот двор.
Красят лестничную клетку.
Провода несёт монтёр.
4. Сделать синтаксический разбор последнего предложения.
5. Выписать из всех текстов в колонки:
Приставки Корни Суффиксы
5. Подведение итогов урока
6. Объяснение домашнего задания
Повторение теоретических сведений параграфов 70-77, упражнение 404.