Понятие сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

- актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных;

- дать понятие о классификации сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными;

- формировать умения различать разные виды подчинительной связи;

- вооружать учащихся приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией;

- развивать информационную компетентность (извлечение первичной информации) и коммуникативную компетентность (письменная и устная речь);

- совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными;

- воспитывать умение работать в паре, уважение друг к другу.

Оборудование: учебник “Русский язык 9 класс” авторы: М.М. Разумовская, С.П. Лекант; компьютер, проектор, интерактивная и маркерная доска, тетради-справочники учащихся, распечатка таблиц на формате А 4; презентация (Приложение).

Ход урока

I. Оргмомент.

- Добрый день, ребята! Я рада вновь всех вас видеть. Нашу работу на уроке хочу начать с фразы. Внимательно послушайте то, о чём я вам буду говорить, и закончите самостоятельно мою мысль, если сможете, а я надеюсь, что это у вас получится без труда. Итак, настоящая наука заключается не в том, чтобы о сложном говорить просто, а чтобы о простом говорить сложно, поэтому в нашей речи используется очень много ... (закончите предложение).

Модельный ответ учащихся - … сложных предложений.

- Верно. Как вы думаете, какое отношение имеет эта мысль к нашему уроку? (Ответы учащихся)

II. Стадия “Вызова”.

1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

-Что вы должны были выполнить дома?

Один ученик отвечает у доски с опорой на свой кластер (тетрадь-справочник), остальные слушают и по мере необходимости задают вопросы.

- Уточните, в чём состоит особенность сложноподчинённых (СПП) предложений? (Ответы учащихся)

Внимание! Запишите число и оставьте две строчки, чтобы позднее записать тему урока.

2. Тренинг по пунктуации.

- Ребята, давайте выясним, как вы усвоили виды сложноподчинённых предложений (СПП).

А для этого проведём тренинг по пунктуации. На слайде 2 вам предложены предложения, что вы заметили?

- Что необходимо сделать?

Итак, легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.

Формулировка задания: спишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите виды придаточных предложений, составьте их схемы.

1. Я думал, что любовь погасла навсегда. (А.С. Пушкин)

2. Счастье зачастую оказывается не там где его ждёшь. (В. Белов)

3. Пока я ходить умею пока глядеть я умею я буду идти вперёд. (Л.Ошанин)

4. Образование не даёт ростков в душе если оно не проникает до значительной глубины.

3. Взаимопроверка. Работа в парах

- Обменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте, как выполнено задание. Исправьте недочёты в работах (ключ для проверки предложен на слайде 3).

4. Работа с таблицей Донны ОГЛ “Знаю – хочу узнать – узнал” (ЗХУ). Заполните первую часть вашей таблицы. Что вы знаете о СПП (на парте у каждого лежит распечатка таблицы на формате А4).

Знаю

Хочу узнать

Узнал

5. “Четвёртое лишнее”.

- Укажите, какое из СПП предложений “лишнее”? Почему? Обоснуйте свой ответ.

- Какое отношение имеет это предложение к нашему уроку?

III. Формулировка темы и цели урока.

1 .Сформулируйте тему урока, запишите её в своих тетрадях (слайд 4).

2. Определите свои личные задачи на сегодняшний урок.

- Что хотите узнать? Чему научиться? Для этого поработайте со второй частью таблицы “ЗХУ”.

3. Затем цели корректирует и формулирует учитель.

- Теперь, исходя из ваших частных задач, сформулируем общие цели нашего урока (слайд 5).

IV. Стадия “ Осмысления”

1. Самостоятельная работа с учебной книгой (текст параграфа с. 53-55).

- Каким источником информации вы воспользуетесь, чтобы решить поставленные задачи? (Материалом учебника)

Использование приёма “ИНСЕРТ” (слайд 6). Маркировка текста параграфа символами (работа карандашом).

Условие! Обязательно убрать карандаш дома!

“V” знаю;

“ +” узнал новое;

“ - ” ошибался, думал по-другому;

“?” не понял, хочу узнать

2. Работа в парах.

- Сформулируйте вопросы, которые вы хотели бы задать своим товарищам, запишите их в тетради.

- Обсудите друг с другом, что нового узнали на уроке, попытайтесь разъяснить друг другу, что не понятно.

3. Коллективная работа (обсуждение новой информации, ответы на вопросы, сформулированные учащимися).

- Кто из вас и кому хочет задать вопрос?

Но учтите, если кто-то из вас затрудняется дать ответ на поставленный вопрос, то отвечает тот, кто задавал вопрос.

4. Беседа по содержанию новой информации.

- Какую новую информацию о СПП вы узнали?

- Кто из вас ошибался и думал по-другому?

- Кто что-то не понял, кому необходима помощь?

- Назовите основные группы СПП с несколькими придаточными.

- В каких случаях между придаточными предложениями не ставится запятая?

- Может ли в СПП быть несколько комбинаций придаточных предложений?

5. Систематизация нового материала. Составление кластера.

Один ученик работает у доски и составляет кластер, остальные - в своих тетрадях-справочниках.

V. Стадия “Рефлексии”.

1. Возврат к стадии “Вызова” (к “лишнему” предложению).

- Давайте обратимся к нашему “лишнему” предложению.

Что вы теперь можете о нём рассказать?

Модель ответа уч-ся.

Это СПП с однородным подчинением, так как придаточные отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по значению, относятся к одному общему для них главному предложению.

Составьте схему этого предложения. (Один учащийся работает у доски)

2. Пунктуационный практикум. Чтение схем (слайд 7).

На практике сейчас проверим точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

Задание: прочитайте схемы предложений, определите в них вид подчинения, составьте и запишите по данным схемам предложения.

1-е предложение СПП с последовательным подчинением;

2-е предложение СПП с параллельным подчинением;

3-е предложение СПП с однородным подчинением;

4-е предложение СПП с параллельным и последовательным подчинением

3. Эссе “Что нового я узнал на уроке” (пятиминутная творческая работа). Работа с последней частью таблицы “ ЗХУ”.

Я узнал (а) на уроке, что…

4. Проверка ученических работ (эссе).

5. Творческая работа (коллективная).

Давайте попытаемся вместе сочинить синквейн (пятистишие) о сложном союзном предложении. В результате совместной работы был составлен синквейн.

Сложное предложение.

Сложносочинённое, сложноподчинённое.

Поясняет, раскрывает, сообщает.

И о простом можно говорить сложно.

Мысль.

6. Практическое применение знаний.

- Скажите, где мы можем использовать СПП с несколькими придаточными и с какой целью? (Ответы учащихся)

VI. Домашнее задание (слайд 8).

Чтобы упрочить ваши знания,

Даю домашнее задание.

1. Материал учебника с. 53-55, упр. № 130.

2. На листе формата А4 составить кластер (структурно-логическую схему) по теме “Сложноподчинённое предложение” с учетом новых знаний, полученных на уроке.

3. Сочинить синквейн о СПП с учётом новых знаний (это задание выполняется по желанию учащихся).