Цели урока:
- актуализировать опорные знания и умения, сформированные при изучении сложноподчинённых предложений с разными видами придаточных;
- дать понятие о классификации сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными;
- формировать умения различать разные виды подчинительной связи;
- вооружать учащихся приёмами самостоятельной работы с учебным текстом и новой информацией;
- развивать информационную компетентность (извлечение первичной информации) и коммуникативную компетентность (письменная и устная речь);
- совершенствовать пунктуационные навыки и умения конструировать сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными;
- воспитывать умение работать в паре, уважение друг к другу.
Оборудование: учебник “Русский язык 9 класс” авторы: М.М. Разумовская, С.П. Лекант; компьютер, проектор, интерактивная и маркерная доска, тетради-справочники учащихся, распечатка таблиц на формате А 4; презентация (Приложение).
Ход урока
I. Оргмомент.
- Добрый день, ребята! Я рада вновь всех вас видеть. Нашу работу на уроке хочу начать с фразы. Внимательно послушайте то, о чём я вам буду говорить, и закончите самостоятельно мою мысль, если сможете, а я надеюсь, что это у вас получится без труда. Итак, настоящая наука заключается не в том, чтобы о сложном говорить просто, а чтобы о простом говорить сложно, поэтому в нашей речи используется очень много ... (закончите предложение).
Модельный ответ учащихся - … сложных предложений.
- Верно. Как вы думаете, какое отношение имеет эта мысль к нашему уроку? (Ответы учащихся)
II. Стадия “Вызова”.
1. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.
-Что вы должны были выполнить дома?
Один ученик отвечает у доски с опорой на свой кластер (тетрадь-справочник), остальные слушают и по мере необходимости задают вопросы.
- Уточните, в чём состоит особенность сложноподчинённых (СПП) предложений? (Ответы учащихся)
Внимание! Запишите число и оставьте две строчки, чтобы позднее записать тему урока.
2. Тренинг по пунктуации.
- Ребята, давайте выясним, как вы усвоили виды сложноподчинённых предложений (СПП).
А для этого проведём тренинг по пунктуации. На слайде 2 вам предложены предложения, что вы заметили?
- Что необходимо сделать?
Итак, легко расставим знаки препинания в любом по сложности задании.
Формулировка задания: спишите предложения, расставьте знаки препинания, укажите виды придаточных предложений, составьте их схемы.
1. Я думал, что любовь погасла навсегда. (А.С. Пушкин)
2. Счастье зачастую оказывается не там где его ждёшь. (В. Белов)
3. Пока я ходить умею пока глядеть я умею я буду идти вперёд. (Л.Ошанин)
4. Образование не даёт ростков в душе если оно не проникает до значительной глубины.
3. Взаимопроверка. Работа в парах
- Обменяйтесь друг с другом тетрадями и проверьте, как выполнено задание. Исправьте недочёты в работах (ключ для проверки предложен на слайде 3).
4. Работа с таблицей Донны ОГЛ “Знаю – хочу узнать – узнал” (ЗХУ). Заполните первую часть вашей таблицы. Что вы знаете о СПП (на парте у каждого лежит распечатка таблицы на формате А4).
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
5. “Четвёртое лишнее”.
- Укажите, какое из СПП предложений “лишнее”? Почему? Обоснуйте свой ответ.
- Какое отношение имеет это предложение к нашему уроку?
III. Формулировка темы и цели урока.
1 .Сформулируйте тему урока, запишите её в своих тетрадях (слайд 4).
2. Определите свои личные задачи на сегодняшний урок.
- Что хотите узнать? Чему научиться? Для этого поработайте со второй частью таблицы “ЗХУ”.
3. Затем цели корректирует и формулирует учитель.
- Теперь, исходя из ваших частных задач, сформулируем общие цели нашего урока (слайд 5).
IV. Стадия “ Осмысления”
1. Самостоятельная работа с учебной книгой (текст параграфа с. 53-55).
- Каким источником информации вы воспользуетесь, чтобы решить поставленные задачи? (Материалом учебника)
Использование приёма “ИНСЕРТ” (слайд 6). Маркировка текста параграфа символами (работа карандашом).
Условие! Обязательно убрать карандаш дома!
“V” знаю;
“ +” узнал новое;
“ - ” ошибался, думал по-другому;
“?” не понял, хочу узнать
2. Работа в парах.
- Сформулируйте вопросы, которые вы хотели бы задать своим товарищам, запишите их в тетради.
- Обсудите друг с другом, что нового узнали на уроке, попытайтесь разъяснить друг другу, что не понятно.
3. Коллективная работа (обсуждение новой информации, ответы на вопросы, сформулированные учащимися).
- Кто из вас и кому хочет задать вопрос?
Но учтите, если кто-то из вас затрудняется дать ответ на поставленный вопрос, то отвечает тот, кто задавал вопрос.
4. Беседа по содержанию новой информации.
- Какую новую информацию о СПП вы узнали?
- Кто из вас ошибался и думал по-другому?
- Кто что-то не понял, кому необходима помощь?
- Назовите основные группы СПП с несколькими придаточными.
- В каких случаях между придаточными предложениями не ставится запятая?
- Может ли в СПП быть несколько комбинаций придаточных предложений?
5. Систематизация нового материала. Составление кластера.
Один ученик работает у доски и составляет кластер, остальные - в своих тетрадях-справочниках.
V. Стадия “Рефлексии”.
1. Возврат к стадии “Вызова” (к “лишнему” предложению).
- Давайте обратимся к нашему “лишнему” предложению.
Что вы теперь можете о нём рассказать?
Модель ответа уч-ся.
Это СПП с однородным подчинением, так как придаточные отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по значению, относятся к одному общему для них главному предложению.
Составьте схему этого предложения. (Один учащийся работает у доски)
2. Пунктуационный практикум. Чтение схем (слайд 7).
На практике сейчас проверим точно,
Кто смог теорию усвоить прочно.
Задание: прочитайте схемы предложений, определите в них вид подчинения, составьте и запишите по данным схемам предложения.
1-е предложение СПП с последовательным подчинением;
2-е предложение СПП с параллельным подчинением;
3-е предложение СПП с однородным подчинением;
4-е предложение СПП с параллельным и последовательным подчинением
3. Эссе “Что нового я узнал на уроке” (пятиминутная творческая работа). Работа с последней частью таблицы “ ЗХУ”.
Я узнал (а) на уроке, что…
4. Проверка ученических работ (эссе).
5. Творческая работа (коллективная).
Давайте попытаемся вместе сочинить синквейн (пятистишие) о сложном союзном предложении. В результате совместной работы был составлен синквейн.
Сложное предложение.
Сложносочинённое, сложноподчинённое.
Поясняет, раскрывает, сообщает.
И о простом можно говорить сложно.
Мысль.
6. Практическое применение знаний.
- Скажите, где мы можем использовать СПП с несколькими придаточными и с какой целью? (Ответы учащихся)
VI. Домашнее задание (слайд 8).
Чтобы упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
1. Материал учебника с. 53-55, упр. № 130.
2. На листе формата А4 составить кластер (структурно-логическую схему) по теме “Сложноподчинённое предложение” с учетом новых знаний, полученных на уроке.
3. Сочинить синквейн о СПП с учётом новых знаний (это задание выполняется по желанию учащихся).