Цель урока:
- Знакомство с вин. п. на лексическом материале “Одежда”.
- Развитие навыков чтения, говорения, аудирования и письма на основе лексико-грамматических упражнений и стихотворного текста “Мой мишка”.
Грамматический материал: Винительный падеж
1. существительного и прилагательного в ед. ч. (окончания -у, нулевое) и мн. ч.
Кого? Что?
2. Род имени существительного (повторение).
Лексический материал: “Одежда”, работа над текстом “Мой мишка”.
Фонетика: [р], [ш], [л], [л’].
Ход занятия
1. Организационный момент. (1 мин.)
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы узнаем предметы одежды. Мы будем говорить, слушать, читать, писать и играть.
2. Фонетическая разминка. (2 мин.)
– Сейчас надо говорить правильно, четко и быстро.
Мама мыла раму, мама мыла Милу
(Дети повторяют за учителем хором, потом по очереди.)
3. Демонстрация грамматического материала (игра с применением иллюстративного материала) и одновременное знакомство с новой грамматической моделью. (7 мин.)
– Ребята! Сейчас игра “Картинки”. (Учитель достает уже знакомые детям картинки по теме “Продукты”, “Животные” и спрашивает по очереди детей.)
Что это? – Это хлеб.
Я люблю хлеб. А ты? – Я люблю хлеб. (молоко, печенье, апельсин , конфету, колбасу и т.д. )
Кто это? – Это корова.
Я вижу корову. А ты? – Я вижу корову. (лягушку, кошку, лошадь_ и т.д.)
4. Введение лексики по теме “Одежда”. (10 мин.)
– Ребята! Сейчас новые слова. (Можно вызвать девочку и мальчика, показывая на его предметы одежды, спросить: что это?)
(В коробке картинки с изображением предметов одежды. Дети по очереди достают по одной картинке, рассматривают, читают на оборотной стороне картинки название предмета. Название написано печатно и письменно с ударением.)
– Что это? (Вопрос задает учитель, ученик, показывая другим ребятам картинку, проговаривает: это рубашка, это юбка, это жилет, это штаны, …)
5. Повторение: род имен существительных. (5 мин.)
– Это ОН, ОНА, ОНО? (Учитель показывает знакомый ребятам круг “Род существительного”, каждый ребенок свою картинку прикрепляет к кругу. А слово “штаны”, “брюки” помещаем отдельно.)
– Юбка какая? – красная, длинная, короткая.
– Жилет какой? – серый.
– Штаны какие? – синие, спортивные. (и т.д.)
6. Динамическая пауза. (5 мин.)
Дети становятся в кружок. Можно тихо включить веселую легкую музыку. Игра “Да – нет”. Ребенок должен прыгнуть в центр круга, если называемый предмет есть на нем.
– У тебя рубашка? – Да.
И т.д.
7. Отработка основной грамматической модели. (10 мин.)
На иллюстрациях разные времена года, медвежонок Мишка в разной одежде.
– Это зима. Медвежонок Мишка надел шапку. Медвежонок Мишка надел (теплую)
шапку.
– Это лето. Медвежонок Мишка надел рубашку. Медвежонок Мишка надел (зеленую)
рубашку.
И т.д.
Четыре предложения по образцу дети записывают, выделяют окончания сущ. и прилаг.
8. Работа над текстом неполного стихотворения З. Александровой “Мой Мишка”.
А) Детям даются иллюстрации к стихотворению и тексты. Сначала текст читает учитель. Дети слушают, потом ставят ударения. (5 мин.)
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.Повяжу тебе салфетку,
Ешь котлетку, ешь конфетку,
Молоко свое допей,
И пойдем гулять скорей.
Б) Объяснение новых слов (обратить внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы: большая конфета – маленькая конфетка). (5 мин.)
9. Домашнее задание: выучить стихотворение, ответить на вопросы. (Тексты отдаются детям. Вопросы напечатаны ниже текста.) (5 мин.)
– Что сшила девочка Мишке?
– Что девочка сошьет Мишке?
– Что надо пришить к штанишкам?
– Что дает девочка Мишке?