Заседание ученого совета по теме "Суффикс – значимая часть слова". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • повторить сведения о роли суффикса в образовании новых слов;
  • познакомить учащихся с разными значениями суффиксов, употреблением в разных стилях речи;
  • совершенствовать умение образовывать слова с помощью известных суффиксов, определять их значение;
  • развивать умение самостоятельно находить материал, оформлять в виде презентации, делать выводы, обобщать изученный материал, оценивать результаты выполненных действий;
  • развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к родному языку, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование к уроку:

  • Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. - 24-е изд. – М.: Просвещение, 1998. - 319 с.: ил.
  • Презентация урока.
  • Компьютер и мультимедийный проектор.

Подготовка к уроку.

Опережающие задания за неделю:

1 ученик: Опрос учащихся по вопросам.

  1. Знаете ли вы своё полное имя? Краткие формы?
  2. Как к вам обращаются одноклассники, друзья?
  3. Как хотели бы вы, чтобы вас называли?
  4. Почему при обращении не используете уменьшительно-ласкательные формы имени одноклассников?

2 ученик: Наизусть отрывок из русской народной песни “Ивушка, ивушка, зелёная моя!”

3 ученик: Создание презентации на тему: “Значение суффиксов”.

  1. Название лиц по месту жительства.
  2. Не совсем, чуть-чуть.
  3. Название детёнышей животных.
  4. Сделанный из данного предмета.

4 ученик: Создание презентации на тему: “Значение суффиксов.

  1. Название лиц по роду занятости, профессии.
  2. Уменьшительно-ласкательное значение.

5 ученица: Создание презентации “Уменьшительные формы мужских и женских имён”.

Содержание урока

I. Оргмомент.

Настрой на урок.

Учитель. Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен и уверен в себе”.

Запись в тетрадях числа, темы урока

Ученик напоминает, как нужно сидеть за партой во время урока.

II. Тема, цели урока.

Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. (Слайд № 1 презентации. Приложение 1)

Мы сегодня проведём заседание учёного совета, где выступят эксперт, научные консультанты познакомят нас с новыми знаниями. Тема нашего заседания: “Суффикс - значимая часть слова”. (Слайд № 2 презентации. Приложение 1)

Сначала мы вспомним, что мы уже знаем из курса начальной школы.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Какой раздел русского языка мы изучаем?
  2. Что изучается в разделе морфемика?
  3. Назовите все морфемы.
  4. Какие морфемы участвуют в образовании слов?
  5. Дать определение суффиксу.
  6. Какие значения суффиксов вы уже знаете?

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Ребята в русском языке много разных морфем. Среди них суффикс занимает особое место. Посмотрите на слайд. (Слайд № 3 презентации. Приложение 1)

Каждый суффикс имеет определённое значение. Я предоставляю слово первому научному консультанту. Записи о значениях суффиксов вы ведёте в тетрадях-справочниках. Тренировочные упражнения в рабочих тетрадях.

Первый консультант.

Ребята, я расскажу вам о четырёх группах суффиксов и их значениях. Первая группа суффиксов - -ец-, -анин-, -янин-, -ич-. (Слайд № 4 презентации. Приложение 1)

С помощью этих суффиксов мы можем образовать слова, называющие людей по их месту жительства.

Вторая группа суффиксов: -оват-, -еват-. (Слайд № 5 презентации. Приложение 1)

Эти суффиксы мы можем использовать тогда, когда хотим сказать, что признак у предмета проявляется не в полной форме, а чуть-чуть. Третья группа суффиксов поможет вам правильно назвать детёнышей животных в единственном - -ёнок-, -онок- и во множественном числе - ат-, -ят.

(Слайд № 6 презентации. Приложение 1)

Четвёртая группа суффиксов нам нужна, когда мы характеризуем предмет, говорим из какого материала он сделан- -ан-, -ян-, -ов-. (Слайд № 7 презентации. Приложение 1)

Итак, ещё раз посмотрите на все эти группы суффиксов и запомните их значение. Правильно образовывайте нужные слова. (Слайд № 8 презентации. Приложение 1)

Учитель. А сейчас мы потренируемся в различении значений суффиксов, в умении правильно подбирать слова с заданными значениями суффиксов. Работу выполняем в рабочих тетрадях.

Ребята первой группы выполняют первое задание. Распределить слова по группам, учитывая значение суффиксов. Ребята второй группы выполняют второе задание. Подобрать по 2-3 слова в каждую группу. (Слайд № 9 презентации. Приложение 1)

Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.

Учитель. Давайте проверим правильность выполнения задания.

(Слайд № 10 презентации. Приложение 1)

Проверка выполнения задания второй группы.

Учитель. Итак, мы продолжаем знакомиться со значениями суффиксов. Слово предоставляется второму консультанту.

Второй консультант. Я познакомлю вас с ещё двумя группами суффиксов. Первая группа суффиксов. Эти суффиксы помогают нам образовывать слова, называющие людей по их роду деятельности, по профессии - -ак-, -як-, -щик-, -чик-, -тель-.

(Слайд № 11 презентации. Приложение 1)

Гимнастика для глаз.

Учитель. Сейчас мы выполним упражнение 377 и познакомимся с новыми профессиями.

(Слайд № 12 презентации. Приложение 1)

Обратите внимание на правописание слов пианино, гитара.

Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения работы.

(Слайды № 13-15 презентации. Приложение 1)

Учитель. Что вы, ребята, знаете об этих профессиях? Какими знаниями должны обладать эти люди?

Ответы учащихся.

Второй консультант. Вторая группа суффиксов. Эти суффиксы мы можем употреблять в своей речи, когда говорим о маленьких предметах или хотим сказать о них ласково: -ик-, -ек-, -чик-, -очк-, -ёньк-, -оньк-.

(Слайд № 16 презентации. Приложение 1)

Учитель. Более подробно мы остановимся на словах с уменьшительно-ласкательным значением. Они употребляются в разных стилях: художественном, научном, разговорном.

(Слайд № 17 презентации. Приложение 1).

Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.

Ученик (читает отрывок их русской народной песни):

Ивушка, ивушка, зелёная моя!
Что же ты, ивушка, невесела стоишь?
Или тебя, ивушка, солнышком печёт,
Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,
Под корешок ключева вода течёт?

Учитель. Как автор текста обращается к дереву? Благодаря чему мы видим авторскую позицию?

Ответы учащихся.

Учитель. А сейчас мы выполним следующее задание - упражнение 385.

(Слайд № 18 презентации. Приложение 1)

Самостоятельная работа учащихся.

Проверка. (Слайд № 19 презентации. Приложение 1)

Учитель. Какой мы сделаем вывод о роли суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением в художественном произведении?

Физкультминутка.

Учитель. Так же мы используем слова с уменьшительно-ласкательным значением и в разговорной речи. (Слайд № 20 презентации. Приложение 1).

Посмотрите сценку “Разговор одноклассников”.

Сценка. Участвуют мальчик, девочка.

- Привет, Иванова!

- Привет, Сашка!

- Решила задачу?

- Не смогла, сложную какую-то задали.

Учитель. Вы наблюдали за диалогом ребят. На что вы обратили внимание? Как ведут они себя по отношению друг к другу?

Ответы учащихся.

Учитель. Как правильно нужно вести себя при общении с другим человеком?

Ответы учащихся.

Учитель. Подобные диалоги можно часто наблюдать в школе. Что же мешает многим из вас разговаривать друг с другом вежливо, использовать при обращении разные формы имени? Слово ученику-эксперту. Он познакомит нас с результатами опроса, который был проведён в вашем классе неделю назад.

Ученик-эксперт.

Цель проводимого мною опроса – выяснить, как знают мои одноклассники формы своего имени. Какие же формы имени они чаще всего используют и почему?

В 5 “а” классе обучается 23 человека, из них 11 мальчиков и 12 девочек. Именной состав богат как мужскими, так и женскими именами. Мужских имён насчитывается 10 , а женских - 11 имён. Все имена кроме полной формы имеют по 3-5 кратких форм, среди которых насчитывается несколько уменьшительно-ласкательных форм имени.

Понаблюдав за своими одноклассниками и проведя анкетирование, я увидела, что они мало знают о собственных именах и именах одноклассников. В анкетировании участвовало 22 ученика. Знание своего полного имени показали все ученики.

Знают 1 краткую форму 14 человек. Очень мало таких, кто знает 2 и более форм. В классе учениками используется краткая форма и грубая форма при обращении к одноклассникам.

Ласковую форму имени используют только два ученика , 12 человек объяснили это тем, что стесняются, 8 человек ничего не объяснили. 10 человек хотели бы, что бы их называли ласково.

Каждое из имён богато всеми формами. Они позволяют избежать повтора при обращении друг к другу. Также они помогают выразить своё доброе отношение к человеку, к которому обращаются. Поэтому надо при обращении использовать формы с уменьшительно-ласкательным значением, не стесняться их употреблять в своей речи.

Вашему вниманию я предлагаю посмотреть уменьшительные формы мужских и женских имён учеников нашего класса и литературу, где можно узнать о своём имени.

(Слайды № 21-24 презентации. Приложение 1)

VI. Итоги урока.

Учитель. Наше заседание учёного совета я хотела бы закончить словами Паустовского.

(Слайд № 25 презентации. Приложение 1).

Сегодня на уроке, ребята, мы говорили о морфеме - суффикс.

Удалось ли нам выполнить цели урока?
Что каждый из вас взял с урока?
О чём урок заставил задуматься?
Что хорошо получилось?
Над чем надо ещё поработать?
За что можете себя похвалить?

VII. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание. (Слайд № 26 презентации. Приложение 1)

Учитель. Всем большое спасибо. Урок окончен.

Использованные ресурсы

http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%