Цели урока:
Оборудование к уроку:
- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян и др. - 24-е изд. – М.: Просвещение, 1998. - 319 с.: ил.
- Презентация урока.
- Компьютер и мультимедийный проектор.
Подготовка к уроку.
Опережающие задания за неделю:
1 ученик: Опрос учащихся по вопросам.
- Знаете ли вы своё полное имя? Краткие формы?
- Как к вам обращаются одноклассники, друзья?
- Как хотели бы вы, чтобы вас называли?
- Почему при обращении не используете уменьшительно-ласкательные формы имени одноклассников?
2 ученик: Наизусть отрывок из русской народной песни “Ивушка, ивушка, зелёная моя!”
3 ученик: Создание презентации на тему: “Значение суффиксов”.
- Название лиц по месту жительства.
- Не совсем, чуть-чуть.
- Название детёнышей животных.
- Сделанный из данного предмета.
4 ученик: Создание презентации на тему: “Значение суффиксов.
- Название лиц по роду занятости, профессии.
- Уменьшительно-ласкательное значение.
5 ученица: Создание презентации “Уменьшительные формы мужских и женских имён”.
Содержание урока
I. Оргмомент.
Настрой на урок.
Учитель. Прикрыли глазки и мысленно сказали: “Я внимателен, я сосредоточен и уверен в себе”.
Запись в тетрадях числа, темы урока
Ученик напоминает, как нужно сидеть за партой во время урока.
II. Тема, цели урока.
Учитель. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. (Слайд № 1 презентации. Приложение 1)
Мы сегодня проведём заседание учёного совета, где выступят эксперт, научные консультанты познакомят нас с новыми знаниями. Тема нашего заседания: “Суффикс - значимая часть слова”. (Слайд № 2 презентации. Приложение 1)
Сначала мы вспомним, что мы уже знаем из курса начальной школы.
III. Актуализация опорных знаний.
- Какой раздел русского языка мы изучаем?
- Что изучается в разделе морфемика?
- Назовите все морфемы.
- Какие морфемы участвуют в образовании слов?
- Дать определение суффиксу.
- Какие значения суффиксов вы уже знаете?
IV. Изучение нового материала.
Учитель. Ребята в русском языке много разных морфем. Среди них суффикс занимает особое место. Посмотрите на слайд. (Слайд № 3 презентации. Приложение 1)
Каждый суффикс имеет определённое значение. Я предоставляю слово первому научному консультанту. Записи о значениях суффиксов вы ведёте в тетрадях-справочниках. Тренировочные упражнения в рабочих тетрадях.
Первый консультант.
Ребята, я расскажу вам о четырёх группах суффиксов и их значениях. Первая группа суффиксов - -ец-, -анин-, -янин-, -ич-. (Слайд № 4 презентации. Приложение 1)
С помощью этих суффиксов мы можем образовать слова, называющие людей по их месту жительства.
Вторая группа суффиксов: -оват-, -еват-. (Слайд № 5 презентации. Приложение 1)
Эти суффиксы мы можем использовать тогда, когда хотим сказать, что признак у предмета проявляется не в полной форме, а чуть-чуть. Третья группа суффиксов поможет вам правильно назвать детёнышей животных в единственном - -ёнок-, -онок- и во множественном числе - ат-, -ят.
(Слайд № 6 презентации. Приложение 1)
Четвёртая группа суффиксов нам нужна, когда мы характеризуем предмет, говорим из какого материала он сделан- -ан-, -ян-, -ов-. (Слайд № 7 презентации. Приложение 1)
Итак, ещё раз посмотрите на все эти группы суффиксов и запомните их значение. Правильно образовывайте нужные слова. (Слайд № 8 презентации. Приложение 1)
Учитель. А сейчас мы потренируемся в различении значений суффиксов, в умении правильно подбирать слова с заданными значениями суффиксов. Работу выполняем в рабочих тетрадях.
Ребята первой группы выполняют первое задание. Распределить слова по группам, учитывая значение суффиксов. Ребята второй группы выполняют второе задание. Подобрать по 2-3 слова в каждую группу. (Слайд № 9 презентации. Приложение 1)
Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися.
Учитель. Давайте проверим правильность выполнения задания.
(Слайд № 10 презентации. Приложение 1)
Проверка выполнения задания второй группы.
Учитель. Итак, мы продолжаем знакомиться со значениями суффиксов. Слово предоставляется второму консультанту.
Второй консультант. Я познакомлю вас с ещё двумя группами суффиксов. Первая группа суффиксов. Эти суффиксы помогают нам образовывать слова, называющие людей по их роду деятельности, по профессии - -ак-, -як-, -щик-, -чик-, -тель-.
(Слайд № 11 презентации. Приложение 1)
Гимнастика для глаз.
Учитель. Сейчас мы выполним упражнение 377 и познакомимся с новыми профессиями.
(Слайд № 12 презентации. Приложение 1)
Обратите внимание на правописание слов пианино, гитара.
Самостоятельная работа учащихся. Проверка выполнения работы.
(Слайды № 13-15 презентации. Приложение 1)
Учитель. Что вы, ребята, знаете об этих профессиях? Какими знаниями должны обладать эти люди?
Ответы учащихся.
Второй консультант. Вторая группа суффиксов. Эти суффиксы мы можем употреблять в своей речи, когда говорим о маленьких предметах или хотим сказать о них ласково: -ик-, -ек-, -чик-, -очк-, -ёньк-, -оньк-.
(Слайд № 16 презентации. Приложение 1)
Учитель. Более подробно мы остановимся на словах с уменьшительно-ласкательным значением. Они употребляются в разных стилях: художественном, научном, разговорном.
(Слайд № 17 презентации. Приложение 1).
Особенно часто их используют поэты в своих произведениях, чтобы подчеркнуть своё отношение к тем предметам, о которых они пишут.
Ученик (читает отрывок их русской народной песни):
Ивушка, ивушка, зелёная моя!
Что же ты, ивушка, невесела стоишь?
Или тебя, ивушка, солнышком печёт,
Солнышком печёт, частым дождичком сечёт,
Под корешок ключева вода течёт?
Учитель. Как автор текста обращается к дереву? Благодаря чему мы видим авторскую позицию?
Ответы учащихся.
Учитель. А сейчас мы выполним следующее задание - упражнение 385.
(Слайд № 18 презентации. Приложение 1)
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка. (Слайд № 19 презентации. Приложение 1)
Учитель. Какой мы сделаем вывод о роли суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением в художественном произведении?
Физкультминутка.
Учитель. Так же мы используем слова с уменьшительно-ласкательным значением и в разговорной речи. (Слайд № 20 презентации. Приложение 1).
Посмотрите сценку “Разговор одноклассников”.
Сценка. Участвуют мальчик, девочка.
- Привет, Иванова!
- Привет, Сашка!
- Решила задачу?
- Не смогла, сложную какую-то задали.
Учитель. Вы наблюдали за диалогом ребят. На что вы обратили внимание? Как ведут они себя по отношению друг к другу?
Ответы учащихся.
Учитель. Как правильно нужно вести себя при общении с другим человеком?
Ответы учащихся.
Учитель. Подобные диалоги можно часто наблюдать в школе. Что же мешает многим из вас разговаривать друг с другом вежливо, использовать при обращении разные формы имени? Слово ученику-эксперту. Он познакомит нас с результатами опроса, который был проведён в вашем классе неделю назад.
Ученик-эксперт.
Цель проводимого мною опроса – выяснить, как знают мои одноклассники формы своего имени. Какие же формы имени они чаще всего используют и почему?
В 5 “а” классе обучается 23 человека, из них 11 мальчиков и 12 девочек. Именной состав богат как мужскими, так и женскими именами. Мужских имён насчитывается 10 , а женских - 11 имён. Все имена кроме полной формы имеют по 3-5 кратких форм, среди которых насчитывается несколько уменьшительно-ласкательных форм имени.
Понаблюдав за своими одноклассниками и проведя анкетирование, я увидела, что они мало знают о собственных именах и именах одноклассников. В анкетировании участвовало 22 ученика. Знание своего полного имени показали все ученики.
Знают 1 краткую форму 14 человек. Очень мало таких, кто знает 2 и более форм. В классе учениками используется краткая форма и грубая форма при обращении к одноклассникам.
Ласковую форму имени используют только два ученика , 12 человек объяснили это тем, что стесняются, 8 человек ничего не объяснили. 10 человек хотели бы, что бы их называли ласково.
Каждое из имён богато всеми формами. Они позволяют избежать повтора при обращении друг к другу. Также они помогают выразить своё доброе отношение к человеку, к которому обращаются. Поэтому надо при обращении использовать формы с уменьшительно-ласкательным значением, не стесняться их употреблять в своей речи.
Вашему вниманию я предлагаю посмотреть уменьшительные формы мужских и женских имён учеников нашего класса и литературу, где можно узнать о своём имени.
(Слайды № 21-24 презентации. Приложение 1)
VI. Итоги урока.
Учитель. Наше заседание учёного совета я хотела бы закончить словами Паустовского.
(Слайд № 25 презентации. Приложение 1).
Сегодня на уроке, ребята, мы говорили о морфеме - суффикс.
Удалось ли нам выполнить цели урока?
Что каждый из вас взял с урока?
О чём урок заставил задуматься?
Что хорошо получилось?
Над чем надо ещё поработать?
За что можете себя похвалить?
VII. Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание. (Слайд № 26 презентации. Приложение 1)
Учитель. Всем большое спасибо. Урок окончен.
Использованные ресурсы
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%