Цели:
- Обобщить и закрепить знания учащихся об изменении существительных по вопросам (СКЛОНЕНИЕ)
- Упражнять в определении падежей.
- Повторять изученные орфограммы в корне слов.
- Углублять знания детей о городе С-Петербург.
- Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.
Ход урока
1.Орг.момент.
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания об изменении существительных по падежам, упражняться в их правильном определении, а также повторим изученные орфограммы в корне слов.
Урок у нас необычный. А в чем его необычность вы поймете чуть позже.
2. Как всегда урок русского языка начинаем с чистописания.
(слайд) Нн Нн ннн Не
Невский Санкт-Петербург.
- Какие орфограммы встретились в чистописании?
- Подберите однокоренные слова к слову-Невский.
- О чем говорит цифра 2 над словом?
- Разберите слово Невский по составу.
- Невский проспект начинается с набережной реки Невы.
(слайд) На экране схема течения реки Невы. Составьте 2 предложения о реке Неве.
Нева течет из Ладожского озера. Она впадает в Финский залив. Найдите грамматические основы предложений.
- Кто догадался, с чем будет связана тема урока?
- А как связана история города с русским языком?
Верно! Только грамотный человек может многое рассказать освоем городе, и, конечно, грамотный человек может интересно написать рассказ об этом удивительном городе.
- На уроках истории С-Петербурга с нами путешествуют городовики – Марина и Петр. (слайд) Сегодня они хотят проверить на сколько вы достойны называться настоящими петербуржцами.
3. Словарная работа.
- Городовики приготовили задание-текст с пропусками.
(слайд)
Где разл..вается (Н,н)Ева
На реки, реч.ки- рукава,
Где ..стро..ки и ..строва
Толпятся у залива,
Где топь, б..лотная тр..ва,
Где в дымке моря с..нева
Там (П,п)етр Великий осн..вал ст..лицу всем на диво.
- Задание следующее: спишите, вставляя пропущенные буквы, устно подберите проверочные или докажите орфограмму.
(проверка на слайде)
Итог: Кто справился с заданием без ошибок? Молодцы!
Кто нашел и исправил ошибки? Хорошо!
(слайд На экране Город Санкт-Петербург)
4. Работа по теме урока.
- С этим заданием вы справились. Но у городовиков есть еще задание.
(слайд) Узнайте по фотографиям эти исторические места. Названия этих мест встретятся в следующем задание.
Хорошо! На экране даны словосочетания со скобками. Запишите их раскрывая скобки и определяя падеж существительных.
Прекрасен вид (Зимний дворец). По широкому (Невский проспект). Подъезжая к (Медный всадник). Рядом с (Летний сад).Знаменитый памятник. Стоит на (река Нева).
(пишут в тетрадях – проверка на экране, падежи показывают сигнальными карточками)
Итог: кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? Будьте внимательнее!
Физ.пауза.
Городовики приготовили для вас игру. Если вы слышите названия рек С-Петербурга то, руки отводим в стороны –будто плывем. Если слышим названия исторических мест - руки поднимаем вверх. А если этого места совсем нет в городе- присели.
Фонтанка, Пассаж, Красная площадь, Невка, Мойка, Эрмитаж, Аврора, Кремль, Адмиралтейство.
- Марина и Петр приготовили стихотворение об одном изумительно красивом месте нашего города. Но оно вдруг рассыпалось. Вам нужно восстановить текст.
(слайд)
Дорожки чинно вас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.
- О каком уголке С- Петербурга эти строки?
(слайд – Летний сад, памятник поэту)
Молодцы! А вот и задание- напишите стихотворение по памяти. Но прежде определим сколько здесь предложений. Прочитайте 1, прочитайте 2. Повторим орфограммы .Читаем про себя, повторяем, пишем.
(проверка письма по памяти.)
- Наши городовики приготовили еще задание.
(слайд)
На берегу реки Невы находится Летний сад. В центре сада стоит памятник Ивану Андреевичу Крылову. Пьедестал памятника украшают барельефы известных героев басен. Горожане и гости города любят приходить в этот сад.
(объяснить значения слов - пьедестал, барельефы в толковом словаре.)
- Списать текст. Определить падежи существительных. (проверка сигнальными карточками.)
- Почему в 1-м предложении слово -сад в И.п., а в последнем слово - сад в В.п.?
- Как отличить И.п. от В.п.? Прочитаем точный ответ на с.70 учебника.
Итог урока.
- Что повторяли на уроке?
- Что понравилось?
- Что вызвало затруднения?
Спасибо вам за работу. Вы (слайд) - МОЛОДЦЫ!
Марина и Петр тоже рады вашим успехам и просят вас и дальше любить , узнавать свой город и, конечно, стараться быть грамотными. Ведь настоящих петербуржцев узнают во всех городах и странах земного шара.
А мне хотелось бы закончить урок следующими строками:
С тех пор промчалось много лет…..
Хоть прошлого тускнеет след,
Но все ж история жива
И в камне и в реке;
История живет в словах
Осталась в языке.
Е. Ефимовская.
Д/з. У. 150. А для тех кто хочет получить дополнительную хорошую оценку - творческое задание - напишите мини-сочинение о своем любимом месте нашего города.
Урок закончен.