Проблемы, связанные с неуспешностью школьников в учебном процессе, наиболее ярко проявляются в решении практических задач. Это могут быть задачи в разных учебных дисциплинах. Например, в “Русском языке”: вставить пропущенные орфограммы, построить предложение, сделать фонетический разбор слова, морфологический разбор слова и др. В “Математике” – задачи, где ученики применяют новые знания для решения примеров, уравнений, расчётных задач. В “Истории”: охарактеризовать орудие труда, дать характеристику восстания.
В чём же причина неуспешности? Почему ученики, зная правила, допускают ошибки при решении задач?
Традиционно урок по обучению способам решения задач строиться на основе предложенных учителем алгоритмов, моделей или образцов в учебнике
Процесс решения практических задач – это деятельность. А деятельность, с позиций психологической теории деятельности, состоит из действий, которые, в свою очередь, состоит из операций.
В традиционном обучении действия и операции по решению задач ребятам даются в “готовом” виде. Поэтому плохо понимаются и осознаются самим учеником. В результате, с одной стороны, школьники не понимают структуру деятельности решения практической задачи, с другой стороны, не умеют подбирать знания, необходимые для этой деятельности. В основном, за редким исключением, ребята не умеют самостоятельно, без подсказок извне, безошибочно планировать способ решения задачи. Отсюда допускают ошибки.
Проанализировав многие учебные пособия и методическую литературу по русскому языку, можно сделать следующие выводы:
- во-первых, в учебниках содержится достаточно большой объём материала по предмету. В то же время есть материал, который отсутствует в учебниках, но необходим для решения практических задач;
- во-вторых, в учебниках содержится материал, который не используется в практической деятельности, но на него отводится время по программе, и учитель вынужден тратить время в учебном процессе;
- в-третьих, и это, пожалуй, самое главное, знания способов решения задач представлены довольно-таки слабо.
Так, например, в 8 классе по теме “Односоставное предложение” ученики овладевают такими понятиями, как “определённо-личное предложение”; “неопределённо-личное предложение”, “обобщённо-личное предложение”, “безличное предложение”, “инфинитивное”, “назывное”. Эти знания в дальнейшем нужны школьникам при решении задачи “Провести синтаксический разбор простого предложения”. А действию по дифференцировке типов односоставного предложения ребята пока ещё не научены. Традиционно считается, что одних только знаний о типах односоставного предложения достаточно, для того чтобы ученик мог правильно их дифференцировать. А ведь дифференцировка типов односоставного предложения – это определённая деятельность, и её содержание, этапы надо раскрыть школьнику. Этого в традиционном обучении не делается. Поэтому ребята допускают ошибки, за исключение смышлёных учеников, догадывающихся об этом эмпирически.
По результатам проведённых опросов ребят и наблюдений за ними, можно сказать: так как ученики сомневаются в правильности решения задачи, то, как следствие, они
- находятся в состоянии психологического дискомфорта;
- испытывают тревожность при выполнении на уроке разных видов деятельности: при выполнении письменных контрольных и самостоятельных работ, при выполнении тестов;
- бояться отвечать устно у доски.
Особенно это характерно для ответственных, добросовестных учащихся.
Разрешение данной проблемы на принципах психологической теории деятельности и деятельностного подхода к обучению предполагает формирование у учащихся определённых методологических знаний о деятельности по решению практических задач. Это особое умение, которому можно научить любого ученика независимо от его природных умственных способностей, сняв проблему неуспешности школьников в выполнении ими практической деятельности.
Теперь хотелось бы остановиться на педагогической технологии организации деятельности ученика по формированию умений решать практические задачи по теме “Односоставное предложение”.
Структура и содержание умения решать практические задачи раскрываются самим учеником через исследовательскую деятельность, целенаправленно организованную с ним учителем через систему исследовательских заданий. Приведу пример.
Исследовательское задание 3.
Определи способы выражения сказуемого в разных типах личных предложений (выдели его графически). Для этого определи лицо, число, время и наклонение глагола-сказуемого.
Сделай вывод о типах личного односоставного предложения.
Произведённые знания занеси в ОТ(знания) “Односоставное предложение”.
Выполняя ряд таких заданий, школьники сами добывают для себя знания, открывают некие закономерности, устанавливают связи между различными языковыми явлениями. Затем произведённые знания обобщаются, систематизируются и схематизируются в виде специальной опоры – опорной таблицы (ОТ).
Таким образом, в ОТ представлены статические знания, и их недостаточно, чтобы решать практические задачи. Поэтому организуется исследовательская деятельность по построению опоры другого типа – опорной карты (ОК).по решению практической задачи определённого класса.
Содержание ОК представляется в определённых категориях. Первой выступает категория цели . Она предполагает, что ученик выделяет то, что он должен сделать.
Затем следует категория предмета. Это то, на что будет направлена деятельность школьника. Выделение предмета деятельности выступает самым трудным и важным во всей деятельности составления ОК, потому что неправильно выбранный предмет приводит к ошибкам в дальнейшей развёртке всей деятельности.
Третья категория – это состав деятельности, в котором раскрываются действия и операции по решению задачи.
И последней категорией является продукт, который ученик получает по выполнению деятельности. Продукт может быть целевым – конкретно-предметным, а может – побочно-интеллектуальным (развивающим).
Вот пример такой ОК по теме “Односоставное предложение”.
ОК по решению задачи “Определение типа односоставного предложения с личным глагольным сказуемым”. Учащиеся расписывают свою учебную деятельность на специально отведённых строках.
Исследовательское задание 4.
Распиши в опорной карте свою учебную деятельность по решению данной языковой задачи.
ОК (яз/з) – А
Языковая задача.
Определение типа односоставного предложения с
личным глагольным сказуемым.
Цель: определить тип односоставного предложения с личным глагольным сказуемым.
Предмет: морфологические признаки глагола.
Средства: дидактические: ОТ(знания), ОК (яз/з) – А.
Состав деятельности:
Продукт:
– конкретно-предметная область:
знания: о типах односоставного предложения;
умения: определять тип односоставного предложения;
– развивающая / интеллектуальная область:
общедеятельностные знания: содержание деятельности;
общедеятельностные умения: строить деятельности.
Итак, что же даёт ОК ученику? Какими характеристиками она обладает?
- Во-первых, ОК отражает те действия и операции, которые должен выполнять ученик, чтобы правильно решить задачу.
- Во-вторых, ОК является понятной и осознанной для школьника, так как он сам её составлял.
- В-третьих, ОК показывает, как решать всевозможные типы задач определённого класса.
- В-четвёртых, используя ОК, ученик правильно производит отбор необходимых знаний, из всех имеющихся у него по данной теме, для решения конкретной задачи.
По теме “Односоставное предложение” в ОТ (знания) отражено много информации. Школьник берёт лишь то, что ему нужно для решения задачи. Приведу пример.
Задание 12. Построй ОК по решению практической языковой задачи.
ОК (п/з) – 2 Построение определённо-личного предложения (со всеми способами выражения сказуемого)
Цель: построить определённо-личное предложение.
Предмет: анализ отношений между словами в структуре предложения.
Средства :
– дидактические: ОТ(знания), ОК (п/з) – 2.
Состав деятельности:
Действия:
а) предложение нераспространённое:
1. Подобрать слово, обозначающее действие, выраженное глаголом в форме:
- 1 лица ед.ч. наст.вр. изъявит.наклон.;
- 1 лица мн.ч. будущ.вр. изъявит.наклон;
- 2 лица ед./мн.ч повелит.наклон. .
б) предложение распространённое:
- Подобрать слово, обозначающее действие, выраженное глаголом в форме см. ОК (п/з) – 2 а.
- Распространить второстепенными членами.
Продукт: – конкретно-предметная область:
знания: построения определённо-личного
предложения всеми способами выражения
сказуемого;
умения: строить определённо-личное
предложение
– развивающая / интеллектуальная область:
общедеятельностные знания: содержание
деятельности;
общедеятельностные умения: строить
деятельности.
Ученик чётко знает, куда обратиться в ОТ, сознательно использует то, что необходимо.
В-пятых, ребята не должны целенаправленно запоминать содержание ОК. она сама усваиваться непроизвольно. После её составления учитель организует деятельность учеников по решению задач. Эта деятельность строится на основе психологического процесса – интериоризации. Этот процесс выполнения действий включает следующие этапы:
I этап – выполнение действий в материализованной форме. На этом этапе действия выполняются в полном составе операций, т.е. развёрнуто. Выполняемые действия и операции проговариваются вслух и прописываются. Это обеспечивает осознание данных действий и операций и готовит перевод их в речевую форму. На этом этапе ученикам нужна помощь учителя, поэтому задача выполняется совместно.
II этап – этап внешнеречевых действий. Работа идёт в том же порядке, но теперь ученики называют признаки про себя и только константируют, но вслух. Чтобы ученик дал ответ, он должен построить план ОТ. На это даётся время, за которое строится высказывание в уме, а вслух уже школьник говорит ответ. На этом этапе ещё возможна помощь учителя. В случае, если ученик допустил ошибку, он должен скорректировать свою деятельность, т.е. вернуться к I этапу.
III этап – этап умственных действий. Особенность данного этапа состоит в том, что процесс решения задачи происходит в форме “внутренней речи”, индивидуально, не требующая сотрудничества с другими людьми. На этом этапе проходит дальнейшее обобщение. Выполнение действий сокращается, автоматизируется, а главное – рефлексируется, т.е. осознаётся. Здесь имеет место самоконтроля. Переход от совместной деятельности к индивидуальной идёт постепенно.
Вот как процесс усвоения выглядит на материале русского языка по теме “Односоставное предложение”.
Языковая задача 1.
Определи тип односоставного предложения с
личным глагольным сказуемым. Его название укажи
в скобках.
Проговори вслух выполняемые действия.
Пусть вокруг клумбы посадят кусты. (…………)
Языковая задача 2.
Определи тип односоставного предложения с
личным глагольным сказуемым. Его название укажи
в скобках. Объясни свой выбор. Выполни работу
самостоятельно.
- На площади возводят здание нового театра. (……………)
- Завтра иду с командой альпинистов в горы. (……………)
- Пусть виноград собирают в корзины. (….………)
- Маслом каши не испортишь. (……………)
- Приготовьтесь к ходьбе на месте. (……………)
- На рогоже сидя, о соболях не рассуждают. (……………)
- Вихрем помчимся сквозь тучи и гром к солнцу победы вслед за орлом!.. (Ф.Тютчев) (……………)
- В тихий дом войдешь не стучась … (А. Блок) (……………)
- Если бы выставили оценки вовремя. (……………)
- Сделавши худо – не жди добра. (……………)
- Леса эти вырубили. (……………)
- Чужим умом умен не будешь. (……………)
Языковая задача 3 (контрольная)
Определи тип односоставного пред ложения с
личным глагольным сказуемым. Его название укажи
в скобках.
- На улице торговали ранними овощами. (……………)
- Спой мне песню. (……………)
- Бездонную бочку водой не наполнишь. (……………)
- Расскажите о проведенных летних каникулах. (……………)
- В ночь переводят часы на зимнее время. (……………)
- Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу! (……………)
- Сейчас зубров не только охраняют, но и разводят. (……………)
- Хочу записаться в секцию волейбола. (……………)
- Шила в мешке не утаишь. (……………)
- Если бы в стране понизили цены. (……………)
- Хотите пойти в кино? (……………)
- Добра на худо не меняют. (……………)
- Пусть послушают эту музыку. (……………)
Таким образом, ОК выступает для школьника образцом при проведении самоконтроля выполняемой им деятельности. Традиционно ученик сам не находит и не исправляет ошибку, а используя ОК, любой ученик может обнаружить ошибку и скорректировать её. При этом исключается необходимость заучивания и специального запоминания учебного материала. У ребят повышается мотивация к учебной деятельности. ОК обеспечивает школьнику безошибочное решение практической задачи любой степени сложности самостоятельно.