Значение опорных карт для успешного решения практических задач на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Проблемы, связанные с неуспешностью школьников в учебном процессе, наиболее ярко проявляются в решении практических задач. Это могут быть задачи в разных учебных дисциплинах. Например, в “Русском языке”: вставить пропущенные орфограммы, построить предложение, сделать фонетический разбор слова, морфологический разбор слова и др. В “Математике” – задачи, где ученики применяют новые знания для решения примеров, уравнений, расчётных задач. В “Истории”: охарактеризовать орудие труда, дать характеристику восстания.

В чём же причина неуспешности? Почему ученики, зная правила, допускают ошибки при решении задач?

Традиционно урок по обучению способам решения задач строиться на основе предложенных учителем алгоритмов, моделей или образцов в учебнике

Процесс решения практических задач – это деятельность. А деятельность, с позиций психологической теории деятельности, состоит из действий, которые, в свою очередь, состоит из операций.

В традиционном обучении действия и операции по решению задач ребятам даются в “готовом” виде. Поэтому плохо понимаются и осознаются самим учеником. В результате, с одной стороны, школьники не понимают структуру деятельности решения практической задачи, с другой стороны, не умеют подбирать знания, необходимые для этой деятельности. В основном, за редким исключением, ребята не умеют самостоятельно, без подсказок извне, безошибочно планировать способ решения задачи. Отсюда допускают ошибки.

Проанализировав многие учебные пособия и методическую литературу по русскому языку, можно сделать следующие выводы:

  • во-первых, в учебниках содержится достаточно большой объём материала по предмету. В то же время есть материал, который отсутствует в учебниках, но необходим для решения практических задач;
  • во-вторых, в учебниках содержится материал, который не используется в практической деятельности, но на него отводится время по программе, и учитель вынужден тратить время в учебном процессе;
  • в-третьих, и это, пожалуй, самое главное, знания способов решения задач представлены довольно-таки слабо.

Так, например, в 8 классе по теме “Односоставное предложение” ученики овладевают такими понятиями, как “определённо-личное предложение”; “неопределённо-личное предложение”, “обобщённо-личное предложение”, “безличное предложение”, “инфинитивное”, “назывное”. Эти знания в дальнейшем нужны школьникам при решении задачи “Провести синтаксический разбор простого предложения”. А действию по дифференцировке типов односоставного предложения ребята пока ещё не научены. Традиционно считается, что одних только знаний о типах односоставного предложения достаточно, для того чтобы ученик мог правильно их дифференцировать. А ведь дифференцировка типов односоставного предложения – это определённая деятельность, и её содержание, этапы надо раскрыть школьнику. Этого в традиционном обучении не делается. Поэтому ребята допускают ошибки, за исключение смышлёных учеников, догадывающихся об этом эмпирически.

По результатам проведённых опросов ребят и наблюдений за ними, можно сказать: так как ученики сомневаются в правильности решения задачи, то, как следствие, они

  • находятся в состоянии психологического дискомфорта;
  • испытывают тревожность при выполнении на уроке разных видов деятельности: при выполнении письменных контрольных и самостоятельных работ, при выполнении тестов;
  • бояться отвечать устно у доски.

Особенно это характерно для ответственных, добросовестных учащихся.

Разрешение данной проблемы на принципах психологической теории деятельности и деятельностного подхода к обучению предполагает формирование у учащихся определённых методологических знаний о деятельности по решению практических задач. Это особое умение, которому можно научить любого ученика независимо от его природных умственных способностей, сняв проблему неуспешности школьников в выполнении ими практической деятельности.

Теперь хотелось бы остановиться на педагогической технологии организации деятельности ученика по формированию умений решать практические задачи по теме “Односоставное предложение”.

Структура и содержание умения решать практические задачи раскрываются самим учеником через исследовательскую деятельность, целенаправленно организованную с ним учителем через систему исследовательских заданий. Приведу пример.

Исследовательское задание 3.

Определи способы выражения сказуемого в разных типах личных предложений (выдели его графически). Для этого определи лицо, число, время и наклонение глагола-сказуемого.

Сделай вывод о типах личного односоставного предложения.

Произведённые знания занеси в ОТ(знания) “Односоставное предложение”.

Выполняя ряд таких заданий, школьники сами добывают для себя знания, открывают некие закономерности, устанавливают связи между различными языковыми явлениями. Затем произведённые знания обобщаются, систематизируются и схематизируются в виде специальной опоры – опорной таблицы (ОТ).

Таким образом, в ОТ представлены статические знания, и их недостаточно, чтобы решать практические задачи. Поэтому организуется исследовательская деятельность по построению опоры другого типа – опорной карты (ОК).по решению практической задачи определённого класса.

Содержание ОК представляется в определённых категориях. Первой выступает категория цели . Она предполагает, что ученик выделяет то, что он должен сделать.

Затем следует категория предмета. Это то, на что будет направлена деятельность школьника. Выделение предмета деятельности выступает самым трудным и важным во всей деятельности составления ОК, потому что неправильно выбранный предмет приводит к ошибкам в дальнейшей развёртке всей деятельности.

Третья категория – это состав деятельности, в котором раскрываются действия и операции по решению задачи.

И последней категорией является продукт, который ученик получает по выполнению деятельности. Продукт может быть целевым – конкретно-предметным, а может – побочно-интеллектуальным (развивающим).

Вот пример такой ОК по теме “Односоставное предложение”.

ОК по решению задачи “Определение типа односоставного предложения с личным глагольным сказуемым”. Учащиеся расписывают свою учебную деятельность на специально отведённых строках.

Исследовательское задание 4.

Распиши в опорной карте свою учебную деятельность по решению данной языковой задачи.

ОК (яз/з) – А

Языковая задача.
Определение типа односоставного предложения с личным глагольным сказуемым.

Цель: определить тип односоставного предложения с личным глагольным сказуемым.

Предмет: морфологические признаки глагола.

Средства: дидактические: ОТ(знания), ОК (яз/з) – А.

Состав деятельности:

Продукт:

– конкретно-предметная область:

знания: о типах односоставного предложения;
умения: определять тип односоставного предложения;

– развивающая / интеллектуальная область:

общедеятельностные знания: содержание деятельности;
общедеятельностные умения: строить деятельности.

Итак, что же даёт ОК ученику? Какими характеристиками она обладает?

  • Во-первых, ОК отражает те действия и операции, которые должен выполнять ученик, чтобы правильно решить задачу.
  • Во-вторых, ОК является понятной и осознанной для школьника, так как он сам её составлял.
  • В-третьих, ОК показывает, как решать всевозможные типы задач определённого класса.
  • В-четвёртых, используя ОК, ученик правильно производит отбор необходимых знаний, из всех имеющихся у него по данной теме, для решения конкретной задачи.

По теме “Односоставное предложение” в ОТ (знания) отражено много информации. Школьник берёт лишь то, что ему нужно для решения задачи. Приведу пример.

Задание 12. Построй ОК по решению практической языковой задачи.

ОК (п/з) – 2 Построение определённо-личного предложения (со всеми способами выражения сказуемого)

Цель: построить определённо-личное предложение.

Предмет: анализ отношений между словами в структуре предложения.

Средства :

дидактические: ОТ(знания), ОК (п/з) – 2.

Состав деятельности:

Действия:

а) предложение нераспространённое:

1. Подобрать слово, обозначающее действие, выраженное глаголом в форме:

  • 1 лица ед.ч. наст.вр. изъявит.наклон.;
  • 1 лица мн.ч. будущ.вр. изъявит.наклон;
  • 2 лица ед./мн.ч повелит.наклон. .

б) предложение распространённое:

  1. Подобрать слово, обозначающее действие, выраженное глаголом в форме см. ОК (п/з) – 2 а.
  2. Распространить второстепенными членами.

Продукт: – конкретно-предметная область:

знания: построения определённо-личного предложения всеми способами выражения сказуемого;
умения: строить определённо-личное предложение

– развивающая / интеллектуальная область:

общедеятельностные знания: содержание деятельности;
общедеятельностные умения: строить деятельности.

Ученик чётко знает, куда обратиться в ОТ, сознательно использует то, что необходимо.

В-пятых, ребята не должны целенаправленно запоминать содержание ОК. она сама усваиваться непроизвольно. После её составления учитель организует деятельность учеников по решению задач. Эта деятельность строится на основе психологического процесса – интериоризации. Этот процесс выполнения действий включает следующие этапы:

I этап – выполнение действий в материализованной форме. На этом этапе действия выполняются в полном составе операций, т.е. развёрнуто. Выполняемые действия и операции проговариваются вслух и прописываются. Это обеспечивает осознание данных действий и операций и готовит перевод их в речевую форму. На этом этапе ученикам нужна помощь учителя, поэтому задача выполняется совместно.

II этап – этап внешнеречевых действий. Работа идёт в том же порядке, но теперь ученики называют признаки про себя и только константируют, но вслух. Чтобы ученик дал ответ, он должен построить план ОТ. На это даётся время, за которое строится высказывание в уме, а вслух уже школьник говорит ответ. На этом этапе ещё возможна помощь учителя. В случае, если ученик допустил ошибку, он должен скорректировать свою деятельность, т.е. вернуться к I этапу.

III этап – этап умственных действий. Особенность данного этапа состоит в том, что процесс решения задачи происходит в форме “внутренней речи”, индивидуально, не требующая сотрудничества с другими людьми. На этом этапе проходит дальнейшее обобщение. Выполнение действий сокращается, автоматизируется, а главное – рефлексируется, т.е. осознаётся. Здесь имеет место самоконтроля. Переход от совместной деятельности к индивидуальной идёт постепенно.

Вот как процесс усвоения выглядит на материале русского языка по теме “Односоставное предложение”.

Языковая задача 1.
Определи тип односоставного предложения с личным глагольным сказуемым. Его название укажи в скобках.

Проговори вслух выполняемые действия.

  1. Пусть вокруг клумбы посадят кусты. (…………)
  2. Благоухание ландыша услышишь за сто шагов. (……………)
  3. По одежке встречают, по уму провожают. (…………)
  4. Хорошего, доброго человека узнаю не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. (……………)
  5. Слезами горю не поможешь. (……………)
  6. Во дворе организуем хоккейную команду. (……………)
  7. Если бы сегодня начали жать рожь. (……………)
  8. Завтра оформим стенгазету. (……………)
  9. В хвойном лесу строят новую больницу. (…………)
  10. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (……………)
  11. Сходите в театр завтра. (……………)
  12. И казнили Степана Калашникова смертью лютою. (……………)
  13. Пусть подготовят сообщения к следующему уроку. (……………)
  14. Отзвонили вечерню в святых церквах. (………..…)

Языковая задача 2.
Определи тип односоставного предложения с личным глагольным сказуемым. Его название укажи в скобках. Объясни свой выбор. Выполни работу самостоятельно.

  1. На площади возводят здание нового театра. (……………)
  2. Завтра иду с командой альпинистов в горы. (……………)
  3. Пусть виноград собирают в корзины. (….………)
  4. Маслом каши не испортишь. (……………)
  5. Приготовьтесь к ходьбе на месте. (……………)
  6. На рогоже сидя, о соболях не рассуждают. (……………)
  7. Вихрем помчимся сквозь тучи и гром к солнцу победы вслед за орлом!.. (Ф.Тютчев) (……………)
  8. В тихий дом войдешь не стучась … (А. Блок) (……………)
  9. Если бы выставили оценки вовремя. (……………)
  10. Сделавши худо – не жди добра. (……………)
  11. Леса эти вырубили. (……………)
  12. Чужим умом умен не будешь. (……………)

Языковая задача 3 (контрольная)
Определи тип односоставного пред ложения с личным глагольным сказуемым. Его название укажи в скобках.

  1. На улице торговали ранними овощами. (……………)
  2. Спой мне песню. (……………)
  3. Бездонную бочку водой не наполнишь. (……………)
  4. Расскажите о проведенных летних каникулах. (……………)
  5. В ночь переводят часы на зимнее время. (……………)
  6. Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу! (……………)
  7. Сейчас зубров не только охраняют, но и разводят. (……………)
  8. Хочу записаться в секцию волейбола. (……………)
  9. Шила в мешке не утаишь. (……………)
  10. Если бы в стране понизили цены. (……………)
  11. Хотите пойти в кино? (……………)
  12. Добра на худо не меняют. (……………)
  13. Пусть послушают эту музыку. (……………)

Таким образом, ОК выступает для школьника образцом при проведении самоконтроля выполняемой им деятельности. Традиционно ученик сам не находит и не исправляет ошибку, а используя ОК, любой ученик может обнаружить ошибку и скорректировать её. При этом исключается необходимость заучивания и специального запоминания учебного материала. У ребят повышается мотивация к учебной деятельности. ОК обеспечивает школьнику безошибочное решение практической задачи любой степени сложности самостоятельно.