Путешествие по городу Имя существительное. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

1. Обобщить знания, полученные при изучении склонений имен существительных, его морфологические признаки, синтаксическую роль.

2. Продолжить работу по развитию орфографической зоркости.

3. Развитие логического мышления.

4. Воспитание устойчивого интереса к предмету.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: карта города "Имя существительное".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные при изучении темы "Имя существительное". Подведем итог знаниям, полученным при изучении склонений существительных, его морфологических признаков, синтаксической роли существительного.

1) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу, но не простому городу, а городу "Имени существительного". Как у каждого города, в нашем городе есть центр города. Улицы, переулки, проспекты, бульвары, парки. Перед каждым из вас лежит карта города. Давайте рассмотрим подробнее карту нашего города.

Кстати, а как иначе можно назвать карту? (план, схема)

Из каких языков пришли в русский язык эти слова? (карта - из французского; план- из латинского; схема- из греческого)

Эти слова разного происхождения. Но не смотря на то, что все слова пришли из разных языков, обозначают они одно и то же - изображение в уменьшенном виде плана города, его улиц, переулков.

2) Наш город очень красивый, красочный и разноцветный. В нем есть центр. Обведите его пальчиком. От центра отходят ряд улиц. (учащиеся читают названия улиц).

Улицы пересекаются с проспектом. А что обозначает слово "проспект"? (Проспект- лат.- "про"- вперед, "спекто" - смотрю - большая длинная широкая и прямая улица).

В нашем городе есть еще и бульвар. Как он называется? (падежный)

А что такое бульвар? (Бульвар - это широкая аллея на городской улице)

Составьте словосочетания со словами проспект и бульвар. (городской проспект, мчались по проспекту, красивый бульвар)

Давайте погуляем по нашему городу. Центр города символизирует значение существительного. Что обозначает имя существительное? (предмет)

3) От центра города отходят красная и оранжевая улицы. Что это за улицы? (Собственная и нарицательная)

А что обозначают имена собственные и нарицательные?

(Нарицательные - являются названием однородных предметов, собственные - являются названием единичных предметов).

Как пишутся имена собственные? Запишите в тетради сочетания, в которых были бы имя собственное и нарицательное (город Москва, река Кубань, город Армавир, писатель Достоевский, художник Репин, кинотеатр "Марс", картина "Клубника и белый кувшин")

4) Посмотрите на нашу карту и назовите улицы, отмеченные сиреневым и фиолетовым цветом (одушевленная и неодушевленная)

Что такое одушевленные и неодушевленные существительные? Запишите три примера одушевленных и неодушевленных существительных. К неодушевленному существительному Родина подберите синонимы. Вспомните, что такое синонимы? (Родина, край, отчизна, отечество)

5) Какие еще мы не рассмотрели улицы?

Улица женского рода пересекается с проспектом 3 склонения. Какие существительные относятся к 3 склонению?

Улица женского рода пересекается с проспектом 1 склонения. Какие существительные относятся к 1 склонению?

Улицы мужского и среднего рода пересекаются с проспектом 2 склонения. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

6) Я читаю загадки, а вы распределяете отгадки по улицам- трем склонениям. А заодно повторим правописание ь после шипящих.

ЗАГАДКИ

  • Стоит дед над водой и трясет бородой (камыш)
  • Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером (ночь)
  • Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине, а щука не проглотит (ерш).
  • Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели поливает, две недели подсыхает (рожь)
  • Какая колонка осталась не заполненной? Самостоятельно впишите три слова на 1 склонение (машина, дорога, лисица)

7) Вверху схемы города располагается не связанный с центром города Падежный бульвар, который пересекается 6-ю переулками. И.п., Р. Д. В. Т. П.

Обозначайте жильцов этих улиц, т. е. определите падеж существительных. А заодно вспомните правописание падежных окончаний существительных.

Словарный диктант

Наблюдать за птицей, мечтали об экскурсии, ночевали в степи, расположились за камышом, беседовать об экологии.

Падежные улицы своими концами упираются в 2 парка: множественного и единственного числа. Жители этих парков могут жить то в одном то в другом направлении, но каждый раз пересекая падежный бульвар, они меняются.

Существительные в единственном числе замените существительным во множественном числе.

В луче - в лучах, на овраге - на оврагах, около речки - около речек, в долине - в долинах.

Но есть существительные, которые живут только в парке единственного или в парке множественного числа. Запишите их:

Ножницы, очки, плоскогубцы

Воздух, листва, природа, погода

Карта города заполнена, но не ясно одно: почему одни улицы связаны с центром города, а другие нет?

К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки существительного, а в стороне - улицы и парки, называющие непостоянные признаки.

Итак. Мы с вами перечисляли морфологические признаки существительных.

На карте вокруг города проходит окружное шоссе. Но дорога странная. Она обозначена разными линиями: простой двойной, пунктирной. Почему?

Это синтаксическая роль существительных. В предложении существительные могут быть подлежащим, сказуемым, дополнением и обстоятельством.

Запишем предложение и разберем его по членам предложения. Посмотрим, каким членом предложения является существительное.

Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце.

На каких улицах мы можем увидеть слово СОЛНЦЕ?

Нарицательное, среднего рода, неодушевленное, 2 склонение, Именительный падеж. Единственного числа.

Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке? (путешествовали, повторили морфологические признаки существительного, его роль в предложении)

Итог урока: выставление оценок.

Домашнее задание.

Дидактические материалы к уроку: рисунок карты города.