Цели урока:
1. Обобщить знания, полученные при изучении склонений имен существительных, его морфологические признаки, синтаксическую роль.
2. Продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
3. Развитие логического мышления.
4. Воспитание устойчивого интереса к предмету.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: карта города "Имя существительное".
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания, полученные при изучении темы "Имя существительное". Подведем итог знаниям, полученным при изучении склонений существительных, его морфологических признаков, синтаксической роли существительного.
1) Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу, но не простому городу, а городу "Имени существительного". Как у каждого города, в нашем городе есть центр города. Улицы, переулки, проспекты, бульвары, парки. Перед каждым из вас лежит карта города. Давайте рассмотрим подробнее карту нашего города.
Кстати, а как иначе можно назвать карту? (план, схема)
Из каких языков пришли в русский язык эти слова? (карта - из французского; план- из латинского; схема- из греческого)
Эти слова разного происхождения. Но не смотря на то, что все слова пришли из разных языков, обозначают они одно и то же - изображение в уменьшенном виде плана города, его улиц, переулков.
2) Наш город очень красивый, красочный и разноцветный. В нем есть центр. Обведите его пальчиком. От центра отходят ряд улиц. (учащиеся читают названия улиц).
Улицы пересекаются с проспектом. А что обозначает слово "проспект"? (Проспект- лат.- "про"- вперед, "спекто" - смотрю - большая длинная широкая и прямая улица).
В нашем городе есть еще и бульвар. Как он называется? (падежный)
А что такое бульвар? (Бульвар - это широкая аллея на городской улице)
Составьте словосочетания со словами проспект и бульвар. (городской проспект, мчались по проспекту, красивый бульвар)
Давайте погуляем по нашему городу. Центр города символизирует значение существительного. Что обозначает имя существительное? (предмет)
3) От центра города отходят красная и оранжевая улицы. Что это за улицы? (Собственная и нарицательная)
А что обозначают имена собственные и нарицательные?
(Нарицательные - являются названием однородных предметов, собственные - являются названием единичных предметов).
Как пишутся имена собственные? Запишите в тетради сочетания, в которых были бы имя собственное и нарицательное (город Москва, река Кубань, город Армавир, писатель Достоевский, художник Репин, кинотеатр "Марс", картина "Клубника и белый кувшин")
4) Посмотрите на нашу карту и назовите улицы, отмеченные сиреневым и фиолетовым цветом (одушевленная и неодушевленная)
Что такое одушевленные и неодушевленные существительные? Запишите три примера одушевленных и неодушевленных существительных. К неодушевленному существительному Родина подберите синонимы. Вспомните, что такое синонимы? (Родина, край, отчизна, отечество)
5) Какие еще мы не рассмотрели улицы?
Улица женского рода пересекается с проспектом 3 склонения. Какие существительные относятся к 3 склонению?
Улица женского рода пересекается с проспектом 1 склонения. Какие существительные относятся к 1 склонению?
Улицы мужского и среднего рода пересекаются с проспектом 2 склонения. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
6) Я читаю загадки, а вы распределяете отгадки по улицам- трем склонениям. А заодно повторим правописание ь после шипящих.
ЗАГАДКИ
- Стоит дед над водой и трясет бородой (камыш)
- Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером (ночь)
- Драчун и забияка, живет в воде, кости на спине, а щука не проглотит (ерш).
- Две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели поливает, две недели подсыхает (рожь)
- Какая колонка осталась не заполненной? Самостоятельно впишите три слова на 1 склонение (машина, дорога, лисица)
7) Вверху схемы города располагается не связанный с центром города Падежный бульвар, который пересекается 6-ю переулками. И.п., Р. Д. В. Т. П.
Обозначайте жильцов этих улиц, т. е. определите падеж существительных. А заодно вспомните правописание падежных окончаний существительных.
Словарный диктант
Наблюдать за птицей, мечтали об экскурсии, ночевали в степи, расположились за камышом, беседовать об экологии.
Падежные улицы своими концами упираются в 2 парка: множественного и единственного числа. Жители этих парков могут жить то в одном то в другом направлении, но каждый раз пересекая падежный бульвар, они меняются.
Существительные в единственном числе замените существительным во множественном числе.
В луче - в лучах, на овраге - на оврагах, около речки - около речек, в долине - в долинах.
Но есть существительные, которые живут только в парке единственного или в парке множественного числа. Запишите их:
Ножницы, очки, плоскогубцы
Воздух, листва, природа, погода
Карта города заполнена, но не ясно одно: почему одни улицы связаны с центром города, а другие нет?
К центру города стремятся улицы, названия которых обозначают постоянные признаки существительного, а в стороне - улицы и парки, называющие непостоянные признаки.
Итак. Мы с вами перечисляли морфологические признаки существительных.
На карте вокруг города проходит окружное шоссе. Но дорога странная. Она обозначена разными линиями: простой двойной, пунктирной. Почему?
Это синтаксическая роль существительных. В предложении существительные могут быть подлежащим, сказуемым, дополнением и обстоятельством.
Запишем предложение и разберем его по членам предложения. Посмотрим, каким членом предложения является существительное.
Ослепительно сверкали снега, и горело в небесной сини косматое солнце.
На каких улицах мы можем увидеть слово СОЛНЦЕ?
Нарицательное, среднего рода, неодушевленное, 2 склонение, Именительный падеж. Единственного числа.
Итак, чем же мы сегодня занимались на уроке? (путешествовали, повторили морфологические признаки существительного, его роль в предложении)
Итог урока: выставление оценок.
Домашнее задание.
Дидактические материалы к уроку: рисунок карты города.