Учебное проектирование в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения мотивации к предмету

Разделы: Русский язык, Литература


Ученическое проектирование в урочной и внеурочной деятельности играет сегодня очень важную роль в развитии творческих способностей учащихся, повышает интерес к предмету и исследовательской деятельности. Ребят привлекает возможность самостоятельно выбирать тему проекта, определять цель, ставить задачи для ее достижения.

Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся реализуют свои творческие способности, проявляют активность, учатся доверять друг другу, работая в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества.

В 2008-2009 учебном году учащиеся 7 «А» класса, изучая поэзию А.С. Пушкина, загорелись желанием создать свой проект об использовании метафор в лирике поэта.

Учащиеся предположили, что если проследить, как создается метафора, если попытаться перевести ее в рисунок и потренироваться самим сочинять метафору, то это поможет им лучше понять данный художественный прием, увидеть его красоту, ведь метафора развивает воображение.

Определив тему своего проекта («Метафора в рисунках»), ребята поставили перед собой цель: Создать сборник «Иллюстративный материал к метафорам в стихотворениях А.С.Пушкина». (Презентация)

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
– разобраться в структуре метафоры;
– поучиться самим создавать метафоры;
– перевести метафоры в рисунок.

Участники проекта очень активно приступили к сбору информации. Они обратились к материалам  литературных справочников, а также прочитали и изучили информацию по данному вопросу, опубликованную в интернете.

Эпиграфом к своей проектной работе ребята взяли слова Аристотеля: «Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого – это признак таланта».

После того, как учащиеся подробнее познакомились со структурой метафоры, они приступили к анализу стихотворений А.С.Пушкина («19 октября», «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Туча» и др.). Ребята находили в данных стихотворениях метафоры и создавали к ним рисунки.  

           

Затем состоялось обсуждение, и лучшие работы были отобраны для сборника.

  

  

Важным этапом работы над проектом явилось создание собственных метафор к словам небо, земля, дождь, туча, ветер, звезды, луна, месяц по следующей схеме:

В результате у ребят получились следующие метафоры:

Очень важно, что знания, полученные учениками в ходе работы над проектом, имеют практическое применение. Созданный ребятами сборник может быть использован как на уроках литературы, так и на уроках русского языка при изучении поэтических произведений и метафоры как средства выразительности художественной речи.

Нужно отметить, что учитель оказывал определенную помощь участникам проекта, направлял их работу. Однако деятельность педагога не носила назидательный характер, не предлагалось никаких готовых решений. Напротив, на протяжении всей работы над проектом царила творческая атмосфера и доверительные отношения между учащимися и учителем. Каждый мог проявить себя в деле, раскрыть свои способности.

Заключительным этапом работы над данным проектом явилось создание презентации, отражающей основные аспекты творческой деятельности учащихся и демонстрирующей полученные результаты.

Данный проект был представлен на Ярмарку Идей на Юго-Западе и стал обладателем Диплома 2-й степени.

Таким образом, проектная деятельность превращает образовательный процесс в интересную, творческую работу и повышает мотивацию к предмету.