Цель урока:
- Сформировать понятие о придаточных особенностях их структуры, совершенствовать пунктуационные навыки, находить придаточные определительные в с/п предложении, правильное употребление в речи, умение составлять схемы, повторение материала к ГИА.
- Воспитательная задача: формирование орфографических навыков и
- пунктуационных, применение знаний на практике, продолжение работы по формированию нравственного воспитания учащихся.
- Развивающая задача: развитие навыков объяснения и восприятия новой темы и закрепление.
Ход урока
1-й этап.
а) Проверка дом. задания (упр. № 87 1 ч.),(учебник "Русский язык", 9-й класс,
С.Г. Бархударов, СЕ. Крючков).
б) Фронтальный опрос по теме: "Строение с/п предл.и знаки препинания в нем".
(Рассказать о признаках с/п предо.)
2-й этап. Орфографическая диктовка.
3-й этап. Синтаксический разбор предложения
[Россия вспрянет ото сна], и [на обломках самовластья напишут наши имена]. (Пушкин).
- Повествовательное;
- Невосклицательное;
- сложное, с/с [- = ], и [ = ];
- 1-е – двусоставное , распространенное;
- 2-е – односоставное , неопределенно-личное распространенное.
4-й этап. Объяснение нового материала.
- Отвечают на вопросы : какой? какая? какое?
- соединяется с главным при помощи союзных слов: который, что, куда, где.
- к определяемому сущ прибавляется указательное слово: тот, такой
- п/ определительные, относящиеся к сущ, всегда стоят после него.
Примеры
а) [В ту пору, (когда комедия Грибоедова начала свое триумфальное шествие по России), Чацкий был встречен с ликованием молодыми силами русского общества].
б) [Чацкий, (в монологах которых звучит протест против крепостного права), выражает идеи декабристов].
в) чтение правила по учебнику стр. 44 (учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г.Бархударов, СЕ.Крючков).
5-й этап. Закрепление . Объяснительный диктант.
- Каждый день проходил я мимо березы , на которой чернело гнездо.
- Он спускался с гор вершины , которых уже не видны в темноте.
- Шаги и осыпь камней глушил все нарастающий, все ревущий гул потока, на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены.
- Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.
- На берегах бело и оттого река кажется темной, неприветливой.
- [ ...сущ], (на которой...).
- [ ...сущ ], (которых ...).
- [... сущ ], (котором ...).
- [... сущ],(... которыми).
6-й этап. Работа с учебником.
Самостоятельная работа упр. № 91 2 ч.(учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г.Бархударов, СЕ.Крючков).
Вывод, итог урока.