Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • Сформировать понятие о придаточных особенностях их структуры, совершенствовать пунктуационные навыки, находить придаточные определительные в с/п предложении, правильное употребление в речи, умение составлять схемы, повторение материала к ГИА.
  • Воспитательная задача: формирование орфографических навыков и
  • пунктуационных, применение знаний на практике, продолжение работы по формированию нравственного воспитания учащихся.
  • Развивающая задача: развитие навыков объяснения и восприятия новой темы и закрепление.

Ход урока

1-й этап.

а) Проверка дом. задания (упр. № 87 1 ч.),(учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г. Бархударов, СЕ. Крючков).
б) Фронтальный опрос по теме: "Строение с/п предл.и знаки препинания в нем".

(Рассказать о признаках с/п предо.)

2-й этап. Орфографическая диктовка.

3-й этап. Синтаксический разбор предложения

[Россия вспрянет ото сна], и [на обломках самовластья напишут наши имена]. (Пушкин).

  • Повествовательное;
  • Невосклицательное;
  • сложное, с/с [- = ], и [ = ];
  • 1-е – двусоставное , распространенное;
  • 2-е – односоставное , неопределенно-личное распространенное.

4-й этап. Объяснение нового материала.

  1. Отвечают на вопросы : какой? какая? какое?
  2. соединяется с главным при помощи союзных слов: который, что, куда, где.
  3. к определяемому сущ прибавляется указательное слово: тот, такой
  4. п/ определительные, относящиеся к сущ, всегда стоят после него.

Примеры

а) [В ту пору, (когда комедия Грибоедова начала свое триумфальное шествие по России), Чацкий был встречен с ликованием молодыми силами русского общества].

б) [Чацкий, (в монологах которых звучит протест против крепостного права), выражает идеи декабристов].

в) чтение правила по учебнику стр. 44 (учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г.Бархударов, СЕ.Крючков).

5-й этап. Закрепление . Объяснительный диктант.

  1. Каждый день проходил я мимо березы , на которой чернело гнездо.
  2. Он спускался с гор вершины , которых уже не видны в темноте.
  3. Шаги и осыпь камней глушил все нарастающий, все ревущий гул потока, на котором вспыхивали и гасли клочья белой пены.
  4. Наконец мы видим лес, хмурое небо в мохнатых тучах, меж которыми лишь кое-где видна бледная просинь.
  5. На берегах бело и оттого река кажется темной, неприветливой.
  • [ ...сущ], (на которой...).
  • [ ...сущ ], (которых ...).
  • [... сущ ], (котором ...).
  • [... сущ],(... которыми).

6-й этап. Работа с учебником.

Самостоятельная работа упр. № 91 2 ч.(учебник "Русский язык", 9-й класс, С.Г.Бархударов, СЕ.Крючков).

Вывод, итог урока.