Урок-модуль. Обобщение и систематизация изученного по теме "Глагол как часть речи". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Учебные элементы  Учебные материалы

Руководство по усвоению учебного материала
УЭ 1 Входной контроль.
Цель: проверить готовность к восприятию модуля.
Выполняется в тетради (10 мин.)
1 вариант 2 вариант
1. Укажите неверное утверждение:
А. Глагол – часть речи, которая обозначает действие.
Б. Глаголы изменяются по временам.
В. В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.
Г. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
2. Найдите глаголы СВ:
а) найти;
б) бить;
в) доказать;
г) отдыхать.
2. Найдите глаголы НВ:
а) изобретать;
б) купить;
в) прятаться;
г) пожелтеть.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
3. Укажите предложения с переходными глаголами.
А. Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.
Б. Мужество рождается в борьбе.
В. Верить в победу добра и справедливости.
3. Укажите предложения с непереходными глаголами:
А. Я ничего не хочу.
Б. Бороться за мир во всём мире.
В. Красота спасёт мир.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
4. Укажите глаголы в повелительном наклонении:
а)
б)
в)
г)
Расскажи о том, что было, будет, есть.
4. Укажите глаголы в будущем времени:
а)
б)
в)
г)
Расскажи о том, что было, будет, есть.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
5. Укажите безличные глаголы:
а) светает;
б) загорается;
в) вечереет.
5. Укажите безличные глаголы:
а) волнуется;
б) не спится;
в) не спит.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
6. Какую букву (и или е ) нужно писать в окончаниях глаголов в следующем предложении:
Лес не только уч..т, но и переучивает.
а) В 1 слове е, во 2-м – и.
б) В 1 слове и, во 2-м – е.
в) В обоих словах е.
г) В обоих словах и.
6. Какую букву (и или е ) нужно писать в окончаниях глаголов в следующем предложении:
Ветер крепко ду..т и гон..т тучи по небу.
а) В 1 слове е, во 2-м – и.
б) В 1 слове и, во 2-м – е.
в) В обоих словах е.
г) В обоих словах и.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
  7. В каком из слов данных предложений нужен ь?
Над водой клубит..ся туман.
Туман начинает клубит..ся по над водой.
а) В обоих словах нужен ь.
б) В обоих словах не нужен ь.
в) В 1-м слове нужен ь.
г) Во 2-м слове нужен ь.
7. В каком из слов данных предложений нужен ь?
Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.
а) В обоих словах нужен ь.
б) В обоих словах не нужен ь.
в) В 1-м слове нужен ь.
г) Во 2-м слове нужен ь.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
  8. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно:
а) Ребята, (не) трогайте гнёзда птиц.
б) Я бы (не) жалел о потраченном времени на чтение книг.
в) Всю ночь (не) истовствовал ураган.
8. Укажите предложение, в котором не с глаголом пишется раздельно:
а) Ребята, (не) разрушайте муравейники.
б) Я бы (не) повторял ошибки своих друзей.
в) Петя (не) доумевал, как это могло случиться.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
  9. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений.
Выберите правильный ответ.
1. Если вы его окликн..те, то он не отзовётся.
2. Ребята, окликн..те Васю.
А. В 1-м предложении – е – глагол стоит в изъявительном наклонении, во 2-м – в повелительном наклонении – и.
Б. В 1-м предложении – и – глагол стоит в повелительном наклонении, во 2-м – в изъявительном наклонении – е.
В. В обоих предложениях – в повелительном наклонении – и.
Г. В обоих предложениях – в изъявительном наклонении – е.
9. Какую букву нужно вставить в словах следующих предложений.
Выберите правильный ответ.
1. Выйд..те через калитку!.
2. Когда выйд..те, поверните направо.
А. В 1-м предложении – е – глагол стоит в изъявительном наклонении, во 2-м – в повелительном наклонении – и.
Б. В 1-м предложении – и – глагол стоит в повелительном наклонении, во 2-м – в изъявительном наклонении – е.
В. В обоих предложениях – в повелительном наклонении – и.
Г. В обоих предложениях – в изъявительном наклонении – е.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
  10. Укажите глаголы с суффиксом -ева, -ова-:
а) продл..вать;
б) воспит..вать;
в) совет..вать;
г) чувств..вать.
10. Укажите глаголы с суффиксом -ева, -ова-:
а) наста..вать;
б) забол..вать;
в) присутств..вать;
г) рисовать
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
  11. Укажите разноспрягаемые глаголы:
а) искать; б) гнать; в) дать; г) хотеть.
11. Укажите разноспрягаемые глаголы:
а) бежать; б) кушать; в) лечь; г) есть.
Внесите балл за правильный ответ в таблицу.
  Инструкция № 1.
1. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом.
2. Если ответ неверный или сделана ошибка хотя бы в одном слове – 0 баллов.
3. Если вы допустили ошибку в № 1, выполняйте УЭ 2
№ 2 – УЭ 3
№ 3 – УЭ 4
№ 4 – УЭ 5
№ 5 – УЭ 5
№ 6 – УЭ 5
№ 7 – УЭ 5
№ 8 – УЭ 5
№ 9 – УЭ 5
№ 10 – УЭ 5
№ 11 – УЭ 5
За каждое правильно выполненное задание ставьте себе 1 балл в карточку учёта.
4. Если же вы выполнили УЭ 1 без ошибок, то приступайте к выполнению УЭ 13.
Заполните карточку учёта.
УЭ 2 Цель: актуализировать знания по теме «Определение глагола как части речи и его морфологические признаки».
Задание:
1) прочитайте параграф учебника;
2) укажите правильный ответ:
Глагол – часть речи, не имеющая следующего признака:
а) падежа;
б) лица;
в) наклонения;
г) вида.
Сверьте свой ответ с приложением № 2. Если ответ ошибочный, то прочитайте ещё раз параграф и исправьте ошибку. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 2. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.)
УЭ 3 Цель: актуализировать знания по теме «Вид глагола».
Прочитайте правило: если глагол отвечает на вопрос что делать?, то это глагол несовершенного вида; если глагол отвечает на вопрос что сделать?, то это глагол совершенного вида.
Задание. Выпишите из предложения глаголы несовершенного вида:
Под лучами осеннего солнца краснеют и желтеют осиновые листья.
Сверьте свой ответ с приложением № 3. Если ответ ошибочный, то обратитесь за помощью к учителю. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 3. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.)
УЭ 4 Цель: актуализировать знания по теме «Переходные и непереходные глаголы».
Задание:
1) прочитайте параграф учебника;
2) рассмотрите пример с образцом рассуждения:
Люблю грозу в начале мая. Люблю – сочет. С сущ. грозу (В.п. без предлога), значит, переходный глагол.
3) Выполните упражнение:
Желтели листья на деревьях.
Выпишите из предложения глагол и укажите, он переходный или непереходный.
Сверьте свой ответ с приложением № 4. Приступайте к УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.)
УЭ 5 Цель: актуализировать знания по теме «Наклонения глаголов».
Задание:
1) прочитайте правило в учебнике;
2) выполните задание: укажите глагол в повелительном наклонении:
Не смейте забывать учителей,
Ведь лучшее всё в нас –
От их усилий:
Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Сверьте свой ответ с приложением № 5. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 5.
Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.)
УЭ 6 Цель: актуализировать знания по теме «Безличные глаголы».
Задание:
1) прочитайте правило в учебнике;
2) выполните упражнение:
найдите безличный глагол в предложении, определите, в какой форме он употреблён.
К утру посвежело.
Сверьте свой ответ с приложением № 6. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 6.Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (2 мин.)
УЭ 7 Цель: актуализировать знания по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов».
Задание:
1) вспомните правило написания безударных личных окончаний глаголов:
1. Если глагол имеет приставку вы-, то попытайтесь отбросить её. Если без приставки ударение падает на окончание, то пишите полученную букву. Если ударение не падает на окончание, то выполняйте задание 2.
2. Поставьте глагол в начальную форму (сохранить вид).
3. Определите по суффиксу спряжение.
4. Если I спр. – в окончании е, ут, ют. Если II спр. – и, ат, ят.
2) выберите правильный ответ (е или и в окончаниях глаголов 3-го лица ).
  а) б) в) г)
рассвета..т е и и е
осмотр..т и и е и
пряч..тся е е и е
завис..т   е     и     е     и  

Сверьте свой ответ с приложением № 7. Если ответ верный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 7. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)
УЭ 8 Цель: актуализировать знания по теме «ь в глаголах».
Задание:
1) вспомните правило: Ь пишется в глаголах – II л. ед.ч. (ешь, ишь)
– начал. формы (беречь, купаться) – повелит. накл.
в ед. мн. ч. (режь - режьте, сядь - сядьте)
2) выполните упражнение:
вставить где следует ь в глаголах отреж.., отреж..те, радоват..ся, купает..ся, позвониш.., придумаеш.. .
Сверьте свой ответ с приложением № 8. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учета в УЭ 8. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)
УЭ 9 Цель: актуализировать знания по теме «НЕ с глаголами».
Задание:
1) вспомните правило: не с глаголами пишется раздельно, кроме тех случаев, когда глагол без не не употребляется;
2) рассмотрите пример с образцом рассуждения:
негодовать – пишется слитно с не, т.к. нет слова «годовать»,
не_поехал в гостиницу – пишется раздельно с не, т.к. употребляется глагол «поехал»;
3) выполните упражнение: раскрыть скобки:
а) (не) забудь об экскурсии;
б) (не) посоветовался с другом; в) (не) здоровилось поутру.
Сверьте свой ответ с приложением № 9. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 9. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)
УЭ 10 Цель: актуализировать знания по теме «Различение на письме форм изъявительного и повелительного наклонения».
Задание:
1) рассмотрите примеры рассуждений:
Выйдите из комнаты! Выйдите – повел.накл.
Когда выйдете, прикройте дверь. Выйдете – будущ.вр., изъявит.накл.;выйти – I спр., значит, в окончании пишется е.
Когда выходите из автобуса, будьте осторожны. Выходите – наст.вр., изъявит. накл.;
выходить – II спр., значит, в окончании пишется и.
2) выполните задание: вставьте букву в глаголах
Выбер..те себе книгу поинтереснее.
Когда выбер..те, дайте почитать своему другу.
Сверьте свой ответ с приложением № 10. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 10. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)
УЭ 11 Цель: актуализировать знания по теме «Правописание гласных в суффиксах глаголов».
Задание:
1) прочитайте алгоритм (порядок рассуждения).
Алгоритм.
1. Если поставить глагол в форму 1 лица ед. ч., то суффикс

2. Поставить ударение в глаголе.

3. Суффикс –ва-, а перед суффиксом стоит другой суффикс (того глагола, от которого произошёл данный глагол) или часть корня.
2) рассмотрите пример:
Танцевать – я танцую (выпадает суффикс, значит, -ова- (-ева-)).
Наливать – я наливаю (суффикс не выпадает, значит, это или суффикс ыва (ива) или ва; ударение падает на суффикс, значит, ва, перед ним пишется буква и, т.к. корень – налить).
3) выполните упражнение:
Воспит...вать
Запечатл..вать
Закр..вать.
Сверьте свой ответ с приложением № 11. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 11. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)
УЭ 12 Цель: актуализировать знания по теме «Разноспрягаемые глаголы».
Задание:
1) прочитайте параграф учебника;
2) выполните задание УЭ 1 № 11, другой вариант.
Сверьте свой ответ с приложением № 12. Если ответ правильный, то поставьте себе 1 балл в карточку учёта в УЭ 12. Приступайте к выполнению УЭ 13.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)
Проверяется с помощью смарт-доски.
УЭ 13 Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Правописание окончаний и суффиксов глаголов».
Задание: Вставьте пропущенные буквы в окончаниях и суффиксах глаголов и расставьте знаки препинания.
Начина..т светать и пробужда..тся природа. Просыпаются птицы и расп..вают на все лады. Хоч..тся вдохнуть свежести и ты выход..шь из дома. Ещё прохладно но ты с наслаждением идёшь босиком по мокрой траве. Пахн..т сыростью но дыш..тся легко. Если вам посчастлив..тся то вы увид..те белочку. Встреча с этим зверьком подним..т вам настроение.
Выйд..те из дома и почувствуйте прелесть раннего утра!
Проверьте свою работу с помощью смарт-доски.
Поставьте себе оценку: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4»,3-4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2».Приступайте к выполнению УЭ 14.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)
УЭ 14 Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Правописание ь в различных частях речи».
Задание:Вставьте, где это необходимо, ь.
Помощ.., рассеч.., плащ.., свеж.., колюч.., струит..ся (река), намаж.., выгониш.., раздуеш.., помоч.., согрет..ся, надеят..ся, надеют..ся, степ.., воз..му, познаком.., познаком..ся, пахуч.., спряч.., спряч..тесь, спряч..ся, спряч..те, вееш.., вращаеш.. .
Выпишите через запятую номера тех слов, где ь не нужен. Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте. Приступайте к выполнению УЭ 15.
Выполняется на листочке (5 мин.)
Оцените работу соседа:
0 ошибок – «5»,
1 ошибка – «4»,
2 ошибки – «3»,
3 ошибки – «2».
УЭ 15 Цель: систематизация и обобщение знаний по теме «Не с разными частями речи».
Задание: Спишите в тетрадь, раскрывая скобки.
1. Машины скрылись в (не) проглядной яме.
2. С первыми оттепелями раздаётся (не) грустное, а весёлое щебетание воробьёв.
3. Я (не) хочу пропускать занятия.
4. Овраг (не) глубокий, но широкий.
5. (Не) решительность вратаря привела к проигрышу.
6. Сестра купила (недорогую) игрушку.
Выпишите номера тех предложений, где не пишется слитно со словом, на листочек и сдайте учителю. Приступайте к УЭ 16.
Выполняется в тетради самостоятельно (5 мин.)

Записывается на листочке, сдаётся учителю.
УЭ 16 Цель: творчески применять полученные знания в новых условиях.
Задание:
1) составьте 3 предложения с глаголами: перебрасывались, закутывались,
разгорался;
2) придумайте глагол по его морфологическим признакам: несовершенного
вида, непереходный, стоит в прошедшем времени, мужском роде, единственном числе. Составьте с ним сложное предложение. Приступайте к УЭ 17.
Выполняется в тетради (5 мин.)
Проверяется учителем.
УЭ 17 Цель: творчески применять полученные знания в новых условиях.
Задание:
1) Составьте миниатюру (6-7 предложений) на тему «Весна пришла!»
2) Используйте в тексте глаголы разных наклонений, подчеркните окончание глаголов.
Приступайте к выполнению УЭ 18.
Выполняется в тетради (5 мин.)
Проверяется учителем.
УЭ 18 Выходной контроль.
Цель: оценить уровень подготовки к контрольному диктанту, уровень усвоения всей темы.

Задание
: напишите проверочный диктант.
Выполняется в тетради (15 мин.)