Проверочная работа "Прилагательные, соотносительные с причастиями"

Разделы: Русский язык


Цель: формирование способа контроля.

1 этап. Деятельность в группах.

Задание: Найдите отглагольные прилагательные.

Текст одинаковый в каждой группе.

  1. Её душа открыта жадно лишь медной музыке стиха.
  2. Вот самое подходящее место для купания.
  3. Я смотрел на кляксу потерянными глазами.
  4. Он очень знающ.
  5. Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке.
  6. С послушными людьми легче живётся.
  7. Но бывает такой момент, когда до зарезу нужны непослушные.
  8. А внизу желтела полоска пляжа с маленькими фигурками загорающих и разноцветными кружками зонтов.

Ответы (2, 3, 4, 6).

2 этап. Разный результат.

Цель: фиксация разных результатов.

3 этап. Рефлексия.

Цель: восстановление нормы.

Педагог: Как действовали в группах?

Учащиеся: Вспоминали элементы нормы.

Педагог: Что конкретно вспоминали из нормы?

Вспоминают элементы нормы. Педагог фиксирует на доске

Прилагательное Причастие Существительное
Общее грамматическое значение
Признак предмета Процессуальный признак предмета Предмет
Грамматические значения
Изменяется по родам, числам и падежам Изменяется по родам, числам и падежам, временам (настоящее, прошедшее) Изменяется по числам и падежам
  Имеет залог (переходность), вид Род постоянный
Синтаксические особенности
Входит в ряд синонимов прилагательных Возможны зависимые слова Входит в ряд синонимов существительных

Педагог: Норма восстановлена на доске. Можете проверить свою работу?

Учащиеся: Да.

4 этап. Деятельность в группах.

Проверка своих действий, соотнесение с нормой

5 этап. Рефлексия.

Цель: освоение понятия контроля.

Педагог: Почему первый раз в группах получились разные результаты, а второй раз одинаковые?

Учащиеся: Действовали по-разному. Вспомнили разные элементы нормы. Восстановили норму, действовали одинаково.

Педагог: Что необходимо сделать, чтобы проверить себя?

Учащиеся: Вспомнить норму.

Педагог: Для чего необходима норма?

Учащиеся: Норма необходима для того, чтобы соотносить свои действия с образцом.

Педагог: В какой ситуации необходимо помнить о норме?

Учащиеся: В ситуации контроля.

Педагог: Что такое контроль?

Учащиеся: Проверка своих действий по норме.

Педагог: Как вы понимаете выражение контролировать себя?

Учащиеся: Каждый свой шаг, своё действие соотносить с нормой.

Педагог: Для чего необходим контроль?

Учащиеся: Контроль необходим для того, чтобы избежать ошибок.

Педагог: Когда необходимо контролировать свои действия?

Учащиеся: Всегда.

Педагог: Что такое контроль?

Учащиеся: Контроль - поэтапная проверка своих действий готовой нормой.