Цель: формирование способа контроля.
1 этап. Деятельность в группах.
Задание: Найдите отглагольные прилагательные.
Текст одинаковый в каждой группе.
- Её душа открыта жадно лишь медной музыке стиха.
- Вот самое подходящее место для купания.
- Я смотрел на кляксу потерянными глазами.
- Он очень знающ.
- Солнце всходит и блещет на виднеющемся из-за камыша Тереке.
- С послушными людьми легче живётся.
- Но бывает такой момент, когда до зарезу нужны непослушные.
- А внизу желтела полоска пляжа с маленькими фигурками загорающих и разноцветными кружками зонтов.
Ответы (2, 3, 4, 6).
2 этап
. Разный результат.Цель: фиксация разных результатов.
3 этап. Рефлексия.
Цель: восстановление нормы.
Педагог: Как действовали в группах?
Учащиеся: Вспоминали элементы нормы.
Педагог: Что конкретно вспоминали из нормы?
Вспоминают элементы нормы. Педагог фиксирует на доске
Прилагательное | Причастие | Существительное |
Общее грамматическое значение | ||
Признак предмета | Процессуальный признак предмета | Предмет |
Грамматические значения | ||
Изменяется по родам, числам и падежам | Изменяется по родам, числам и падежам, временам (настоящее, прошедшее) | Изменяется по числам и падежам |
Имеет залог (переходность), вид | Род постоянный | |
Синтаксические особенности | ||
Входит в ряд синонимов прилагательных | Возможны зависимые слова | Входит в ряд синонимов существительных |
Педагог: Норма восстановлена на доске. Можете проверить свою работу?
Учащиеся: Да.
4 этап. Деятельность в группах
.Проверка своих действий, соотнесение с нормой
5 этап. Рефлексия.
Цель: освоение понятия контроля.
Педагог: Почему первый раз в группах получились разные результаты, а второй раз одинаковые?
Учащиеся: Действовали по-разному. Вспомнили разные элементы нормы. Восстановили норму, действовали одинаково.
Педагог: Что необходимо сделать, чтобы проверить себя?
Учащиеся: Вспомнить норму.
Педагог: Для чего необходима норма?
Учащиеся: Норма необходима для того, чтобы соотносить свои действия с образцом.
Педагог: В какой ситуации необходимо помнить о норме?
Учащиеся: В ситуации контроля.
Педагог: Что такое контроль?
Учащиеся: Проверка своих действий по норме.
Педагог: Как вы понимаете выражение контролировать себя?
Учащиеся: Каждый свой шаг, своё действие соотносить с нормой.
Педагог: Для чего необходим контроль?
Учащиеся: Контроль необходим для того, чтобы избежать ошибок.
Педагог: Когда необходимо контролировать свои действия?
Учащиеся: Всегда.
Педагог: Что такое контроль?
Учащиеся: Контроль - поэтапная проверка своих действий готовой нормой.