Как образуются глаголы

Разделы: Русский язык


Цель урока: знать способы образования глагола; научиться образовывать глаголы тремя способами; различать раздельное написание глаголов с частицей НЕ и слитное написание глаголов с приставкой НЕДО-.

Ход урока

I. Оргмомент.

Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Геннадиевна. Я работаю в школе №26. А с вами я познакомлюсь в ходе урока. Я сегодня проведу у вас урок. И хочу, чтобы он запомнился вам так же, как и мне. А что мы обычно помним долгое время? Что-то приятное, какие-то хорошие события. Значит, нам нужно постараться, чтобы этот урок стал приятным событием в нашей жизни. Мы с вами на эти сорок минут должны стать партнерами (по ходу речи глаголы “звать”, “работать”, “постараться”, “стать”, “запомнить”, “познакомиться”, “пожелать” выносим на доску). Давайте пожелаем друг другу успеха в освоении новых знаний.

II. Актуализация знаний.

Вопрос: А какими частями речи являются слова, вынесенные на доску? Что обозначают эти слова? (действие) А какая часть речи обозначает действие? (глагол). И как нам повезло, что тема урока перекликается с тем, что мы должны сделать на уроке.

Задание: Теперь постарайтесь разбить глаголы на две группы (с приставками и без).

Вопрос: По какому принципу вы разделили слова на группы?

Учить, читать и верить в чудо
Поесть, поспать, помыть посуду –
Всё помогает сделать он,
Наш уважаемый глагол.
Так что же мы должны узнать?
Как нам глагол образовать?
Приставки стоит нам позвать?
А суффиксы на помощь взять?

III. Постановка учебной задачи. Учащиеся сами ставят перед собой цель урока.

(Цель: узнать, какими способами образовываются глаголы).

IV. Найдите глаголы, которые соответствует схеме: прис. + корень + суф. + окон.

белеть

гаснуть

позвонить

ждать

признать

купаться

мыть

читать

убрать

посинеть

Вопрос: “От каких слов образованы данные глаголы? При помощи каких морфем (частей слова) образуются глаголы?”

V. Образуйте и запишите глаголы по образцам:

За + дремать => задремать;
При + лететь =
Пере + читать =
Горе + ева(ть) = горевать;
Свет + и (ть) =
Синий + е (ть) =

Вопрос: Посмотрите внимательно, есть какая-либо закономерность в образовании глаголов при помощи приставок и при помощи суффиксов?

Обратите внимание, от слов какой части речи образованы данные глаголы приставочным способом и суффиксальным способом?

VI. Упражнение “Веер”.

Детям предлагается выбрать карточки с определенной приставкой и придумать с этой приставкой три глагола. Постараться определить лексическое значение каждой приставки.

Приставки: ПОД-, ВЫ-, ДО-, ПРИ-, ПЕРЕ-, С-.

VII. Проблемная ситуация. На доске записаны слова:

Не доесть
Не достать
Не слышать
Не понимать
Не сыпать
Не говорить

Недоедать
Недоставать
Недослышать
Недопонимать
Недосыпать
Недоговаривать

Вопрос: Какой возникает вопрос? (В чем противоречие? Какие есть догадки?)

Ответ: Почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?

Вопрос: А какое правило вы изучали до этого?

Ответ: Правописание НЕ с глаголами.

Вопрос: Как пишутся глаголы с НЕ?

Ответ: Раздельно.

Вопрос: А почему глаголы в правом столбике пишутся слитно?

Ответ: Значит, есть какое-то правило.

Вопрос: Как вы думаете, что объединяет все глаголы в правом столбике.

Ответ: Все глаголы начинаются с НЕДО-.

Вопрос: Какое общее значение объединяют все глаголы, образованные с помощью приставки НЕДО– ?

Ответ: Общее значение приставки НЕДО– – это незавершенное, незаконченное действие, неполное действие.

Задание: придумайте, пожалуйста, предложение с глаголами, в которых будет упоминаться глагол с приставкой НЕДО-.

Вопрос: А как вы думаете, есть ли приставка, противоположная по значению приставке НЕДО– (приставка ПЕРЕ-).

Задание: придумайте, пожалуйста, предложения, используя глагол с приставкой ПЕРЕ-.

VIII. Словарный диктант: Выпишите глаголы (словосочетания) в три столбика.

Не торопиться с ответом, не бояться трудностей, не сидится дома, не терпится вскрыть посылку, не поднять тяжелый груз, не пойти на вокзал.

Недопонимал разговор, недоедал во время войны, недодать сдачу, недосыпать каждое утро, недоглядел за братом, недоставало терпения.

Невзлюбить человека, недолюбливать соседей, с утра недомогать, недоумевать по поводу отметок. (Читать словосочетания нужно вперемешку)

IX. Самостоятельная работа.

Упр. №533. (комментированное письмо).

X. Подведение итогов.

Вопрос: “Какую цель ставили на урок? Достигли ли мы её? Что нового узнали? Что было трудно? На что нужно обратить внимание?”

XI. Домашнее задание.

Образовать пять глаголов приставочным способом и пять глаголов суффиксальным способом. Составить словарный диктант из 10-15 глаголов.