Урок развития речи с элементами риторики "Предметная лингвистическая сказка"

Разделы: Русский язык


Воображение важнее всякого знания,
ибо всякое знание ограничено.
Воображение же охватывает все на
свете, стимулирует прогресс
и является источником его эволюции.
Альберт Эйнштейн

Цели урока:

  • научиться создавать лингвистическую сказку;
  • выявить роль лингвистических сказок (их чтение, анализ и создание) при изучении русского языка, их влияние на развитие речи;
  • научиться переводить пройденный теоретический материал с языка науки на язык сказки, то есть доступно и увлекательно объяснять его.

Ход урока

Подготовка к восприятию темы.

Звучит музыка из передачи “В гостях у сказки”.

Узнали ли вы, ребята, эту мелодию? Случайно ли она звучит? Правильно, сегодня мы в гостях у сказки, но это сказки не простые, а особенные. В чем их особенность вы узнаете немного позже.

А сейчас давайте немного поговорим о сказках, которые вы очень любите, которые были с нами на протяжении всей нашей жизни (сначала нам над колыбелью читали их наши мамы, бабушки, затем мы самими читали , а в будущем вы с удовольствием будете читать их свои детям).

Сказка – это повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Давайте вспомним полюбившиеся нам сюжеты (обратиться к иллюстрациям на доске) + книги. Какими бывают сказки (волшебные, социально-бытовые, сказки о животных).

Многие из вас могут подумать: “Какие сказки? Я давно вырос из этого возраста”. Напротив, очень хорошо, когда в душе даже взрослого человека, живет ребенок, так как “мы все родом из детства”. Повзрослеть мы всегда успеем, а вернуться в детство не удастся никогда, надо наслаждаться этим периодом, он самый прекрасный.

Сказки бывают : русскими народными, авторскими.

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с разновидностью авторской сказки, которая называется лингвистической.

А знаете ли вы, кто такие лингвисты? (Лингвист - это учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению)

Лингвистическая сказка – это занимательный короткий рассказ, главные герои которого олицетворяют определенные лингвистические понятия, а в характерах, поступках действующих лиц наглядно проявляются отличные признаки этого языкового явления.

Особенности лингвистической сказки:

- лингвистическая сказка объясняет нам законы языка;

- ей присуще сказочные элементы, волшебные превращения герои, определенные устойчивые выражения;

Композицию лингвистической сказки: составляют: присказка, зачин, сказочное действие и концовка.

На сегодняшнем уроке вы, ребята, попробуете себя в роли создателя сказок, станете авторами своих собственных сказок.

Закрепление по теме: “Полные имена прилагательные”. Затем сказка “Фитнес для прилагательных”.

Фитнес для прилагательных

Уже само заглавие интригует. Так о чем же пойдет речь в этой сказочной истории?

Самым красивым городом в стране Частей Речи считался город Прилагателенск. Жили-были в нем имена прилагательные. Были они очень не довольны своей фигурой: считали себя слишком полными и всячески хотели избавиться от лишнего веса. Какие только диеты не перепробовали, чтобы похудеть и обрести фигуру своей мечты.

Наконец, главный диетолог СШЛ (Соединенных штатов лексики) посоветовал им сесть на суперэффективную синтаксическую диету. Процесс похудания полных имен прилагательных взял под свой личный контроль самый известный инструктор по фитнесу – атлет Имя Существительное. Под его руководством изголодавшиеся прилагательные практически не слезали с беговой дорожки:

“ Спорт, спорт и еще раз спорт, никакого ужина!”- повторяли они каждый день.

После изнурительной диеты полные имена прилагательные худели на глазах. Их окончания становились на несколько букв короче. Например, прилагательное “хороший”, потеряв несколько букв в окончании, превратилось в “хорош”. Полные прилагательные отвечали на вопросы: какой?, какая?, какое? какие?, теперь стали откликаться на вопросы: каков? какова?какого?каковы?

Краткие прилагательные в предложении могли быть только сказуемыми, эти слова не склонялись, но изменялись по числам, а единственном числе – по родам. Однако не все полные прилагательные смогли выдержать диету и колоссальные физические нагрузки, им не хватило силы воли, чтобы похудеть. Поэтому не все полные имена прилагательные в наши дни имеют краткую форму. Например, прилагательное “серебряный”, “деревянный” и другие, обозначающие материал, из которого был сделан предмет.

Полные имена прилагательные, которым удалось похудеть, обрели нового друга в лице персонального тренера по фитнесу. Теперь имя прилагательное и имя существительное всегда вместе.

Все правила русского языка скучные, а лингвистическая сказка делает их занимательными.

Подготовить и раздать каждому ученику на парту.

Алгоритм написания лингвистической сказки.

  1. Выберите правило русского языка, которое бы вы хотели перевести на язык сказки.
  2. Подумай, какие герои будут действовать.
  3. Продумай построение сказки, сюжет.
  4. Составь план.
  5. Запиши сказку, если необходимо, сделай иллюстрацию.
  6. Проверь, нет ли логических или фактических ошибок.
  7. Отредактируй текст.
  8. Подготовься к устному воспроизведению, продумай, какие жесты будут уместны, какая будет уместная интонация.

Примерные правила русского языка для создания сказки:

- главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

- правописание -тся, -ться в глаголах;

- части речи;

- безударные гласные в корне слова;

- корни с чередование гласных (- лаг-, -лож-, -раст-, -рос-);

- однородные члены предложения;

- беглые гласные;

- не с глаголами.

Заслушать сказки учащихся.

Итог урока.

  • О какой разновидности авторских сказок вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • Для чего нам нужны лингвистические сказки?
  • Кто является героями таких сказок?