Как написать сочинение-рецензию (блок С). 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цель: отрабатывать умение учащихся создавать собственный текст; совершенствовать речевую практику в формулировании проблемы, позиции автора, комментировании проблемы, аргументации собственной позиции.

Задачи:

  • образовательные: формировать у учащихся речевые умения и навыки, составляющие основу коммуникативной компетенции
  • развивающие: развивать умение понимать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в нём), формулировать основное содержание своего высказывания; выстраивать композицию письменного высказывания; развивать навык самоконтроля – соблюдать при письме нормы русского литературного языка
  • воспитательные: способствовать формированию умения работать в группе; способствовать развитию интереса к родному языку.

Оборудование: тексты, таблица для заполнения формулировок тем текстов и проблемных вопросов, памятка для написания сочинения – рецензии

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала

Вид урока: урок–мастерская

Ход урока

Формулируем тему – проблему – позицию автора, учимся комментировать текст.

Задание 1.
Определите тему текста, сформулируйте проблему
по предложенным отрывкам из текста и запишите формулировки в таблицу. Учащимся раздается таблица только с формулировками позиции автора, после обсуждения вариантов формулировок учащихся показывается слайд с предполагаемыми ответами.

Тема (о чем текст?) Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор. Позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу
    “Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир” (Д.Урнов)

Предполагаемый ответ:

Тема (о чем текст?) Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор Позиция автора – что думает сам автор по данному вопросу
О судьбах великих людей В чем обыкновенность и обособленность судеб великих людей? “Обыкновенность и обособленность составляют два полюса шекспировской судьбы. Как все и совершенно не как все – это Шекспир”

(См. таблицы полностью в Приложении 1)

Важно!

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Н–р: Знание истории помогает человеку лучше понимать события современности). Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запиши этот вопрос, который и является формулировкой проблемы. (Что дает человеку знание истории?)

2. Помните, что проблемный вопрос предполагает несколько равновозможных ответов на него.

3. Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1)находится в центре внимания, а не упоминается вскользь; 2)дает большой простор для выражения мысли, соответствует твоим знаниям.

4. При конкретизации проблемы обратите внимание на следующее: текст не о книге, а о значении книги в жизни человека; не о культуре, а о взаимодействии культур; не о вере, а о роли веры в жизни человека; не о сериалах, а о влиянии сериалов на формирование эстетических вкусов; не о природных катаклизмах, а о зависимости одного явления от другого и т.д.

Задание 2.
Прочитайте текст. Сформулируйте проблему и позицию автора.

Важно!

1.Помните схему: “проблема – это вопрос, над которым размышляет автор” – “позиция – это ответ на этот вопрос”.

Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. “Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают”. Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает тоску и мелкие житейские неурядицы. (Андре Моруа)

Предполагаемый вариант:

Жить прошлым или настоящим? В чем смысл нашей жизни?

“Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает тоску и мелкие житейские неурядицы”, – в этих словах, я думаю, и заключена основная мысль текста и позиция автора.

Задание 3.
Сформулируйте проблему по предложенному тексту с помощью вопроса или со словом “проблема” и позицию автора .

Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчетливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Сильный ум открывает новые способы производства, а что может дать ему сильное чувство? Что – страсти? Разумный человек понимает свои обязанности, на него можно положиться. А что делать чувству возле конвейера? И как чувством управлять?

Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. В “чистом виде” ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения.

Развитый ум, соединенный с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине прошлого века, когда серьезное образование от дворян перешло к разночинцам, и снова обострилась вечная проблема “знание и нравственность”. Аристократы отличались благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чем их благородство? “В интеллигентности” – был ответ. В благородстве духа.

Интеллигент – это человек, соединяющий в себе знание и нравственность. В наше время образование делает грандиозный скачок. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не темные, необразованные работники – их все меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если даже для их достижения приходиться прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека. (С. Соловейчик)

Предполагаемый вариант:

С.Соловейчик затрагивает важную проблему современности – воспитания в молодом поколении не только интереса к знаниям, но и высокой совестливости. Автор убежден, что “ в “чистом виде” ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения”. По мнению автора, новые образованные люди должны быть интеллигентными, соединять в себе знания и нравственность.

Или

Нужно ли в наше время интеллекту сильное чувство? Какими качествами должны обладать новые образованные люди? Какие задачи стоят сегодня перед педагогом? Над этими вопросами задумываемся мы, читая текст С.Соловейчика.

Автор убежден, что “в “чистом виде” ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения”. По мнению автора, новые образованные люди должны быть интеллигентными, соединять в себе знания и нравственность.

Задание 4.
Работаем над комментированием проблемы. Напишите комментарий к сформулированной проблеме по тексту А.Моруа.

Важно!

1. Пишите комментарий по схеме: позиция автора (“автор считает так…”) – комментарий (“почему он так считает?”).

2. Комментарий легче писать, когда “скелет” первой части (проблема, позиция автора) будет готов.

3. Комментарий должен опираться на прочитанный текст!

4. Чтобы рецензия не производила впечатления пересказанного текста, используй при комментировании вводные слова “по мнению автора”, “автор показывает”, “по мысли автора” и др. обороты.

Различают два типа комментария:

Текстуальный (чтобы не нарушить логику текста, следуй принципу “вслед за автором”).

Комментируя текст, задавай себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:

На каком материале автор раскрывает проблему? (Какие упоминает имена, факты?)

Какие эмоции выразил автор в тексте?

Концепционный:

Комментируя текст, задавай себе следующие вопросы, чтобы не перейти на пересказ текста:

К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и др.)

Актуальна ли эта проблема в наши дни? (В чем её значимость для общества?)

Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? (Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, круга занятий?)

Предполагаемый вариант:

Размышляя над причинами несчастий человека, автор убежден, что зачастую причины эти в нем самом: сожаления по поводу неудавшейся жизни, постоянные угрызения совести заставляют нас думать только о себе, не дают нам жить настоящим. Андре Моруа призывает читателей: “ Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться”.

Задание 5.
Соедините части рецензии по тексту А.Моруа, проверьте, соответствует ли Ваш комментарий сформулированной Вами проблеме.

Работаем над второй частью сочинения. Учимся формулировать свою позицию, подтезисы, писать аргументы.

Задание 1.
Сформулируйте свою позицию по тексту Андре Моруа.

Важно!
Еще раз перечитайте предложение, в котором сформулирована позиция автора и выразите эту же мысль иными словами (если Вы согласились с автором). Если позиция автора записана цитатой из текста, тогда свой тезис формулируйте своими словами. Или наоборот.

Предполагаемый вариант:

Нельзя не согласиться с автором в том, что человек не должен жить только для себя. Только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом.

Задание 2.
Напишите аргументы к предложенным тезисам. Пишем их по схеме : Аргумент = пример–иллюстрация +подтезис.
(или Аргумент = подтезис + пример–иллюстрация )

Важно!
Подумайте, какими примерами Вы могли бы проиллюстрировать свою позицию и в зависимости от их содержания разбейте свой тезис на 2 подтезиса, так как тезис должен проходить “красной нитью” через ваше сочинение. Делайте это по схеме: тезис (это так) – подтезис (почему именно так?)

Иллюстрацией к аргументу могут быть:

научные аксиомы, законы природы, цитаты из авторитетных источников, статистические данные, примеры из жизни, примеры из художественной литературы, цитаты, афоризмы, пословицы

Тезис А: Воспитание человека в семье определяет его дальнейшую судьбу, накладывает неизгладимый отпечаток на характер.

Пример 1. Вспомним, какими словами напутствует на службу молодого отпрыска Петра Гринева отец – офицер в романе А.Пушкина “Капитанская дочка”: “Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся. И помни пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”. И стоило только выехать из дому молодому Петруше, как на одной из станций он поддался соблазну – стал играть на деньги и проиграл. А потом и того хуже: царский офицер Петр Гринев, как было донесено государыне императрице, стал “участником замысла бунтовщиков”. Но, помня напутствие своего отца, его представление о чести офицера, Перт Гринев с достоинством выходит из всех сложных и запутанных жизненных ситуаций.

1 подтезис: Именно в семье Петр Г ринев получил первые представления о любви и милосердии, о чести и долге, о добре и зле.

Пример 2. Любовь родителей Обломова из одноименного романа И.Гончарова, их до крайности заботливое отношение сделали его добрым, отзывчивым, чувствительным, но при этом слишком слабохарактерным человеком. Любое подавление его самостоятельности подавлялось. Вялая, сонная жизнь в Обломовке, которую наблюдал ребенок своим пытливым умом, постепенно стала для Ильи Ильича идеалом жизни.

2 подтезис: Именно пример родителей становится для ребенка ключевой моделью поведения, а семья – средой формирования личности.

Тезис Б: Коммуникабельность – это умение общаться, находить общий язык с людьми. Считается, что современному человеку, чтобы быть успешным, трудно обойтись без этого качества. Но нельзя ставить коммуникабельность выше нравственности, порядочности и ума.

Пример: Пьер Безухов, герой романа Л.Толстого “Война и мир”, в светском обществе производил впечатление замкнутого, недалекого человека. В разговорах он вставлял фразы невпопад, чем вызывал насмешки со стороны завсегдатаев светских салонов. Но в кругу своих друзей он всегда находил тему для разговора, был интересным собеседником, умеющим слушать и слышать.

1 подтезис: Коммуникабельность зависит от обстановки, от общества, в котором человек находится.

Пример: Другой герой этого романа – Элен Курагина, напротив, могла поддержать любой разговор, утешить, посоветовать. В светском обществе она имела репутацию интересной и милой женщины, хотя, по мнению её мужа Пьера Безухова, она была очень ограниченной и безнравственной.

2 подтезис: Коммуникабельным может быть пустой и глупый человек. Коммуникабельность не является определяющим качеством полноценной личности.

Задание 3.
Подберите аргументы к тезису, используя указание на положительные или негативные последствия принятия/непринятия тезиса автора. Напишите фрагмент сочинения.

Подчеркните в написанных вариантах тезис и подтезисы.

Тезис А: Деление людей на богатых и бедных противоестественно, потому что оно заставляет неимущих испытывать лишения и страдать.

Предполагаемый вариант:

Нельзя, наверное, однозначно утверждать, что деление людей на богатых и бедных – противоестественно. Причины бедности могут быть разные: болезнь человека или обстоятельства, которые человек не в силах изменить, как, например, у Владимира Дубровского, героя романа А.С.Пушкина. Богатым может быть вполне порядочный человек, целеустремленный, умный, трудолюбивый. Тогда ничего противоестественного нет в том, что первый, к сожалению, беден, а второй, к счастью, богат.

Противоестественное в нашей жизни – это воины, преступления против человека и природы, страдания детей. А бедность, наверное, это жребий, данный человеку судьбой. Человек, посвятивший себя любимой работе, не будет жить с ощущением, что его жизнь – страдание, если даже эта работа относит его к “классу бедных”.

Вспомним историю Акакия Акакиевича из повести Н.Гоголя “Шинель”. Когда он был верен своему предназначению, когда смыслом его жизни было служение – выписывать буквы, он был счастлив, “он служил ревностно, с любовью”, “умел быть довольным своим жребием”, хоть и был очень беден. Когда же материальное в облике шинели стало единственной его радостью, а затем причиной его горя, “он совершенно пал духом”, отчаялся, стал роптать на жизнь и … Финал истории всем известен.

“Если тебе кажется, что ты живешь плохо, оглянись вокруг: тех, кто живет хуже тебя, намного больше”, – запомнились мне слова режиссера Никиты Михалкова, сказанные им в одном из интервью. Помоги тому, кому хуже, чем тебе, и тогда жизнь не будет казаться полной лишений и страданий.

Тезис Б: Отношения начальника и его подчиненных должны быть основаны на взаимном уважении и доверии.

Предполагаемый вариант:

Нельзя не согласиться с тем, что современный мир требует от людей нового стиля отношений, отношений, основанных на диалоге. Отношения начальника и его подчиненных должны строиться на взаимном уважении и доверии, ведь от этого зависит успех и процветание их общего дела.

Ничто так не придает уверенности в себе подчиненному, как уважение и доверие со стороны начальника. Безусловно, такое отношение к себе нужно заслужить честным отношением к труду, исполнительностью, дисциплинированностью, уважением к старшим “по званию”.

Авторитарный стиль руководства свойственен людям, не уверенным в себе, с комплексами неполноценности. Такие начальники у подчиненных в лучшем случае вызывают жалость. Или иронию, как у Н.В.Гоголя: “Выступает орлом…куропаткой такой спешит..” И все же, как говорит известный юморист, “начальники необходимы как класс”, поэтому в отношениях с начальством нужно проявлять сдержанность и такт.

Успех любого предприятия – это взаимный труд всех членов коллектива, а он возможен, только если в коллективе комфортная психологическая обстановка.

Работаем над вступлением и заключением.

Напишите свой вариант вступления и заключения к рецензии по тексту В.Астафьева (текст 3 в Приложении 1), опираясь на предложенные образцы (см. образцы в Приложении 1).

Вариант рецензии

Какое самое страшное зло несут войны для человечества и человечности? Над этим вопросом задумываемся мы, читая текст В.Астафьева.

Автор показывает, что война порождает нищету, безверие, обесценивает человеческую жизнь. По мысли писателя, мужество, выносливость, дружба. Служение Родине и народу предназначены для созидания, им место прежде всего в мирной жизни, и плохо, если только война заставляет людей проявлять свои лучшие качества. Астафьеву близка и понятна позиция Льва Толстого, который назвал войну “преступлением против разума”.

Вывод, к которому приходит автор, очевиден: война – это преступление против человечности, потому что она разрушает не только материальные, но и нравственные ценности, убивает веру человека в добро и справедливость.

Я полностью согласен с Виктором Астафьевым. Каждая война оставляет свой страшный след не только на земле, но и в душе человека. Не случайно так тяжело вернуться к мирной жизни тем, кто смотрел смерти в лицо. Сегодня эту мысль подтверждают сложные судьбы парней, вернувшихся из Чечни.

К теме войны неоднократно обращалась мировая литература. Здесь можно упомянуть Э.Хемингуэя, Р.Олдингтона, А.Франса, рассказавших о трагедии целого поколения молодых людей, сражавшихся на фронтах Первой мировой войны. В русской литературе страшные события Великой Отечественной войны нашли отражение в произведениях Б.Васильева, В.Быкова, В.Гроссмана, Ю.Бондарева и многих других писателей.

Вступление.

Мы привыкли слышать, что война – это и проверка человека на прочность, что человек на войне проявляет свои лучшие качества. Виктор Астафьев в своем высказывании произносит неожиданную, на первый взгляд кажущуюся парадоксальной мысль: страшно, если только на войне люди узнают цену товариществу, любви к своему ближнему, к Родине.

Заключение.

В одном из документальных фильмов В.Астафьев сказал: “Ни один дьявол не придумает того, что было на войне”. Наверное, поэтому с такой болью и горечью говорит автор, что писать о войне – это “работа на износ”.

Приложение 2

Литература

  1. Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Материалы лекций дистанционного курса “Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11-х классах”.
  2. Задания и решения контрольных работ по дистанционному курсу “Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9–11–х классах”.
  3. Шенкман В. На пути к созданию собственного текста. Приложение к газете “Первое сентября” Литература № 17, 19 /2010