Задачи:
- Отработка знаний словарных слов и умение их находить в тексте на слух;
- знакомство с однородными членами предложения;
- тренировка в нахождении однородных членов предложения;
- обучение составлению предложений с однородными членами;
- воспитывать внимательность и взаимопомощь.
Оборудование:
- учебник, рабочая тетрадь,
- карточки с предложениями, которые нужно разобрать по членам,
- демонстрационный материал с названием членов предложения у каждого ученика,
- схемы для обозначения однородных членов предложения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Орфографическая минутка
III. Словарная работа
– Найди и запиши словарные слова из текста: “Мы с другом Колей приземлились на необитаемый остров на ракете “Союз 3”. Там нас ждали интересные приключения.
На острове был такой же огород, где росли овощи: морковь, свёкла, на яблонях – яблоки, осины – гиганты.
Мы медленно передвигались по острову и преодолели небольшое расстояние. Вдруг навстречу нам едет трамвай. Внутри сидят неизвестные зверюшки, читают газету, едят мороженое и кричит нам шофёр – “Привет!”
Удивлению нашему не было предела:
– Андрюша! Вставай, пора в школу, – услышал я мамин голос. И я понял, что это всего лишь сон. (17 слов)
IV. Актуализация знаний
– Ребята , мы уже познакомились с главными членами предложения и с второстепенными членами предложения. Чтобы успешно работать на уроке мы вспомним пройденное.
(Ответы на тест показывают на карточках).
Тест
- Грамматическая основа предложения – подлежащее и сказуемое.
- Второстепенный член предложения, который обозначает как совершается действие, когда, где, по какой причине, с какой целью и отвечает на вопрос Где? Куда? Откуда? Когда? Почему? Зачем? Как? – это обстоятельство.
- Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Чей? Чья? Чьи? – это определение.
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? Обозначает на какой предмет направлено действие – это дополнение.
V. Работа по теме урока.
– На каждом уроке русского языка мы знакомимся с новой темой, чтобы быть грамотными живем в России и должны не только любить, но знать свой язык.
На доске написаны два предложения разобрать по членам и сравнить (у каждого карточка работают самостоятельно).
В садах поспевают яблоки.
В садах поспевают яблоки, груши и сливы.
Верно ли высказывание: (проблемная ситуация)
“Во втором предложении слова яблоки, груши, сливы являются одним и тем же членом предложения, потому что они отвечают на один и тот же вопрос (что?) и зависят от одного и того же слова: яблоки, груши и сливы (что делают?) поспевают.
Рубрика “Тайны русского языка” (стр. 97)
– Читают определение, что такое однородные члены предложения.
– Определяют тему урока – однородные члены предложения.
– Читают цели урока (на доске):
– Узнать! Что такое однородные члены предложения?
– Узнать! Каким членом предложения могут быть однородные члены предложения?
– Узнать! Как произносятся однородные члены предложения?
– Узнать! Как можно обозначить однородные члены предложения?
Чтобы ответить на второй вопрос, нужно выполнить упр.1, стр. 98.
1-й ряд – первое предложение
2-й ряд – второе предложение
3-й ряд – третье предложение (на доске записаны, нужно разобрать по членам).
Четвертое предложение – у доски Оксана с разбором предложения по членам.
Чтобы ответить на третий вопрос, прочитайте рубрику “Внимание!” стр. 97. (Подготовьте выразительное чтение упр. 2.)
Как можно обозначить однородные члены предложения, прочитайте рубрику “Внимание!" стр. 98.
Распределите схемы к предложениям на доске и в тетради.
V. Первичный контроль. Работа в парах. Упр. 4. (Проверка , самооценка).
VI. Творческая работа учащихся.
Написать сочинение-миниатюру об осени, употребляя однородные члены предложения.
Три вида работы:
- Написать самостоятельно.
- Можно использовать опорные слова с доски: ласточки, скворцы, пестрый ковер, золотистый, красный, желтый, багряный, осина, дуб, береза, ель, сосна, порывистый, холодный, кружатся, летят.
- Слабым ученикам дать индивидуальные карточки:
деформированный текст об осени;
вставить подходящие по смыслу слова;
ответить на вопросы несколькими предложениями, используя слова для справок.
VII. Чтение учащимися сочинений с указанием используемых однородных членов предложения.
VII. Итог урока.
Опираясь на цели урока, подвести к тому, что узнали на уроке.
IX. Рефлексия
Игра “Найди однородные члены предложения ”. (Показывают дети)
На уроке физкультуры мы бегаем, прыгаем, подтягиваемся.
В классе есть цветы глоксиния, бегония, сенколия.
На перемене мы играем в игры “Кошки-мышки”, “Ручеек”, “Третий лишний”.
X. Домашнее задание. Стр. 98, выполнить упр.3.