Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень…
И был “Последний день Помпеи”
Для русской кисти первый день…
Баратынский.
Цель урока: подготовка к сочинению-описанию картины.
Задачи урока:
1) подготовить учащихся к написанию сочинения;
2) способствовать формированию языкового и художественного вкуса учащихся;
3) помочь понять идею картины К. Брюллова “Последний день Помпеи”;
4) закрепить умение описывать внешность и состояние человека;
5) активизировать искусствоведческую лексику (муза, классик живописи, династия живописцев, масштабное полотно, шедевр);
6) содействовать нрав ственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: Автопортрет К.П. Брюллова, репродукция картины К.П. Брюллова “Последний день Помпеи”, ТСО, видеоматериал “Государственный Русский музей”, учебный словарик искусствоведческих терминов, Стихотворение А.С. Пушкина “Везувий зев открыл…”, репродукция картины “Всадница”.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение цели и задачей урока.
2. Подготовка учащихся к восприятию картины. (7 мин.)
2.1. Слово учителя. Рассказ о художнике.
Сегодня у нас урок развития речи. Мы поговорим о Карле Павловиче Брюллове и о его картине “Последний день Помпеи”.
Великий Карл – так еще при жизни называли современники живописца.
Родился Б. в 1799 году в Петербурге. Профессия художника в семье была традиционной. С 1809 по 1821 год Брюллов учится в петербургской Академии художеств.
В первые десятилетия XIX века Брюллова особенно влечет портрет – жанр, считавшийся в Академии низким родом живописи. В портретах ему удается уловить и передать неповторимые черты личности, строй души, непринужденность проявления характера.
16 августа 1822 года Брюллов отправляется вместе со своим братом в Италию. Перед заграничной поездкой исконной фамилии “Брюлло” было придано русское окончание “в”.
Спустя почти год, 2 мая 1823 года, братья Брюлловы въехали в Рим. Вечный город пленяет Карла сразу и навсегда. Первое время он находится в состоянии счастливого волнения, непреходящего восторга. Италия стала для него землей обетованной. Италия была тем “прекрасным далеко”, где можно было творить.
В годы пребывания в Италии Брюллов создал около 120 портретов. Герои его портретов покоряют красотой, напряжением внутренней жизни (парадный портрет Джованины и Амацилии Пачини вошел в историю под названием “Всадница”).
Летом 1827 года, Брюллов впервые посетил раскопки Помпеи, в нем зреет грандиозный замысел исторической картины.
Ученик. Историческая справка. Помпеи – древний город в 23 км к юго-востоку от Неаполя, возле южного склона вулкана Везувия. Помпеи были значительным торговым портом, и благосостояние жителей города было высоким. Ввиду прекрасного местоположения многие богатые и знатные римляне, в том числе Цицерон, приобретали здесь виллы для отдыха.
По исследованиям историков в Помпеях было от 20 до 30 тыс. жителей, когда в 63 году город пережил страшное землетрясение. Это проснулись вулканические силы Везувия, который был совершенно спокоен на протяжении многих веков. А в августе 79 года произошло мощное извержение вулкана, которое длилось около полутора суток. Город был засыпан на высоту 6–7 метров кусками пемзы и вулканическим пеплом.
Большинство жителей успело спастись, но многие (около 2-х тысяч человек) погибли под развалинами.
Раскопки Помпеи начались в 1748 году.
2.2. История создания картины.
Учитель: От первой мысли о будущей картине до ее завершения пройдет 6 лет. Место действия Брюллов определил сразу – улица Гробниц, перекресток возле усыпальницы Скавра и сына жрицы Цереры (римская богиня производительных сил земли, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие). Размер полотна 456,5 на 651 см. Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашел в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту.
Читает ученик: “Уже первый час дня, а свет неверный, больной. Дома вокруг трясет... Решено уходить из города…Мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я бежал… Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин; одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие трепетали за близких…”. Именно те, кто “трепетали за близких”, а не за себя, станут главными героями картины.
Учитель: По материалам археологических раскопок Брюллов пишет не только все предметы быта. Некоторые фигуры он изобразил в тех самых позах, которые сохранили пустоты, образовавшиеся в застывшей лаве на месте испепеленных тел.
2.3. Просмотр фрагмента видеоматериала “Государственный Русский музей”.
Учитель: сейчас мы посмотрим фрагмент видеоматериала о картине, после просмотра вы ответите мне на вопрос “Какие чувства у вас вызвала картина?”.
3. Беседа по картине. Собирание рабочих материалов. (20 мин.)
(В процессе беседы основные словосочетания или отдельные слова записываются учащимися в тетрадях)
- Рассмотрите внимательно картину. Какое настроение она у вас вызывает?
- Нравится ли вам эта картина? Обоснуйте ответ.
- Какие чувства вызывает картина? О чем вы думаете, глядя на картину?
- Удалось ли художнику передать весь ужас происходящего события?
- Какой момент запечатлел живописец?
- Как представлен день катастрофы? (День катастрофы представлен трагически мрачным. Непроглядная грозовая чернота нависла над землей, кроваво-красное зарево заливает вдали небосвод, тьму разрывают длинные, острые молнии. Грохот подземных толчков, треск рушащихся зданий, крики, стоны, мольбы оглашают воздух, и как в судный день, перед лицом смерти обнажается суть человеческой души)
- Почему художник назвал картину “Последний день Помпеи”?
- Как вы думаете, спасутся ли эти люди?
- Есть ли главный герой на картине? Кто герои картины?
- На картине изображено около 40 персонажей, которые объединены в группы. Каждая группа это своего рода “портрет чувств”. Давайте подробнее рассмотрим эти группы. В этом нам помогут ключевые слова, обозначающие чувства. Смятение и милосердие, мужество и самоотвержение, любовь, страх и корыстолюбие (слова записаны на доске).
- Что такое смятение? (Паническая растерянность, тревога; паника – неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей). Какая группа, по вашему мнению, олицетворяет это чувство?
Семья, укрывшаяся плащом, будто он может защитить от града камней, ищущая спасения в бегстве, олицетворяет собой смятение. Их взоры устремлены на небо. А маленький мальчик смотрит на упавшую птичку. В тот день от жара гибли и птицы, и рыбы. Даже море отступило от берегов.
- Рассмотрите группу людей, изображенных в левом нижнем углу. Что они олицетворяют? Коленопреклоненные мать с дочерьми недвижны, их вера (убежденность) в милосердие (готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания) Бога так велика, что они не трогаются с места, отдавшись страстной молитве. Их взоры обращены к небу. Над ними высится мужественная фигура христианского священника, не ведающего сомнения и боязни, целиком отдавшись милости Бога.
Учитель: Подавляющее число образов в картине воплощает возвышенные чувства мужества, самоотвержения (жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага), любви.
- Рассмотрите группы людей, изображенных в правом нижнем углу. Опишите их. Какие чувства каждая из них олицетворяет?
Сыновья несут на плечах старика отца, забыв о себе, движимые лишь стремлением спасти его. Образ юноши с матерью художник взял у Плиния. Плиний уговаривает престарелую мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Вдвоем им вдвойне трудно избежать гибели. И все же они не могут оставить друг друга. Юный жених, не слыша грохота и грома, неотрывно глядит в омертвевшее лицо невесты, на ее голове венок из роз, хотя в следующий миг смерть может настигнуть и его; тут чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.
Учитель: Гибель Помпеи в представлении Брюллова – это гибель всего античного мира, символом которого становится самая центральная фигура холста – прекрасная женщина, разбившаяся насмерть, упав с колесницы.
- Как вы думаете, почему именно женщину с ребенком, Брюллов выбрал в качестве символа крушения?
Учитель: Не все персонажи воплощают добродетельные чувства. Обратите внимание на фигуру языческого жреца, изображенного в глубине холста. Он, забыв о своей пастве, спасает свою жизнь и драгоценности. Правее изображен человек, вскочивший на коня, он мчится, не разбирая дороги и давя людей. На лестнице гробницы Скавра, в левой части картины, вор, крадущий драгоценности. Они воплощают корыстолюбие (стремление к личной выгоде, наживе, жадность), страх, бездушие (бессочувственного, живого отношения к кому-либо).
- Рассмотрите внимательно лица людей. Куда устремлены их взоры? Как вы думаете, почему большинство из них смотрит на небо?
- Найдите в левой части картины изображение женщины, взгляд которой устремлен на нас. Опишите выражение ее лица. Женщина смотрит прямо на нас. Становится даже страшно. Такое впечатление, будто она одна поняла, что все погибнут, и прощается с нами. В ее взгляде нет чувства ужаса, в нем скорбь и печаль. На голову наброшен голубой шарф. Голубой символ бессмертия, а значит, человеческой, физической смерти, цвет печали и траура.
- Обратите внимание на мужчину, изображенного за этой женщиной. Он вам никого не напоминает? Кто это? Это сам Брюллов. Он спокоен. Ловит оттенки отражения трагедии на лицах окружающих. Брюллов, вводя собственный образ в картину, хочет показать творца как беспристрастного свидетеля исторического катаклизма. Живописец, на глазах которого свершилось столько крутых поворотов истории, хочет показать причастность художника всех времен событиям современности.
- Исходя из всего сказанного, ответьте мне на вопрос “Чему учит нас эта картина?” Добру и мужеству. Люди могут оставаться людьми, даже когда им грозит смертельная опасность.
Композиция движения.
Учитель: Обратите внимание на то, что лица на картине похожи, а позы – разные. Главное для Брюллова – передать человеческое чувство движением. Это трудное искусство называется “пластика”. Артистична ритмика телодвижений, жестов рук. Опишите эти жесты, используя опорные слова – оберегающие, обнимающие, гневно простертые к небу, бессильно падающие. Все формы поражают своей скульптурной объемностью. Кажется, фигуры можно обойти кругом. Это ощущение усиливается отчетливым контуром, охватывающим каждую фигуру.
Цвет. Свет. Какой цвет доминирует в картине? Как освещена центральная часть картины? А задний план? Ритму линий в “Помпеи” соответствует ритмическая организация цвета. Доминирующий в холсте цвет – красный: оттенки алого преобладают в одеяниях переднего плана, весь задний план картины целиком залит пылающим заревом. Центральная часть освещена холодным светом молнии, поэтому здесь главенствуют разбеленные голубоватые, зеленоватые тона.
Какова идея картины? Идея картины глубоко романтична. Брюллов стремиться выразить события через характеры, состояние чувств, через многогранные оттенки переживаний, вызванных у совершенно различных по душевному складу людей одной и той же причиной – угрозой гибели. Это романтический прием.
Ученик. Н.В. гоголь писал: “… прекрасные фигуры у Брюллова заглушают ужас своего положения красотой… Все герои являют не просто физическое, но нравственное совершенство”.
Рассмотрев картину мы увидели не мертвых персонажей, а реальных людей с их чувствами и эмоциями.
4. Слово учителя.
В 1834 году в Петербурге в Академии художеств открылась выставка “Одной картины”. Выставлялась картина Брюллова “Последний день Помпеи”. А.С. Пушкин, увидев картину, был потрясен. Снова и снова поэт отходил от картины и приближался к ней. Он был настолько поражен изображенным на полотне, что свои впечатления от увиденного выразил в стихотворении (читает наизусть ученица):
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко разлилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон.
(“Везувий зев открыл…”, 1834)
- Какие чувства вызывают строки Пушкина?
- С помощью каких слов поэт передает настроение?
- Выделите ключевые слова.
5. Лексическая работа. (5 мин.)
Объясните значение следующих слов: кумир, зев, гробница.
Кумир – 1. Статуя языческого божества. 2. Перен. Предмет восхищения, преклонения (высок. и ирон.). Зев – 1. Вход из полости рта в глотку. 2. То же, что пасть (устар.). Гробница – сооружение из мрамора, гранита и т.п., в котором хранится гроб с прахом умершего.
6. Работа над текстом сочинения (Составление плана сочинения). (7 мин.)
Мы с вами рассмотрели картину. Теперь необходимо составить план нашего сочинения.
- Скажите, с чего начинается сочинение? Как вы будете строить вступление к сочинению: вы будете описывать картину, рассказывать или рассуждать? Во вступлении нужно рассказать о художнике и об истории создания картины.
- Если вы будете рассказывать, то какой преимущественно тип речи вы будете использовать в этой части своего сочинения? (Повествование).
- О чем вы будете писать в основной части вашего сочинения? В основной части мы будем описывать картину.
- Следовательно, какой преимущественно тип речи будет использоваться в основной части? (Описание)
- Что должно содержать заключение? (В заключении необходимо сформулировать вывод, подвести итог всему сочинению).
1. Вступление. История создания картины.
2. Основная часть. Описание картины.
а) Какой момент запечатлел художник?
б) Описание групп людей.
в) Композиция движения.
г) Цвет и свет.
д) Идея картины.
3. Поэтический отклик Пушкина на картину.
4. Чему учит нас картина Брюллова? (Мое впечатление от картины)
7. Итог урока. (3 мин.)
- Какова была цель сегодняшнего урока?
- Как вы думаете, цель достигнута?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового для себя вы узнали?
8. Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Брюллова “Последний день Помпеи”.