Вариант № 1
Часть 1
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 90 слов.
Текст для прослушивания.
Вот пишут: малая родина… Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?
По-моему, малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа, где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от охватившего счастья быть на земле. И где впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.
…Тихая деревенская улица, отчий дом в ее ряду под неохватной ивой. Тесный магазинчик на выгоне, маняще пропахший мятными пряниками, ременной сбруей и бочковой селедкой, неприхотливая семилетняя школа под светлой сенью берез, куда еще только предстояло ходить первоклашкой, обветшалая церковь с погостом, где в зачащенной сирени едва видны дерновые надгробья прежних жителей, уже отбывших свое…
А за околицей – машинный двор, куда всегда тянет пробраться, тайком посидеть в кабине трактора, потрогать рычаги, блаженно повдыхать еще теплый запах наработавшегося мотора.
А дальше – сбегающий по склону артельный сад, еще дышащий сушью знойного дня, разогретой вишневой смолкой, которую можно жевать, и уже налившимися яблоками, мерцающими багряным лоском в обвядшей куще листвы.
Ну, а внизу, за садом, - луговая вольница, травяной ветерок, медвяная цветь подмаренника, тугой перегуд шмелей и…дремотный звон овсянок. И, наконец, речушка – петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки и калину.
Разумеется, у каждого человека – своя малая родина, и ее приметы тоже разные.
Но такого невеликого окоемного обиталища вдосталь хватает всем, чтобы за Божий день набегаться и навпечатляться до предела сил, когда за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться опаленная солнцем и вытрепанная ветром неуемная головушка, и мать подхватит исцарапанное, исклеванное паутинами, пахнущее рогозом и тиной обмякшее чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.
Малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения…
(Е.И. Носов)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните тестовые задания к нему.
Травный ветер
(1) В послевоенную неустроенную пору откололась от родной деревни тетушка моя Валентина. (2) Не выдержала молодая девка лебеды, завербовалась, куда глаза глядят, и завез ее радетель-оргнабор аж в озерно-скальную Карелию. (3) Там она заделалась заправским подрывником, нажила семью и до самой пенсии и в снег и в дождь прочертоломила в каменном карьере. (4) Ходила она в заклеклой брезентовой робе, железной каске поверх платка и с милицейским свистком на шее, дабы никто не угодил под тротиловую шашку. (5) Ушла на заслуженный вся простуженная, держась за негнущуюся поясницу, охая и шутейно припевая: “Долго будет Карелия сниться…” (6) И лишь тогда только, наконец, вырвалась на родину – через тридцать шесть лет!
(7) Ну, конечно, воды за это время утекло много. (8) Приехала в прежнюю свою деревню сама никем не узнаваемая, ничего и никого не узнавая: все переменилось, перестроилось, ни одного знакомого дома на деревне, ни одного знакомого лица… (9) Собаки – и те все другие. (10) Глядит вокруг тетка Валентина, волнуется, силится что-то вспомнить, вздыхает горестно, и слезы непроизвольно катятся по ее заветренному широкому лицу, капают за тучную пазуху.
(11) – Ох, девки милые! – всплескивает она руками. (12) – Хорошо-то у вас как! (13) И все скопом живете, на прежнем месте. (14) А вот я, сорока, куда залетела… (15) Да чего теперь, жизнь прошла-пробежала. (16) Там у меня дом, внуки, корова теперь рогами в дверь тычется, хозяйку ждет. (17) А все ж душа моя напополам разрывается. (18) Тут-то мне все роднее. (19) Вон и небушко без хмари, и ветер наш, травный, покосный. (20) Чуете? (21) Живой чабрец?22) Она шумно, глубоко вздыхает, ловит распахнутым ртом, всей грудью полуденный ветер и, не вытирая слез, говорит:
(23) – Вот полечу обратно, теперь, видать, уж насовсем. (24) Не свидимся больше. (25) Ничегошеньки мне не дарите на прощанье, ничего мне не надо, все у меня есть: шмутки, полированная скарбота… (26) Только дайте набрать землицы! (27) Хоть горсточку, хоть щепоточку. (28) Я ж по ней бегала босой да несмышленой. (29) А теперь и мама наша под ней лежит… (30) Повезу с собой жменьку – хоть когда прикоснусь, понюхаю. (31) А не то в слабую минутку потужу-погорюю, что так у меня нескладно получилось.
(Е.И. Носов)
К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
А1. Какое из высказываний не соответствует содержанию текста?
- Любовь к малой родине – неотъемлемая часть души.
- Тоска по родным местам привела тётку Валентину на её малую родину.
- Воспоминания о детстве привели тётку Валентину в родную деревню.
- Одиночество тетки Валентины – причина её приезда в родные места.
А2. Как характеризует тетку Валентину информация, заключенная в предложениях 11–21?
- Тетка Валентина завидует односельчанам.
- Героиня сожалеет о прожитых годах.
- Тетка Валентина радуется встрече с малой родиной.
- Героиня думает вернуться в родные места.
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: “Почему автор называет героиню Валентиной, а не Валя, Валюша?”
Такая форма говорит…
- О пренебрежительном отношении автора к героине.
- Об уважении к героине.
- О жалости по отношению к героине за то, что “откололась” от родной деревни.
- О значительной разнице в возрасте автора и героини.
А4. Какой (-ие) стиль и тип (-ы) речи используется (-ются) в тексте?
- Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования.
- Художественный стиль, повествование с элементами описания и рассуждения.
- Публицистический стиль, рассуждение.
- Художественный стиль, описание с элементами рассуждения.
А5. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного слова?
- № 7.
- № 3.
- № 27.
- № 11.
А6. Какое значение имеет слово СКОПОМ в предложении № 13?
- В одной деревне, на одном месте.
- Совместно.
- Мирно, счастливо.
- На одной улице.
А7. В каком слове все согласные звонкие?
- Слабую (№ 31).
- Бегала (№ 28).
- Вздыхает (№ 22).
- Видать (№ 24).
Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово ПРОЧЕРТОЛОМИЛА из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 19–21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В3. Из предложений 21–23 выпишите слово (а), в котором правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
В4. Какой способ образования слова НЕПРОИЗВОЛЬНО (№ 10).
В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Глядит вокруг тетка Валентина, (1) волнуется, (2) силится что-то вспомнить, (3) вздыхает горестно, (4) и слезы непроизвольно катятся по ее заветренному широкому лицу, (5) капают за тучную пазуху.
В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И лишь тогда только, (1) наконец, (2) вырвалась на родину – через тридцать шесть лет!
Ну, (3), конечно, (4) воды за это время утекло много.
…Ох, (5) девки милые! – всплескивает она руками
В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Ходила она в заклеклой брезентовой робе, (1) железной каске поверх платка и с милицейским свистком на шее, (2) дабы никто не угодил под тротиловую шашку. Ушла на заслуженный вся простуженная, (3) держась за негнущуюся поясницу, (4) охая и шутейно припевая…
В8. Замените словосочетание БРЕЗЕНТОВАЯ РОБА (№ 4), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.
В9. Выпишите грамматическую основу предложения № 30.
В10. Среди предложений 21–31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В11. Укажите количество грамматических основ в предложении № 30.
В12. Среди предложений 11–14 найдите предложение с приложением. Напишите номер этого предложения.
В13. Среди предложений 2–5 найдите сложное с разными видами связи. Напишите номер этого предложения.
В14. Среди предложений 8–12 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном подписанном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий С1 или С2. Перед написанием сочинения запишите номер задания: С1 или С2.
С1. Напишите сочинение-рассуждение “Зачем нужна орфография?”
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст Е.И. Носова.
Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к разным разделам орфографии.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
С2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних фраз тетки Валентины: “Повезу с собой жменьку – хоть когда прикоснусь, понюхаю. А не то в слабую минутку потужу – погорюю, что так у меня нескладно”.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Вариант № 2Часть 1
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Выполняя это задание, учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 90 слов.
Текст для прослушивания.
Руки-невидимки
С некоторых пор я стал учить свою дочурку цветы рвать… глазами…И не только на городских газонах, но и в поле, в лесу…Что-то противилось во мне к бездумным букетам. Сорванный цветок, пойманные бабочки, спрятанная в клетку птица становятся вещью твоей мимолетной… А мы, даже самые чуткие из нас, не всегда в ладах с равноправием… то к вещам небрежением грешим, то вдруг в рабство их попадаем…
Приходится с грустью наблюдать порой, как из собаки – этого извечного друга человеческого – то игрушку, то идола делают…
Но как это малышке объяснишь? Она тут же резонно замечает:
– Но у глаз же рук нету! – И подсказывает мне ход… И я терпеливо нашептываю ей сказку о том, что у глаз самые быстрые, самые длинные, самые добрые руки-невидимки… “Вот посмотри – щеглята прыгают по тропке… Даже мои руки не догонят, не достанут их… А ты своими глазами, как пальчиками, можешь потрогать каждое пятнышко цветное…”
Дочка прислушивается. Самая невероятная сказка ей понятнее строгих родительских запретов и назиданий. Вступает в игру и почти соглашается, что глазами “рвать и ловить” интереснее… Дотянулся взглядом к знакомой ромашке, осмотрел ее, открыл для себя в цветке “семечки как у подсолнуха”, порадовался: и с собой взял больше, чем цветок, и другим оставил…
Но через некоторое время дочка протягивает мне букетик колокольчиков и, поняв мой осуждающий взгляд, смущенно оправдывается: “Но они ж такие красивые…”
Я не ворчу на нее за это маленькое разочарование, потому что знаю, как долго и трудно зреет разумное семя. И рассказываю ей новую сказку о жизни.
(В. Детков)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания, которые помогут проверить глубину и точность восприятия исходного текста.
(1) В конце апреля в еще голом, сквозном лесу, на возвышенных прогретых местах сквозь желтую подстилку пробивается сон-трава. (2) На нежных опушенных стеблях, как бы еще не окрепших от перворождения, поникше дремлют крупные сине-фиолетовые цветы. (3) Об эту пору растеньице еще без единого листочка: просто стебель и на нем цветок. (4) Сон-трава так и зимовала под снегом, под опавшими древесными листьями с готовым бутоном, с тем, чтобы, пока вокруг еще нет ни одной травинки, первой пробиться к солнцу, поскорее развернуть бутон и понежиться, подремать в ласковых вешних лучах. (5) Ничего подобного этой яркой, праздничной сини нет во всем пока еще не прибранном, буро-жухлом лесу, и потому так радостно изумишься, когда еще издали, за много шагов, увидишь это диво весны.
(6) Рвать цветок нельзя. (7) Он и сам по себе трепетно-нежный, неприкасаемый и даже под бодрящим апрельским солнцем не в силах приподнять дремотно опушенной головы. (8) Если же его сорвать, то он тут же безвольно поникнет и уснет навсегда… (9) Оттого и назван так – сон-трава.
(10) Но вот все-таки рвут многочисленные посетители вешнего леса! (11) Рвут и вскоре бросают. (12) Бросают из-за этой неприкасаемости растения, стало быть, из-за его бесполезности и ненужности. (13) Бывает, в воскресный день все лесные тропки, ведущие к электричке, усыпаны завядшими и растоптанными цветами.
(14) А ведь с меркантильной меркой (полезное – бесполезное) мы относимся не только к природе. (15) Это потребительство ныне распространилось и на общение с человеком. (16) Прежде всего прикидывают: что от этого можно иметь? (17) Нужный человек или ненужный? (18) Можно извлечь из него что-либо для карьеры, “для дома, для семьи”? (19) Или хотя бы для гаража?..
(20) Больше того, так стали выбирать себе жениха или невесту…
(21) Рвут и вскоре бросают. (22) Рвут и бросают…
(23) А ведь бабушка моя говаривала: смотри, радуйся и не тащи в рот…
(Е. Носов)
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
А-1. Какое из утверждений не соответствует мысли автора?
- Цветы рвать нельзя.
- Люди с меркантильной меркой относятся и к природе и друг к другу.
- Современный человек не бережет природу.
- Растение названо сон-трава, потому что сине-фиолетовые цветы всегда дремлют на нем.
А-2. В каком предложении автор формулирует главную мысль?
- № 6.
- № 15.
- № 5.
- № 10.
А-3. Какие средства использованы для связи предложений №10 и №11?
- Лексический повтор.
- Личное местоимение.
- Вводное слово.
- Контекстуальные синонимы.
А-4. Какой тип речи преобладает в миниатюре Е.И. Носова?
- Повествование.
- Описание с элементами рассуждения
- Повествование с элементами описания.
- Описание.
А-5. Какое средство выразительности неверно проиллюстрировано примером из текста?
- Дремлют цветы – олицетворение.
- Диво весны – метафора.
- Нужный человек или ненужный? – риторический вопрос.
- Завядшие цветы – эпитет.
А-6. В каком из слов букв меньше чем звуков?
- Бросают (№ 12).
- Подобного (№ 5).
- Выбирать (№ 20).
- Пробиться (№ 4).
А-7. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
- Тропки усыпаны цветами (№ 13).
- Смотри, радуйся и не тащи (№ 23).
- Рвать цветок нельзя (№ 6).
- Пробивается трава (№ 1).
А-8. Укажите правильную морфологическую характеристику слова УСЫПАНЫ (№ 13).
- Прилагательное.
- Деепричастие.
- Глагол в прошедшем времени.
- Страдательное причастие.
А-9. Укажите неосложненное предложение.
- № 10.
- № 2.
- № 5.
- № 12.
А-10. Какая характеристика предложения № 7 является верной?
- Сложносочиненное.
- Простое.
- Сложноподчиненное.
- Сложное бессоюзное.
А-11. Какую синтаксическую роль выполняет слово ВСЕ (тропки) в предложении № 13?
- Подлежащее.
- Определение.
- Обстоятельство.
- Дополнение.
А-12. В каком предложении текста не использовано олицетворение?
- № 13.
- № 4.
- № 8.
- № 2.
В-1 .Из предложения № 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
В-2.Какой способ образования слова СИНЕ-ФИОЛЕТОВЫЕ цветы (№ 2)?
В-3. Из предложения № 7 выпишите определительные местоимения.
В-4. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8.
В-5. Среди предложений 2–5 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное цели.
В-6. Среди предложений 12–20 найдите такие, в которых есть вводные слова (конструкции). Напишите номера этих предложений.
В-7. Среди предложений 12–14 укажите такое, в котором употребляются контекстуальные синонимы.
В-8. Из предложений № 12–13 выпишите слово (-а) с чередующейся гласной в корне.
Часть 3
С1. Напишите сочинение-рассуждение “Для чего нужны лексические повторы в тексте”.
Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте еще раз текст Е.И. Носова.
Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, которые являются иллюстрацией к данной теме.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
С2. Напишите сочинение-рассуждение на тему “Влияние природы на внутренний мир человека”.
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.