Цели: формировать творческую деятельность учащихся, способность видеть и чувствовать слово; развивать любознательность, инициативу; воспитывать у учащихся стремление к приобретению знаний, повысить эрудицию в области русского языка и литературы; проверить теоретические знания и практические навыки.
Оборудование: красочно оформленные плакаты с высказываниями о русском языке, таблички с названиями команд, эмблемы команд, карточки с заданиями, секундомер.
Оформленные плакаты:
1. КВН юных филологов.
2. Русский язык выразителен, свободен и гармоничен. В.Кюхельбекер
3. Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни. К.Паустовский
4. Русский язык необыкновенно богат. В.Белинский
Правила: участвуют две команды по 8 человек. Дается время на обдумывание вопросов (выполнение заданий) – от 1 до 5 минут (в зависимости от сложности, объема). Жюри оценивает ответы участников команд, фиксирует результаты в оценочном листе, оглашает итоги каждого конкурса.
I. Вступление.
1. Мастера слова о русском языке.
(Тексты цитат озвучивают учащиеся.)
1. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К.Паустовский
2. Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот “могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
О.Гончар
3. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А.Куприн
4. Русский язык – это сказочное сокровище, это богатство, которое с каждым днем пополняется, это счастье бесконечных открытий и встреч с прекрасным.
Ф.Видрашку
2. Стихотворения о русском языке.
(В исполнении учащихся)
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье…
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше. К.Бальмонт
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камень, -
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько им отдал
Душевной теплоты. Н. Рыленков
3. Звучит песня “Мы начинаем КВН…”.
(В исполнении участников команд)
Мы начинаем КВН
В этот день,
В этот час.
Пускай друзей он соберет
И порадует нас.
Кому-то вдруг не повезет.
Ну и что?
Не беда!
Переживем мы это всё –
Это просто игра!
II. Слово учителя.
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Добро пожаловать на КВН юных филологов!
В нем примут участие учащиеся 6-го класса, обладающие метким словом, вниманием, волей, терпением, юмором, вежливостью, смекалкой. Пожелаем им успехов в состязании. Да победит сильнейший!
Ведущий 1.
- В зал пришел, не хмурь лица,
Будь веселым до конца.
Ты не зритель и не гость,
А программы нашей гвоздь.
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Ведущий 2.
- Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они?
Для вас!
Ведущий 1.
- Приглашаются участники конкурса, команды “Восклицание” и “Запятая”.
(Входят участники команд “Восклицание”, “Запятая”, обмениваются приветствиями.)
Девиз команды “Восклицание”: “Отделять каждое предложение от последующего, выражать чувство”.
Девиз команды “Запятая”: “Обозначать границы, разделять предложения”.
Ведущий 1.
- Представляю вам жюри…
III. Участие в конкурсах.
Ведущий 2.
Конкурс первый. “Разминка”
1. Найти устойчивые сочетания слов (фразеологические обороты), объяснить их лексическое значение.
а) Оказался молодцом, смог осилить ношу –
Не ударил в грязь лицом и не сел в галошу. (Команде
“Восклицание”)
б) За домом едва пожелтела трава,
Два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
Другой – засучив рукава. (Команде “ Запятая”)
(Примечание: каждый правильный ответ оценивается одним баллом.)
2. Игра “Найди пару”.
Даны пословицы. Одна команда получила первую половину пословицы, другая – вторую. Задание: начать и закончить пословицу.
Команде “Восклицание”:
1. Не спеши языком - …
2. С кем поведешься, …
3. Ученье – свет, …
4. Семь раз отмерь - …
5. Птица красна пением, …
6. По одежке встречают, …
7. Грамоте учиться - …
8. Любишь кататься - …
Команде “Запятая”:
1. …торопись делом.
2. …от того и наберешься.
3. …а неученье – тьма.
4. …один раз отрежь.
5. …а человек умением.
6. …а по уму провожают.
7. …всегда пригодится.
8. …люби и саночки возить.
(Примечание: задание оценивается по пятибалльной системе.)
3. Составить предложения по заданным схемам. Записать и прочитать.
Команде “Восклицание”:
а) Определение + подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
б) А: “П!”
Команде “Запятая”:
а) Подлежащее + обстоятельство + сказуемое + определение + дополнение.
б) “П”, - а.
(Примечание: задание оценивается по пятибалльной системе.)
Ведущий 1.
Конкурс второй. “Терминологический диктант”
Команде “Восклицание”:
1. Все слова языка.
2. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению.
3. Часть слова без окончания.
4. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Ответ: лексика, омонимы, основа, фонетика.
Команде “Запятая”:
1 .Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
3. Слова, употребляемые жителями той или иной местности.
4. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Ответ: антонимы, текст, диалектные, суффикс.
(Примечание: задание оценивается по пятибалльной системе.)
Ведущий 2.
Конкурс третий. “Отгадай”
1. Разгадать шарады.
Команде “Запятая”:
С буквой к бери меня на покос,
А без буквы к ужалю в нос.
Ответ: коса – оса.
Команде “Восклицание”:
Из писка птиц мой первый слог возьмете,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
Ответ: пи – рог.
2. Образовать слово.
Команде “Запятая”:
Образуйте слово, в котором корень тот же, что в слове возить; приставка та же, что в слове перечитать; суффикс тот же, что в слове побелка; окончание то же, что в слове вода.
Ответ: перевозка.
Команде “Восклицание”:
Образуйте слово, в котором корень тот же, что в слове дорожка; приставка та же, что в слове приморский; суффикс тот же, что в слове прибрежный; окончание то же, что в слове прекрасная.
Ответ: придорожная.
(Примечание: каждый правильный ответ на задания данного конкурса оценивается одним баллом.)
Ведущий 1.
Конкурс четвертый. “Практикум”
1. Назвать слова…
Команде “Запятая”:
Назвать слова с корнем -кас- (-кос-), сформулировать правило.
Команде “Восклицание”:
Назвать слова с корнем -гар- (-гор-), сформулировать правило.
2. Расшифровать сложносокращенные слова, определить их род.
Команде “Запятая”:
ДЮСШ, ТЮЗ, вуз.
Ответ: детская юношеская спортивная школа (ж.р.), театр юного зрителя (м.р.), высшее учебное заведение (ср.р.).
Команде “Восклицание”:
МГУ, КБ, АТС.
Ответ: Московский государственный университет (м.р.), конструкторское бюро (ср.р.), автоматическая телефонная станция (ж.р.).
3. Найти устаревшее слово, объяснить его значение, заменить тем, которое употребляется в современном русском литературном языке.
Команде “Запятая”:
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда.
Команде “Восклицание”:
Олег усмехнулся; однако чело
И взор омрачилися думой.
4. Определить, к какой части речи относятся слова.
Команде “Запятая”:
На то и печь, чтобы хлеба печь.
Ответ: на то и печь – имя существительное, хлеба печь – глагол.
Команде “Восклицание”:
Снежное покрывало все поле покрывало.
Ответ: снежное покрывало – имя существительное, поле покрывало – глагол.
5. Исправить речевые ошибки.
Команде “Запятая”:
а) Эта веща совсем новая была.
б) Стол был накрыт красивой белой скатертей.
в) Постой-ка ты еще в угле.
Ответ: вещь, скатертью, в углу.
Команде “Восклицание”:
а) Поезды здесь ходят редко.
б) За пианином сидела Петина сестренка.
в) На пляжу никого не было.
Ответ: поезда, за пианино, на пляже.
(Примечание: каждый правильный ответ на задания данного конкурса оценивается одним баллом.)
Ведущий 2.
Конкурс пятый. “Капитаны, вперед!”
(Звучит песня для капитанов в исполнении участников команд.)
Жил отважный капитан,
Он объездил много стран,
И не раз он бороздил океан.
Полиглотом он не слыл,
Но филологом он был,
Язык русский просто он боготворил.
Не во сне, а наяву
Говорим мы всей командою ему:
“Капитан, капитан, помогите,
Опыт в этом у нас невелик.
Капитан, капитан, подтвердите,
Как правдив и могуч наш язык!”
1. Отгадать загадки.
Капитану команды “Восклицание”:
а) Два братца в воду глядятся –
Никогда не сойдутся.
Ответ: берега.
б) Не разбив горшочка, не съешь кашки.
Ответ: орех.
Капитану команды “Запятая”:
а) Серое сукно тянется в окно.
Ответ: сумерки.
б) Без рук, без ног, а ворота отворяет.
Ответ: ветер.
2. Найти лишнее слово.
Капитану команды “Восклицание”:
Путь кораблю преградил ледяной айсберг.
Ответ: ледяной.
Капитану команды “Запятая”:
Он написал свою автобиографию.
Ответ: свою.
3. Произнести звуки в обратном порядке, чтобы получить новые слова.
Капитану команды “Запятая”:
а) Из слова лён – цифру.
Ответ: ноль.
б) Из слова ток – домашнее животное.
Ответ: кот.
Капитану команды “Восклицание”:
а) Из слова шёл – неправду.
Ответ: ложь.
б) Из слова лей – название дерева.
Ответ: ель.
4. Подобрать имена прилагательные-определения к каждому из данных слов.
Капитану команды “Запятая”:
Рояль, фамилия.
Капитану команды “Восклицание”:
Имя, фасоль.
5. Узнать басню по морали, назвать автора.
Капитану команды “Восклицание”:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Ответ: “Свинья под Дубом”, И.А.Крылов.
Капитану команды “Запятая”:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Ответ: “Ворона и Лисица”, И.А.Крылов.
(Примечание: каждый правильный ответ на задания данного конкурса оценивается одним баллом.)
IV. Итоги конкурса КВН. (Отметить команду-победителя)
V. Заключение. (Ведущий 1, ведущий 2.)
Всем спасибо за внимание,
За веселье, юмор, смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.
Всем мы скажем: “До свидания,
До счастливых новых встреч!”.