Сочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык


В связи с информатизацией процесса образования в настоящее время  особая  роль в профессиональной деятельности учителя отводится информационным технологиям. Применение информационно-коммуникационных технологий  – вопрос до сих пор еще спорный. Есть много сторонников новейших методов обучения, но есть и педагоги, которые высказываются против. Как же найти ту «золотую середину», которая удовлетворила бы всех участников образовательного процесса?

В нашей школе созданы  условия для того, чтобы активно использовать информационные технологии в образовательном процессе: наличие отдельного компьютерного класса, оснащенного современными мультимедийными компьютерами для индивидуальной работы учащихся; интерактивная доска, выход в Интернет,  несколько рабочих мест учителя в комплекте с мультимедиа проектором для проведения групповых занятий учителями-предметниками. Поэтому в своей практике я пытаюсь объединить традиционные методы и приемы обучения с информационно-коммуникационными технологиями.

Широк спектр применения ИКТ на уроках литературы. Перечислю лишь некоторое из возможного.

  • Использование интерактивных учебников для иллюстрирования процесса урока, обращение к интересным фактам биографии писателей, чтение и анализ текстов отдельных произведений, которые недоступны в печатном виде.
  • Использование  видеоряда, созданного в программе Microsoft Power Point, на различных этапах урока. (См. Приложение 1, слайды 5-10)
  • Использование презентаций, созданных в программе Microsoft Power Point, во время  лекции учителя.
  • Использование сообщений учащихся, созданных ими самими или  при помощи учителя, в форме презентаций Microsoft Power Point.
  • Оформление рефератов, докладов и сообщений учащихся  в системе Microsoft Word.
  • Использование интерактивной доски для создания графиков и схем. (См. Приложение 1, слайды 11-13)
  • Использование компьютерных тестов (из интерактивных учебников и созданных самостоятельно) для проверки знаний учащихся.

Применение ИКТ уместно и на уроках русского языка. С использованием интерактивной доски можно проводить различные виды диктантов и разборов, ставшие для учеников уже привычными.

Зрительный диктант и самодиктант – предполагают зрительное восприятие текста учащимися, частичный орфографический и пунктуационный анализ, последующее воспроизведение  по памяти и самостоятельную  проверку. Материал для подобных диктантов удобно разместить на слайде, комментирование орфограмм и пунктограмм уместно провести с помощью интерактивной доски. После закрытия слайда учащиеся воспроизводят текст, а затем сверяют его с тем вариантом текста, над которым была произведена работа. (См. Приложение 1, слайд 15)

Графический диктант – учащиеся создают словосочетания, предложения по заданным схемам. Схемы заранее готовятся учителем на слайде или пишутся маркером непосредственно на интерактивной доске. Для выделения существенных фрагментов можно использовать разноцветные маркеры, что гораздо удобнее, чем привычная школьная доска и мел. (См. Приложение 1, слайд 16)

Творческий диктант  – это вид упражнений, при выполнении которых учащиеся по указанию учителя вносят изменения в диктуемый текст при его записи. На  интерактивную доску  выносится задание к диктанту или непосредственно сам текст, требующий творческой доработки. Во втором случае после выполнения задания учащиеся могут самостоятельно внести получившиеся у них изменения в текст на интерактивной доске, а учитель тем самым проверит выполненную работу. (См. Приложение 1, слайды 17-18)

Свободный диктант – вид диктанта, близкий к изложению. Это такое письменное упражнение, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики свободно воспроизводят прочитанное. Запомнить содержание свободного диктанта помогает картина – особенно  в работе над описанием и рассуждением. Картина в данном случае может демонстрироваться на интерактивной доске, отдельные её фрагменты в процессе работы могут быть увеличены, опорные слова диктанта можно записать маркером на доске. При данном виде работы целесообразно обратиться к искусствоведческим текстам, которые в силу своей специфики несут информацию о картине (истории её создания, содержании, средствах выражения замысла художника). (См. Приложение 1, слайд 19)

Использование схем и таблиц. (См. Приложение 1, слайды 20-24)

При помощи интерактивной доски удобно проводить различные виды разборов: морфемный, словообразовательный, синтаксический. Для более хорошего зрительного запоминания графические символы морфем и членов предложения можно выделять разными цветами.

Возможности информационно-коммуникационных технологий позволяют разнообразить и наполнить новым интересным содержанием не только уроки, но и внеурочную деятельность. В данный момент мы совместно с учащимися 10 класса разрабатываем своеобразную интерактивную карту «Литературные места Пензенской области». Создается она в  программе Microsoft Power Point. Интерактивные ссылки, помещенные на карте Пензенской области, помогают выйти на страничку, которая дает информацию о том или ином месте нашей малой Родины, связанном с именем отдельного пензенского писателя. Там же можно ознакомиться с биографическими сведениями и произведениями, созданными этим литератором. Данную карту можно применять на уроках литературного краеведения. (См. Приложение 1, слайды 25-27)

Деятельность на уроке и во внеурочное время с интерактивными устройствами позволяет сделать любое занятие динамичным, благодаря чему можно заинтересовать учеников на начальном этапе  и поддерживать этот интерес на протяжении всего занятия. Уже имеющийся опыт показал, что подобная деятельность улучшает восприятие материала учащимися. Учащиеся считают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в занятии.

Преподавание с помощью ИКТ имеет следующие преимущества:

  • Материалы к уроку можно приготовить заранее – это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
  • Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование урока.
  • После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.
  • Уроки, созданные с применением ИКТ, можно использовать много раз, что экономит время учителя.

Но надо всегда помнить, что компьютер на уроке  применяется  не как цель, а как средство! И только сочетание традиционных, уже проверенных временем и практикой методов и приёмов с новыми информационно-коммуникационными технологиями, возможно, поможет нам найти ту «золотую середину», к которой стремится каждый участник современного образовательного процесса.