Технология деятельностного метода для организации “открытия” нового знания включает в себя следующие шаги:
1.Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по “открытию” нового знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1)актуализируются требования к нему со
стороны учебной деятельности (“надо”);
2)создаются условия для возникновения внутренней
потребности включения в учебную деятельность
(“хочу”);
3)устанавливаются тематические рамки урока
(“могу”).
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка учащихся к фиксированию индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Данный этап предполагает:
1)актуализацию изученных способов
действий, достаточных для построения нового
знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2)самостоятельное выполнение пробного учебного
действия;
3)фиксирование учащимися индивидуальных
затруднений в выполнении пробного учебного
действия.
3.Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1)восстановить выполненные операции и
зафиксировать (в речи и знаково) место-шаг,
операцию, – где возникло затруднение;
2)соотнести свои действия с используемым
способом (алгоритмом), и на этой основе выявить и
зафиксировать в речи причину затруднения – те
конкретные универсальные знания, которых
недостает для решения поставленной задачи и
задач такого типа вообще.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель.
5.Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта. Полученное знание фиксируется в языке и знаково в форме эталона.
Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, намечаются следующие шаги, направленные на усвоение нового способа действий.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в ходе предметных уроков решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма нового способа действия вслух.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к дальнейшей самостоятельной учебной работе.
8.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания. Его роль и место в системе изученных ранее знаний.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется изученное новое знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Урок русского языка в 5-м классе по теме “Правописание -Ы-И– после –Ц-”
Цель урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Над какой темой вы продолжаете работать в течение последних уроков? (Над темой “Состав слова”).
Как вы усвоили эту тему? (Хорошо).
Значит, сегодня вы познакомитесь с новым знанием. Как вы будете это делать? (Мы повторим необходимый материал, выполним пробное действие, поймем, что мы не знаем, и сами построим новый способ).
С чего начинаем? (С повторения необходимого материала).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Какой раздел науки о языке вы изучаете? (Словообразование).
Чем занимается словообразование? (Изучает строение слов и способы их образования).
Посмотрим, как вы знаете этот раздел. Постройте логическую цепочку.
Что такое морфема. Какие морфемы вы знаете?
А вы знаете, что разбор слова по составу помогает грамотно писать. О каком разделе науки вы вспомним? (Орфография)
Что такое орфография? (Орфография – раздел науки о языке, который изучает правила написания слов).
Какие орфограммы в корне вы знаете?
Какой следующий шаг вы должны сделать? (Повторить нужный материал).
Почему вам это необходимо? (Мы должны вспомнить то, что нам нужно для урока, чтобы сделать следующий шаг).
На доске (вставить пропущенные буквы; поставить ударение в словах; выделенные слова разобрать по составу):
Ра…ст…лать, пол..скать белье, пом…гать маме, к…сательная, изл…жение, прик…снуться, уб…ру.
Красивее, августовский, щавель, красивейший, туфля, торты, звонит.
Ученики по очереди выходят к доске, также задание выполняется в тетрадях.
В чем вы сейчас упражнялись? (В умении применять правила выбора написания гласных в корне на практике, а также в объяснении условия своего выбора).
Следующее задание – на пробное действие. Зачем нужно пробное действие? (Чтобы понять, что мы не знаем, и поставить цель)
Ц…рк, синиц…, ц…ган, сестриц…н.
При записи слов у учащихся мнения делятся: они считают, что писать нужно И, другие – Ы).
Кто не выполнил задание. В чем ваше затруднение? (Не смогли выбрать, какую букву надо вставить –Ы или –И).
Кто выполнил задание? Обоснуйте ваш выбор буквы. (Не можем обосновать).
3. Выявление места и причины затруднения.
Какое задание мы должны были выполнить?
Почему же вы не смогли выполнить это задание, ведь с предыдущим заданием вы справились? (Чередование гласных в корнях, проверяемая безударная гласная).
Значит, в чем причина вашего затруднения? (Не знаем правил написания –Ы или -И после Ц).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Какова же цель нашей работы на уроке? (Выявить условия написания букв -Ы или -И после Ц).
Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради.
Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? (Умения выделять части слова и комментировать условия выбора гласной).
Для определения условий выбора написания букв -Ы или -И после Ц предлагаю поработать в группах. Но сначала давайте составим план действий. Каков будет первый шаг? Второй? Третий?
По мере ответов учащихся учитель выставляет на доске шаги алгоритма:
Выделить корень, окончание, суффикс. |
Определить в какой части слова орфограмма |
Сделать вывод |
5. Реализация построенного проекта.
Разделитесь на четыре группы и выполните следующее задание: выделите ту часть слова, где стоит буква Ц и обратите внимание на то, в какой части слова пишется буква Ы.
Ресницы, птицы, огурцы, улицы, синицы, куцый, бледнолицый.
Птицын, сестрицын, Лисицын
Уточнение значения слов (куцый): Бесхвостный, с обрезанным хвостом. Куцая собака. Короткий, короткополый. Куцый пиджачок.
Все ли группы справились с заданием? (Да).
Возникли затруднения? ( Мы разрешили их внутри группы).
Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласной Ы.
Сформулируйте правило написания буквы Ы после Ц.
Ученики формулируют правила, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной Ы после Ц в окончаниях.
Как нам оформить это правило, чтобы легче его заполнить? (Составим алгоритм).
Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить части слова).
Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.
Выделить корень, окончание, суффикс. |
Определить в какой части слова орфограмма |
Сделать вывод о выборе гласной |
Если орфограмма в окончании, суффиксе то пишем букву Ы |
Что вы будете делать дальше? (Проверим, правильный у нас алгоритм получился).
Откройте учебник, прочитайте внимательно правило и проанализируйте алгоритм.
Вернемся к заданию для пробного действия. Можем мы теперь правильно написать гласные Ы-И после Ц? (Да, но не во всех словах).
Обоснуйте выбор буквы Ы, где будете вставлять букву.
Выпишите слова в следующем порядке:
Плодовые растения, к которым относится апельсин и мандарин.
Точная выдержка из текста.
Болезнь десен, возникающая при отсутствии витаминов.
Твердый покров некоторых животных.
Инструмент для вычерчивания окружности.
Панцирь, цинга, цитата, цитрусовые, циркуль.
Выделите ту часть слова, где находится буква Ц.
Определите эту часть слова.
Все ли группы справились с заданием? (Да).
Возникли затруднения? ( Мы разрешили их внутри группы).
Итак, ребята, выполнив это задание, вы можете ответить, от чего зависит написание гласной И.
Сформулируйте правило написания буквы И после Ц.
Ученики формулируют правила, а учитель оформляет на доске условия выбора гласной И после Ц в окончаниях.
Как нам оформить это правило, чтобы легче его заполнить? (Составим алгоритм).
Каким будет первый шаг нашего алгоритма? (Выделить корень).
Дети проговаривают шаги алгоритма, учитель фиксирует его на доске.
Выделить корень, окончание, суффикс. |
Определить в какой части слова орфограмма |
Сделать вывод о выборе гласной |
Если орфограмма в корне, то пишем букву И |
Что бы это значило? (презентация).
ЦЫГАН НА ЦЫПОЧКАХ ПОДОШЁЛ К ЦЫПЛЁНКУ И ЦЫКНУЛ: “ЦЫЦ!”
(Слова-исключения).
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Каким будет следующий этап в нашей работе? (Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся формулировать условия написания букв Ы-И после Ц).
Учитель предлагает выполнить упражнение на новое правило. (Запись предложений). Учащиеся проговаривают условия написания букв Ы-И после Ц).
Мы знаем и помним историю нашей улицы.
В ветвях промелькнули синицыны хвост и голова.
Мы не ходим на представления, когда циркачи отдыхают и репетируют.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Как проверить, усвоили вы эту тему или нет? (Нужно поработать самостоятельно).
Посмотрите на задание, приступайте.
Ученики выполняют задание, затем проверяют по образцу и оценивают, используя критерии оценки.
Задание (вариант 1) |
|
1 | Птиц… |
2 |
Куц…й |
3 |
Ц…нк |
4 |
Ц…линдр |
5 |
Иллюстрац…я |
6 |
Братц… |
7 |
Бледнолиц…й |
8 |
Ц…почки |
9 |
Мотоц…кл |
10 |
Ц…ц |
11 |
Дефиц…т |
12 |
Эмоц…я |
Задание (вариант 2) |
|
1 | Лекц…я |
2 |
Лестниц… |
3 |
Чернильниц… |
4 |
Лисиц…н |
5 |
Акац…я |
6 |
Ц…ган |
7 |
Станц…я |
8 |
Огурц… |
9 |
Ц…почки |
10 |
Ц…клон |
11 |
Авиац…я |
12 |
Столиц… |
Образец проверки (вариант 1) |
|
1 |
Ы |
2 |
Ы |
3 |
И |
4 |
И |
5 |
И |
6 |
Ы |
7 |
Ы |
8 |
Ы |
9 |
И |
10 |
Ы |
11 |
И |
12 |
И |
Образец проверки (вариант 2) |
|
1 |
И |
2 |
Ы |
3 |
Ы |
4 |
Ы |
5 |
И |
6 |
Ы |
7 |
И |
8 |
Ы |
9 |
Ы |
10 |
И |
11 |
Ы |
12 |
Ы |
Критерии оценки: 11-12 –“5” 8-10 – “4” 6-7 – “3” |
8. Включение в систему знаний и повторение.
Скажите, где мы будем применять знания? (Этот материал войдет в нашу копилку орфографических знаний. Пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать).
Кто справился с работой на отлично и уверен в своих новых знаниях, выполняют более сложное задание. Дополнительное задание: вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора гласных.
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал,
Где пишут и, где ы.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Заканчивается урок, значит, что нужно сделать? (Подвести итог).
Какую цель мы ставили на уроке? (Мы поставили цель выявить условия написания Ы-И после Ц).
Достигли ее? (Да).
Докажите. (Мы сами поставили цель, сами нашли новое правило и алгоритм, узнали условия написания Ы-И после Ц, алгоритм действий, учитель).
В чем вы испытывали трудности? (Мы не могли правильно выбрать буквы Ы-И после Ц).
Что вам помогло их преодолеть? (Групповая работа и работа в парах, правило в учебнике, алгоритм действий, учитель).
Оцените свою деятельность на уроке.
Учитывая изученный материал и затруднения, которые мы испытывали, давайте подумаем, какую работу следует сделать дома? (Обратиться к правилу, потренироваться в формулировке условий написания Ы-И после Ц, выполнить упражнение из учебника, составить самодиктант…).