1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно,
И к работе всё готово.
– Здравствуйте, ребята. Как обычно начнём урок с улыбки. Улыбнёмся друг другу и тихонько присядем.
2. Постановка темы и целей урока.
– Сегодня на уроке риторики мы продолжим разговор о тексте. Наши
добрые друзья Риторик и Грамматик помогут нам понять, как строится
текст, какие особенности необходимо знать при составлении своего текста.
– Скажите, для чего нам нужно знать правила построения текста?
На каких уроках пригодятся нам эти знания и умения? (Мотивация.)
3. Речевая разминка + положительный настрой на урок.
– Чтобы наш язычок не устал на уроке, выполним речевую разминку.
На экране вы видите стихотворение.
Прочитаем его сначала спокойно, медленно, затем удивимся, затем зададим вопрос и наконец – радостно воскликнем.
Презентация. Слайд..
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
4. Проверка ранее изученного материала.
– Чтобы проверить, как вы усвоили материал прошлого урока, выполните следующее задание. На каждой парте лежат листочки с предложениями. Расположите их так, чтобы получился текст.
Для слабых учеников лежит текст с перепутанными предложениями, необходимо их переставить, чтобы получился текст.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.
Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.
Тогда она рассердилась и разбросила весь горох.
– Послушаем, что получилось у вас, и сверим с исходным текстом.
Слайд..
Обезьяна несла две полные горсти гороху.
Выскочила одна горошина.
Обезьяна хотела её поднять и просыпала ещё пять горошин.
Она бросилась их поднимать и просыпала ещё.
Тогда она рассердилась и разбросила их все.
– Молодцы. Вы хорошо справились с заданием. А теперь задание сложнее.
Но сначала откройте тетради и запишите число и классная работа.
– На экране будут появляться картинки , в каждой из которых вы увидите новый персонаж. Необходимо составить столько предложений, сколько картинок появится. Затем у вас будет немного времени, чтобы записать заключительное предложение.
Некоторые ребята (слабые ученики) составляют текст просто по картине.
Слайды.
– Послушаем, что получилось. Кто хочет поделиться своим текстом?
5. Знакомство с новым материалом.
– Сегодня на урок к нам пришли наши добрые друзья Риторик и Грамматик.
(Выходят заранее подготовленные учащиеся.)
Они расскажут о ключиках, которые необходимо использовать, чтобы понять текст. Запишите тему урока “Ключевые слова”.
Слайд.
Вы внимательно слушайте, запоминайте .
(Риторик и Грамматик читают текст учебника на странице 10–12.)
– Спасибо Риторику и Грамматику, а вот теперь проверим, как
внимательно слушали ребята.
– О каких ключиках говорили Риторик и Грамматик?
Для чего нам нужен заголовок? Что он помогает понять?
– Какую важную роль играют первое и последнее предложение?
– А какие слова называются ключевыми?
– Давайте теперь всю информацию запишем в тетради.
Слайд.
– Немного отдохнём, и сегодня проведёт зарядку ....
(Дети по очереди проводят физкультминутку.)
Физкультминутка.
6. Закрепление изученного.
А) – Обратите внимание на экран.
Слайд.
Вам всем знакомы названия этих книг.
– Что мы узнаем из заголовка?
– А теперь придумайте свои названия этих книг.
Б) Работа по учебнику. Стр. 15–16.
Чтение учителем стихотворения С.Маршака “ Книжки про книжки”.
Первое задание: найти все ключики данного текста и записать их в тетрадь.
Подсказка. Слайд.
Второе задание: задайте вопросы к тексту соседу, на которые он должен ответить; затем поменяться ролями.
7. Рефлексия.
– Интересно вам, ребята , было сегодня на уроке?
Что полезное вы узнали?
Пригодится вам этот материал на других урока?
8. Итог.
– Мне тоже понравилось, как вы работали. Молодцы.
И как итог урока, как ваше настроение после урока давайте составим синквейн.
Тема синквейна – Текст.
Слайд.
Чтение примеров .
9. Домашнее задание. Стр. 16 учебника, задание 11.
– Спасибо за урок.