Цели урока:
- познакомить с особенностями художественного стиля речи;
- формировать умения и навыки работы с текстом; развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности;
- создать условия для воспитания внимательного отношения к слову, воспитывать любовь к природе, к Родине.
Оборудование: таблицы «Стили речи» (в тетрадях учащихся), репродукции картин А.Рылова «Зеленый шум», А.Куинджи «Березовая роща», Е.Корнеевой «Береза», рисунки учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята!
Сначала мне хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение?
-Я желаю, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока.
Сегодня у нас очередной урок развития речи. А начнем мы его с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, к чему оно призывает:
Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!
(Необходимо знать стиль речи)
-Для чего нужно знать стили речи?
(Чтобы правильно говорить или писать в разных речевых ситуациях)
2. Проверка домашнего задания
-Дома вы должны были определить стиль предложенных вам текстов. Читаем первый текст
(Ученик читает первый текст)
Приветик! Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть.
Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушаться на мою несчастную голову. Здорово я испугался в тот час, да слава богу, все скоро кончилось.
-Опираясь на план, записанный на доске, скажите, к какому стилю речи относится данный текст и докажите это.
Запись на доске:
План
- Цель
- Сфера употребления (где стиль используется)
- Языковые средства
(Этот текст относится к разговорному стилю, так как его цель - сообщить о грозе близкому человеку, то есть другу. Он используется в дружеской беседе. Здесь много просторечных слов, есть неполные предложения)
-Найдите в данном тексте слова, которые мы употребляем только в разговорном стиле.
(испугался насмерть, бабахнет гром, да с такой силищей, домишко).
-Прочитайте второй текст
(Ученик читает второй текст)
Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах, между облаками или облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом.
-Определите его стиль. Докажите.
(Текст научного стиля, так как его цель - передать научную информацию о грозе, используется в научных книгах, для него характерны термины, книжные слова, сложные предложения)
-Найдите в данном тексте термины.
(Атмосферное явление, электрические разряды, земная поверхность)
3. Работа над темой урока
-У вас на столах лежат листочки с третьим текстом. Это отрывок из стихотворения Александра Прокофьева «Березка». Прочитайте его сначала про себя.
(Дети читают)
-А теперь прочитайте вслух
(Ученица читает)
БЕРЁЗКА
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
-Я уже сказала, что данный текст-отрывок из стихотворения. А стихи, рассказы, повести, романы - это какие произведения?
(Художественные)
-Значит, мы сегодня на уроке будем говорить о каком стиле речи?
(О художественном)
-Откройте тетради и запишите число и тему урока: Художественный стиль речи
(дети записывают)
-А что мы должны узнать о художественном стиле речи?
(Где используется, какова его цель, каковы его языковые особенности).
-А что мы еще должны сделать?
(Заполнить таблицу в тетрадях, с которой начали работать на предыдущих уроках развития речи «Стили речи»)
-Запишем в таблицу в 1 графу название: художественный.
-Мы уже сказали, что стихи, рассказы, повести, романы - это произведения художественной литературы.
-Как вы думаете, какую графу нашей таблицы мы уже можем заполнить?
(Сфера использования)
-Запишите в графу «Сфера использования»: стихи, рассказы, повести, романы.
(Дети записывают)
-Определите тему стихотворения. А что такое тема?
(О русской березе)
-Для чего поэт написал стихотворения?
(Чтобы показать красоту русской березки, красоту природы, любовь свою к родной березке, природе и к Родине и чтобы вызвать такие же чувства у читателей)
-Значит, какова же цель художественного стиля?
(Воздействовать на слушателей или читателей)
-Запишите в таблицу: цель
(Дети записывают)
-Откройте учебник и прочитайте теоретический материал о художественном стиле страница 81-82
Физкультминутка
-Для того, чтобы воздействовать на слушателей, автор рисует словами конкретные картины или образы. А какую картину представили вы, когда читали и слушали этот текст. Опишите её словами.
(Словесное рисование)
-Посмотрите в таблицу, какая графа осталось незаполненной
(Языковые средства)
-Значит, мы должны узнать, как поэты, писатели создают тот или иной образ, ту или иную картину, то есть, какие изобразительно-выразительные средства используют.
-С кем поэт сравнивает березку?
(С девушкой в беленом сарафанчике)
(Объяснить, что значит в «беленом»)
-Автор прямо говорит березка как девушка?
(Нет)
-Следовательно, он использует скрытое сравнение. В языке скрытое сравнение называется метафорой. Запишите это новое слово в тетради.
-Что значит выражение «в беленом сарафанчике»?
(Белый ствол дерева)
-В прямом или в переносном значении употребляется данный оборот
(В переносном)
-Этот тоже пример метафоры: сравнивается белый ствол дерева с белым сарафаном. Найдите еще метафоры в тексте.
(С платочками в карманчиках, с красивыми застежками)
-Какие изобразительные средства запишем в графу: языковые особенности?
(Метафоры, сравнение)
-Какие прилагательные помогают автору ярко, образно нарисовать березку?
(Светлую, грустную, яркую, нарядную, ненаглядную, кипучую, плакучую)
-Как называются такие прилагательные?
(Эпитеты)
-Запишите в таблицу.
-Березка, как и девушка, с которой она сравнивается, как и любой другой человек, может быть в разном состоянии, в разном настроении. Что значит ясная?
(В тихий солнечный день)
-Кипучая?
( В сильный ветер листья словно кипят)
-Грустная?
(В пасмурную погоду)
-Плакучая?
(В дождливую погоду, верви свисают вниз, и капают с них капли дождя, как слезы)
-Почему автор говорит «березка», а не береза. О чем это говорит?
(О любви, нежности)
-Найдите еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и выпишите их.
(Сарафанчик, платочки, карманчики)
(Запись в тетради)
-Итак, какие же средства языка характерны для художественного стиля?
(Эпитеты, сравнения, метафоры, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
-Выпишите в тетради словосочетания, с помощью которых березка описана как живое существо.
(Березку грустную, в беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках)
-К образу березы обращались многие поэты: С.Есенин, Н.Рубцов, А.Фет. Художники рисовали это дерево на своих полотнах. Перед вами репродукции картин А.Куинджи «Березовая роща», А.Рылова «Зеленый шум», современной московской художницы Е.Корнеевой «Береза».Вы тоже нарисовали свои рисунки к этому уроку.
(На доске репродукции картин и рисунки детей)
-Скажите, а почему именно о березе так много писали и пишут, рисуют?
(Береза-символ России, это наше национальное дерево)
-Настало время и вам самим побыть в роли писателей и изложить на бумаге свои мысли. Я предлагаю вам написать мини- сочинение о том, что вам захотелось сказать о березе после прочтения стихотворения. Не забудьте о том, что ваши миниатюры должны быть написаны в художественном стиле. Можете взять свои рисунки и положить перед собой на столе
(Дети берут рисунки и пишут сочинение)
-Кто желает прочитать сочинение?
(Дети читают)
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
-А теперь подведем итог урока
-Что нового узнали на уроке?
-Что было самым трудным для вас?
-Что осталось для вас непонятным?
-С каким настроением, чувством вы покидаете класс?
-Всем спасибо за урок.
Выставление оценок.
Домашнее задание: Написать миниатюру на тему «Белая береза под моим окном», по учебнику параграф 17.