Урок развития речи по теме "Художественный стиль речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  1. познакомить с особенностями художественного стиля речи;
  2. формировать умения и навыки работы с текстом; развивать устную и письменную речь учащихся, их творческие способности;
  3. создать условия для воспитания внимательного отношения к слову, воспитывать любовь к природе, к Родине.

Оборудование: таблицы «Стили речи» (в тетрадях учащихся), репродукции картин А.Рылова «Зеленый шум», А.Куинджи «Березовая роща», Е.Корнеевой «Береза», рисунки учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

Сначала мне хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение?

-Я желаю, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока.

Сегодня у нас очередной урок развития речи. А начнем мы его с поэтической минутки. Послушайте стихотворение и определите, к чему оно призывает:

Нужно ясно понимать,
Что задача не простая.
Мысль словами выражать -
Суть стилистики такая.
Диссертация, беседа,
Речь, статья или роман?
Заявление на соседа,
Что устроил балаган.
В языке во всём система.
Не к чему же нам гадать,
Чтоб не мучила дилемма, -
Нужно стили речи знать!

(Необходимо знать стиль речи)

-Для чего нужно знать стили речи?

(Чтобы правильно говорить или писать в разных речевых ситуациях)

2. Проверка домашнего задания

-Дома вы должны были определить стиль предложенных вам текстов. Читаем первый текст

(Ученик читает первый текст)

Приветик! Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. 
Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь спать, как вдруг сверкнет ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушаться на мою несчастную голову. Здорово я испугался в тот час, да слава богу, все скоро кончилось.

-Опираясь на план, записанный на доске, скажите, к какому стилю речи относится данный текст и докажите это.

Запись на доске:

План

  1. Цель
  2. Сфера употребления (где стиль используется)
  3. Языковые средства

(Этот текст относится к разговорному стилю, так как его цель - сообщить о грозе близкому человеку, то есть другу. Он используется в дружеской беседе. Здесь много просторечных слов, есть неполные предложения)

-Найдите в данном тексте слова, которые мы употребляем только в разговорном стиле.

(испугался насмерть, бабахнет гром, да с такой силищей, домишко).

-Прочитайте второй текст

(Ученик читает второй текст)

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах, между облаками или облаком и земной поверхностью (молния), сопровождаемых громом.

-Определите его стиль. Докажите.

(Текст научного стиля, так как его цель - передать научную информацию о грозе, используется в научных книгах, для него характерны термины, книжные слова, сложные предложения)

-Найдите в данном тексте термины.

(Атмосферное явление, электрические разряды, земная поверхность)

3. Работа над темой урока

-У вас на столах лежат листочки с третьим текстом. Это отрывок из стихотворения Александра Прокофьева «Березка». Прочитайте его сначала про себя.

(Дети читают)

-А теперь прочитайте вслух

(Ученица читает)

БЕРЁЗКА

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.

-Я уже сказала, что данный текст-отрывок из стихотворения. А стихи, рассказы, повести, романы - это какие произведения?

(Художественные)

-Значит, мы сегодня на уроке будем говорить о каком стиле речи?

(О художественном)

-Откройте тетради и запишите число и тему урока: Художественный стиль речи

(дети записывают)

-А что мы должны узнать о художественном стиле речи?

(Где используется, какова его цель, каковы его языковые особенности).

-А что мы еще должны сделать?

(Заполнить таблицу в тетрадях, с которой начали работать на предыдущих уроках развития речи «Стили речи»)

-Запишем в таблицу в 1 графу название: художественный.

-Мы уже сказали, что стихи, рассказы, повести, романы - это произведения художественной литературы.

-Как вы думаете, какую графу нашей таблицы мы уже можем заполнить?

(Сфера использования)

-Запишите в графу «Сфера использования»: стихи, рассказы, повести, романы.

(Дети записывают)

-Определите тему стихотворения. А что такое тема?

(О русской березе)

-Для чего поэт написал стихотворения?

(Чтобы показать красоту русской березки, красоту природы, любовь свою к родной березке, природе и к Родине и чтобы вызвать такие же чувства у читателей)

-Значит, какова же цель художественного стиля?

(Воздействовать на слушателей или читателей)

-Запишите в таблицу: цель

(Дети записывают)

-Откройте учебник и прочитайте теоретический материал о художественном стиле страница 81-82

Физкультминутка

-Для того, чтобы воздействовать на слушателей, автор рисует словами конкретные картины или образы. А какую картину представили вы, когда читали и слушали этот текст. Опишите её словами.

(Словесное рисование)

-Посмотрите в таблицу, какая графа осталось незаполненной

(Языковые средства)

-Значит, мы должны узнать, как поэты, писатели создают тот или иной образ, ту или иную картину, то есть, какие изобразительно-выразительные средства используют.

-С кем поэт сравнивает березку?

(С девушкой в беленом сарафанчике)

(Объяснить, что значит в «беленом»)

-Автор прямо говорит березка как девушка?

(Нет)

-Следовательно, он использует скрытое сравнение. В языке скрытое сравнение называется метафорой. Запишите это новое слово в тетради.

-Что значит выражение «в беленом сарафанчике»?

(Белый ствол дерева)

-В прямом или в переносном значении употребляется данный оборот

(В переносном)

-Этот тоже пример метафоры: сравнивается белый ствол дерева с белым сарафаном. Найдите еще метафоры в тексте.

(С платочками в карманчиках, с красивыми застежками)

-Какие изобразительные средства запишем в графу: языковые особенности?

(Метафоры, сравнение)

-Какие прилагательные помогают автору ярко, образно нарисовать березку?

(Светлую, грустную, яркую, нарядную, ненаглядную, кипучую, плакучую)

-Как называются такие прилагательные?

(Эпитеты)

-Запишите в таблицу.

-Березка, как и девушка, с которой она сравнивается, как и любой другой человек, может быть в разном состоянии, в разном настроении. Что значит ясная?

(В тихий солнечный день)

-Кипучая?

( В сильный ветер листья словно кипят)

-Грустная?

(В пасмурную погоду)

-Плакучая?

(В дождливую погоду, верви свисают вниз, и капают с них капли дождя, как слезы)

-Почему автор говорит «березка», а не береза. О чем это говорит?

(О любви, нежности)

-Найдите еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и выпишите их.

(Сарафанчик, платочки, карманчики)

(Запись в тетради)

-Итак, какие же средства языка характерны для художественного стиля?

(Эпитеты, сравнения, метафоры, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

-Выпишите в тетради словосочетания, с помощью которых березка описана как живое существо.

(Березку грустную, в беленом сарафанчике, с платочками в карманчиках)

-К образу березы обращались многие поэты: С.Есенин, Н.Рубцов, А.Фет. Художники рисовали это дерево на своих полотнах. Перед вами репродукции картин А.Куинджи «Березовая роща», А.Рылова «Зеленый шум», современной московской художницы Е.Корнеевой «Береза».Вы тоже нарисовали свои рисунки к этому уроку.

(На доске репродукции картин и рисунки детей)

-Скажите, а почему именно о березе так много писали и пишут, рисуют?

(Береза-символ России, это наше национальное дерево)

-Настало время и вам самим побыть в роли писателей и изложить на бумаге свои мысли. Я предлагаю вам написать мини- сочинение о том, что вам захотелось сказать о березе после прочтения стихотворения. Не забудьте о том, что ваши миниатюры должны быть написаны в художественном стиле. Можете взять свои рисунки и положить перед собой на столе

(Дети берут рисунки и пишут сочинение)

-Кто желает прочитать сочинение?

(Дети читают)

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

-А теперь подведем итог урока

-Что нового узнали на уроке?

-Что было самым трудным для вас?

-Что осталось для вас непонятным?

-С каким настроением, чувством вы покидаете класс?

-Всем спасибо за урок.

Выставление оценок.

Домашнее задание: Написать миниатюру на тему «Белая береза под моим окном», по учебнику параграф 17.