Цели:
- Сформулировать понятие о простом и сложном предложении.
- Дать представление о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные)
- Познакомить с опознавательными признаками постановки запятых между простыми предложениями в составе сложного.
- Развивать орфографическую зоркость, воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям. Выразительно читать предложения.
- Формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.
Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, презентация, таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент
(слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Давайте вспомним жителей страны “Синтаксис” (словосочетание, простое и сложное предложения…) (слайд 2).
Молодцы, ребята! Я надеюсь, что мы станем с ними большими друзьями.
Мы должны уметь различать простое предложение с однородными членами и сложное с союзами и, а, но. Чтобы сравнивать простое и сложное предложения, мы должны быть внимательными. Произносить предложения с правильной интонацией, выразительно. Развивать орфографическую зоркость. Развивать свою устную и письменную речь.
Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока “Простые и сложные предложения”
2. Для разминки учащиеся выполняют игру “Анаграммы” по вариантам (слайды 3, 4).
Учащиеся говорят ответы. Проверка (слайд 5).
3.“Словарная работа” (слайд 6 )
Слова соединяются в словосочетания. Что называется словосочетанием?
Учитель диктует словосочетания, ученик работает у доски. Остальные учащиеся работают в своих тетрадях. Обозначить в словосочетаниях главное и зависимое слова.
Чудесное путешествие, освещать местность, участвовать в походе, страницы рассказа, отдыхать в санатории, заядлый футболист, заветное желание.
Ребята, как вы понимаете слово “заветное”?
А давайте мы посмотрим толкование лексического значения этого слова в “толковом словарике”, который есть у нас в конце учебника (слайд 7).
Молодцы!!
Немаловажную роль в предложении играют знак препинания запятая.
Ребята, что вы знаете о роли запятой в предложении, в тексте?
Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного (слайд 8).
Вот какой случай произошел с одной девочкой. Она послала срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и в этот же день получила ответную телеграмму : “Быть дома нельзя идти в поход”. (слайд 9)
Ученики высказывают свои мнения.
Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова “дома” или после слова “нельзя”. Девочка так и не поняла, быть ли ей дома или отправиться в поход.
4. Физкультминутка (слайд 10).
Молодцы!
Каждому ученику раздается текст.
5. “Работа с текстом” (слайд 11).
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником бросил в воду сухие листья и погнал их по реке.
Ветер налетает с новой силой морщит гладь реки а потом стихает. Зашуршал камыш и на воде появились кружки от первых капель. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве и в каждой капле отражалось солнце.
Ученики расставляют знаки препинания в тексте. Обосновывают свой выбор. Проверка работы (слайд 12).
Задание (слайды 13, 14). Ученики работают у доски и в своих тетрадях.
- Прочитать отрывок, расставьте знаки препинания.
- О чем этот отрывок? Озаглавьте.
- Какова основная мысль отрывка?
- Можно в такую погоду гулять?
- Найдите простое предложение. Выпишите в тетрадь. Графически выделите главные члены предложения.
- Найдите предложение с однородными членами . Выпишите в тетрадь. Графически выделите главные члены предложения.
- Найдите сложное предложение. Выпишите в тетрадь. Графически выделите главные члены предложения.
- Выполним разбор слова по составу стихает.
6. Закрепление
Чтение параграфа 46. на странице 92. Читаем сведения о сложном предложении.
(слайд 15)
На уроке есть наглядные таблицы по теме: “Простые и сложные предложения”.
Задание по Упражнению 223 (слайды 16, 17).
Подчеркните основы предложений и заключите в овал союзы, соединяющие простые предложения в сложном.
7. Итог урока
Домашнее задание (слайд 18).
Составить сочинение – миниатюру на тему: “Воскресный поход в лес” (5–7 предложений).
Урок окончен. До свидания! (слайд 19).