Открытый урок "Как живёшь, наречие?". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Информатика

Класс: 6


Цели:

  • Обучающая: систематизация знаний о наречии; формирование умения находить в тексте наречия и объяснять их правописания, развитие умения с текстом, определять роль наречий в данном тексте.
  • Развивающая: развитие инициативы и самостоятельности, умение работать в данном темпе.
  • Воспитательная: воспитание положительного отношение к знаниям доброжелательного отношения и взаимопомощи.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, рабочая карта урока, презентация (Приложение 1), интерактивная доска.

Приложение 2

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классную работу, тему урока “Как живешь, наречие?” О чем мы сегодня будем говорить? Какие вопросы обсуждать?

Сегодня мы обобщим полученные ранее вами знания, связанные с правописанием наречий, их употреблением в нашей речи, ведь, без наречий наш язык был бы беден и невыразителен, неточен. Многие писатели горячо и волнующе изображают действия героя с помощью наречий. Как красиво звучит речь, в которой много наречий, как блестяще, убеждающее выглядит выступление оратора.

Наречие – это самая молодая и непокорная часть речи, и если не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом, и будет вести себя с ним по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача сегодня повторить всё, что мы знаем о наречии и найти ему достойное применение в текстах.

– На доске написано “Наречие”, вам предстоит подняться по этим ступенькам к вершине, а как вы к этому готовы, определите сами. У вас рабочие карты урока, не забывайте выставлять в них оценки.

– Итак, ребята, в путь.

Ступенька первая “Наречие как часть речи”. (Приложение 1, слайд 2)

Вспомните определение наречия и вставьте пропущенные слова (слайд 3)

  1. Наречие – ………………… часть речи, которая обычно обозначает…………… Отвечает на вопросы …………………….
  2. Наречия не ………….
  3. В предложении наречия ………………………………….

А теперь проверим (слайд 4)

  1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обычно обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? когда? зачем? как? и другие.
  2. Наречия не изменяются.
  3. В предложении наречия чаще всего бывают обстоятельствами.

2 ступенька. Степени сравнения наречия. (слайд 2)

– Чтобы повторить степени сравнения наречия, образуйте от данных наречий все возможные формы сравнительной и превосходной степени. (слайд 5)

1. Уверенно-увереннее, более уверенно, увереннее всех.

Редко –
Тонко –

2. Как в предложении можно отличить наречие в простой форме сравнительной степени от прилагательного в простой форме средней степени? (слайд 6)

Запишите предложения:

Человеческое слово стрелы острее.
Больше слушай, поменьше говори.

Самопроверка: ученики сверяют задание и выставляют оценки в карту.

– Ну что же, и эту ступеньку мы преодолели. Движемся дальше.

3 ступенька. Правописание “не” с наречиями. (слайд 2)

На интерактивной доске текст. Раскройте скобки, графически объясните правописание. (слайд 7)

(Не)вдомек; взлететь (не)высоко, а низко; сказать (не)легко;
далеко (не)ласково; (не)лепо; (не)вежливо; ничуть (не)весело; (не)мало; (не)по-весеннему; (не)медленно, а быстро;
совсем (не)громко.

Проверка по цепочке (на доске появляются слова) выставляем оценки

4 ступенька. Буквы а и о на конце наречий (слайд 2)

У ребят карточки. 3 человека у доски, на доске столбики (слайд 9):

допишите в словах суффикс о или а

Снова
Слева
вправо
добела
сначала
влево
затемно
изредка
искоса
дочерна
досуха
дотемна
насухо

– Самопроверка. Кто ошибся. Объясняем. Выставляем оценки.
– Прекрасно, еще немного, и мы у цели.

5 ступенька. Дефис между частями слова в наречиях (слайд 2)

На доске наречия без дефиса. (слайд 10)
У ребят карточки, тоже без дефиса. Проставляют.

– Затем текст с правильным написанием (можно вспомнить правило) Самоконтроль.
– Кто допустил ошибки. Объясняем. Выставляем оценки.

6 ступень. Слитное и раздельное написание наречий.

Последняя ступенька, и она самая нелегкая. (слайд 2). Но я думаю, мы справимся с этой трудностью. Итак, задание такое “Замените выражения синонимичными наречиями и запишите в два столбика.

На доске: (слайд 11)

Прийти в точно назначенное время (вовремя)
Разделить на две части (надвое)
Сильно испугать (до смерти)
Сделать приблизительно (на глазок)
Работать хорошо (на совесть)
Шить платье руками (вручную)

Взаимопроверка, 1 ученик читает.

Вывод: вы показали, что теорию вы знаете не плохо, и с практической частью справились. Оцените свои знания по каждой ступени по 5 бальной шкале, сложите получившийся результат. Если у вас 16–21 балл – “3”

22–26 баллов – “4”
27–30 баллов – “5”

– Поднимите руки, кто сам смог дойти до самой вершины, а кому не хватило сил еще на один шаг, остальные еще могут взять реванш при работе с текстом.

7 ступень. Работа с текстом

– А сейчас попробуем определить, какую роль играют наречия в нашей жизни, и как важно знать их правописание и употребление в речи.

1. Читаем текст и отвечаем на вопросы.

– Как бы вы озаглавили отрывок? (Рассвет в лесу.)
– Чем необычно нарисованная автором картина леса? (Образная, яркая, выразительная.)
– Чем это достигается? (Использованием таких словосочетаний глаголов с наречиями, как сверкали остро и холодно, зашумел полнозвучно и звонко, тревожно.)

2. Найдите наречия.

– Что они обозначают? (Место и направление движения, время.)
– Действия каких глаголов они описывают? (Посмотрел, увидел, карабкался.)
– Для чего автор использует наречия в речи? (Наречия придают особую точность, детальность.)

Вывод: наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета. Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описания целой картины. Без них утратилась бы живописность, эмоциональность авторских характеристик.

Итак, ребята, вы хорошо усвоили правописание наречий, теперь вы знаете, для чего они употребляются в нашей речи. После проверки ваших карт, я выставлю оценки за урок. Уверена, что неудовлетворительных оценок не будет.

А теперь, в качестве поощрения за активную работу на урок, я предлагаю посмотреть “Сцены из жизни наречий”, ваши товарищи придумали их сами, получив перспективное задание.

На дом: не будем нарушать традицию писать сочинения на лингвистическую тему. Напишите сочинение-миниатюру. А тема – “Как живешь, наречие?”.