Цели урока:
1) дать понятие о правописании наречий
с приставками путём наблюдения и сравнения;
2) развивать орфографическую зоркость , словесно
– логическое мышление, память, внимание;
3) воспитывать пытливость, любознательность,
чувство дружбы.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Добрый день, дорогие друзья!
Нашей встрече очень рада я!
Мы сегодня будем опять
Думать, доказывать и рассуждать!
– А теперь улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Тихо сели. Начинаем урок.
II. Актуализация опорных знаний.
– Какую тему мы изучаем?
– Какая часть речи называется наречием, и на какие вопросы оно отвечает?
– Что вы ещё знаете о наречии?
– Какие значения имеет наречие?
– Послушайте загадку. Укажите наречия и их значения.
Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою их ведёт.
А кораблик больно ходок,
вправо, влево, взад, вперёд
Всю ватагу поведёт. (Утка с утятами).
– Найдите в загадке наречия, противоположные по смыслу.
– Как вы думаете, всё мы уже узнали о наречии?
– С сегодняшнего урока мы начнём изучать правописание наречий.
III. Минутка чистописания.
– Догадайтесь, какую букву будем сегодня писать?
“ Когда в город Новгород пойдёшь, что на конце найдёшь?”
– Какое наречие встретилось в этом предложении? Что вы о нём можете сказать?
– Какую букву видите на конце слова Новгород? Какой звук слышится? Как проверить?
– Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой “д”.
(Показ образца)
Дд Ддд Дддд
– Запишите буквы, используя закономерность.
– Прочитайте пословицу и объясните её смысл.
“К дому друга дорога никогда не бывает длинной”
(Хорошо, когда есть надёжный друг, который поможет в беде и порадуется вместе с тобой в радости. Берегите своего друга!)
– Какое наречие встречается в пословице? Что вы о нём можете сказать?
– Запишите пословицу, подчеркните орфограммы.
IV. Словарная работа.
На доске слова.
Тлфн (телефон), пртрт (портрет), тпрь (теперь), првтльств (правительство), пт (поэт), тлвзр (телевизор), прдсдтль (председатель), вчр (вчера), кртн (картина), нпрв (направо).
– Ребята, посмотрите внимательно сюда, случилась беда! Гласные убежали, а слова хотят, чтобы вы их узнали. (Орфографическое проговаривание словарных слов).
– Какие наречия встретились?
– С любым словом составьте и запишите предложение. Выполните задание к предложению по своему желанию. (Синтаксический разбор, ударение и т.д.)
V. Работа по теме.
Наблюдение над наречиями с приставками.
На доске слова: слева, затемно, изредка, начисто, добела, вправо.
– Прочитайте слова. Что вы можете сказать?
– Разделите наречия на 2 группы.
– По какому признаку вы разделили?
Слева, изредка, добела.
Затемно, начисто, вправо.
– Подберите ещё по 2 слова к каждой группе.
– Как вы думаете, в каких случаях в наречиях надо писать на конце “а”, а каких “о” ?
– Какой вывод можно сделать? (Когда в слове приставки в-, на-, за-, то пишется на конце “о”, а если приставки с-, из-, до-, пишется “а”)
Работа по учебнику с.10. Чтение правила.
– Отчего зависит выбор буквы “а” или “о” у наречий? (от приставки)
– Ребята, буквы “а”, “о” на конце наречий – это орфограммы, и теперь я буду учитывать их в ваших работах. А чтобы не делать ошибок, я на доске вывешиваю такую схему – опору:
О-, на-, за– …..о
Из-, до-, с-…..а
VI. Закрепление
.1. Попробуйте рассказать правило, используя эту схему.
2. Работа в группах:
!).Списать слова, выделить приставку и вставить пропущенные буквы.
Занов., докрасн… издавна…, запрост… досух.., снов… издалек,., влев… справ.., налев.., наглух…
2). Придумать и записать предложение с любым наречием на тему “Зимой”.
3. Проверка самостоятельной работы.
– Значение каких слов непонятно? (толковый словарь )
– Прочитайте наречия, на конце которых вы написали букву “а”.
– Какая группа не согласна (согласна)? Докажите, почему “а”?
– Докажите, что в остальных наречиях на конце надо писать букву “о”. (Выступает следующая группа).
– Какие предложения вы составили? (Выступает каждая группа).
4. Буриме.
Мы сегодня много работали с наречиями. Давайте попробуем составить стихотворение на заданную рифму.
………………. издалека ………………….набело
………………наверняка ………………внимательно
………………...свысока ………………….засветло
…………………слегка ………………старательно
Составление четверостишия в группах. Чтение того, что получилось.
VII. Домашнее задание.
С.10-повторить правило, упражнение 213, в котором нужно вставить пропущенные буквы, или упр. 215, для тех, кто ещё затрудняется вставлять буквы. В этом упражнении наречия без пропущенных букв, с ними нужно придумать и записать предложения. А кто желает, может выполнить оба упражнения.
VIII. Итог урока.
– Что вы узнали нового сегодня на уроке?
– Что нужно знать и уметь, чтобы правильно писать в наречиях букву “о” или “а”?
IX. Рефлексия.
– А теперь оцените себя, как вы усвоили новый материал, на нашей шкале.
– Отлично всё усвоил.
– Хорошо усвоил.
– Половину усвоил.
– Чуть-чуть понял.
– Совсем не понял.
Подсчёт результатов.
– Ребята, меня порадовали ваши умные мысли и красивые предложения, ваша активная работа на уроке. Большое спасибо всем!