Правописание наречий с приставками. 4-й класс, система Л.В. Занкова

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цели урока:

1) дать понятие о правописании наречий с приставками путём наблюдения и сравнения;
2) развивать орфографическую зоркость , словесно – логическое мышление, память, внимание;
3) воспитывать пытливость, любознательность, чувство дружбы.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Добрый день, дорогие друзья!
Нашей встрече очень рада я!
Мы сегодня будем опять
Думать, доказывать и рассуждать!

– А теперь улыбнулись друг другу, улыбнулись гостям. Тихо сели. Начинаем урок.

II. Актуализация опорных знаний.

– Какую тему мы изучаем?

– Какая часть речи называется наречием, и на какие вопросы оно отвечает?

– Что вы ещё знаете о наречии?

– Какие значения имеет наречие?

– Послушайте загадку. Укажите наречия и их значения.

Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою их ведёт.
А кораблик больно ходок,
вправо, влево, взад, вперёд
Всю ватагу поведёт. (Утка с утятами).

– Найдите в загадке наречия, противоположные по смыслу.

– Как вы думаете, всё мы уже узнали о наречии?

– С сегодняшнего урока мы начнём изучать правописание наречий.

III. Минутка чистописания.

– Догадайтесь, какую букву будем сегодня писать?

“ Когда в город Новгород пойдёшь, что на конце найдёшь?”

– Какое наречие встретилось в этом предложении? Что вы о нём можете сказать?

– Какую букву видите на конце слова Новгород? Какой звук слышится? Как проверить?

– Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой “д”.

(Показ образца)

Дд Ддд Дддд

– Запишите буквы, используя закономерность.

– Прочитайте пословицу и объясните её смысл.

“К дому друга дорога никогда не бывает длинной”

(Хорошо, когда есть надёжный друг, который поможет в беде и порадуется вместе с тобой в радости. Берегите своего друга!)

– Какое наречие встречается в пословице? Что вы о нём можете сказать?

– Запишите пословицу, подчеркните орфограммы.

IV. Словарная работа.

На доске слова.

Тлфн (телефон), пртрт (портрет), тпрь (теперь), првтльств (правительство), пт (поэт), тлвзр (телевизор), прдсдтль (председатель), вчр (вчера), кртн (картина), нпрв (направо).

– Ребята, посмотрите внимательно сюда, случилась беда! Гласные убежали, а слова хотят, чтобы вы их узнали. (Орфографическое проговаривание словарных слов).

– Какие наречия встретились?

– С любым словом составьте и запишите предложение. Выполните задание к предложению по своему желанию. (Синтаксический разбор, ударение и т.д.)

V. Работа по теме.

Наблюдение над наречиями с приставками.

На доске слова: слева, затемно, изредка, начисто, добела, вправо.

– Прочитайте слова. Что вы можете сказать?

– Разделите наречия на 2 группы.

– По какому признаку вы разделили?

Слева, изредка, добела.
Затемно, начисто, вправо.

– Подберите ещё по 2 слова к каждой группе.

– Как вы думаете, в каких случаях в наречиях надо писать на конце “а”, а каких “о” ?

– Какой вывод можно сделать? (Когда в слове приставки в-, на-, за-, то пишется на конце “о”, а если приставки с-, из-, до-, пишется “а”)

Работа по учебнику с.10. Чтение правила.

– Отчего зависит выбор буквы “а” или “о” у наречий? (от приставки)

– Ребята, буквы “а”, “о” на конце наречий – это орфограммы, и теперь я буду учитывать их в ваших работах. А чтобы не делать ошибок, я на доске вывешиваю такую схему – опору:

О-, на-, за– …..о

Из-, до-, с-…..а

VI. Закрепление.

1. Попробуйте рассказать правило, используя эту схему.

2. Работа в группах:

!).Списать слова, выделить приставку и вставить пропущенные буквы.

Занов., докрасн… издавна…, запрост… досух.., снов… издалек,., влев… справ.., налев.., наглух…

2). Придумать и записать предложение с любым наречием на тему “Зимой”.

3. Проверка самостоятельной работы.

– Значение каких слов непонятно? (толковый словарь )

– Прочитайте наречия, на конце которых вы написали букву “а”.

– Какая группа не согласна (согласна)? Докажите, почему “а”?

– Докажите, что в остальных наречиях на конце надо писать букву “о”. (Выступает следующая группа).

– Какие предложения вы составили? (Выступает каждая группа).

4. Буриме.

Мы сегодня много работали с наречиями. Давайте попробуем составить стихотворение на заданную рифму.

………………. издалека ………………….набело

………………наверняка ………………внимательно

………………...свысока ………………….засветло

…………………слегка ………………старательно

Составление четверостишия в группах. Чтение того, что получилось.

VII. Домашнее задание.

С.10-повторить правило, упражнение 213, в котором нужно вставить пропущенные буквы, или упр. 215, для тех, кто ещё затрудняется вставлять буквы. В этом упражнении наречия без пропущенных букв, с ними нужно придумать и записать предложения. А кто желает, может выполнить оба упражнения.

VIII. Итог урока.

– Что вы узнали нового сегодня на уроке?

– Что нужно знать и уметь, чтобы правильно писать в наречиях букву “о” или “а”?

IX. Рефлексия.

– А теперь оцените себя, как вы усвоили новый материал, на нашей шкале.

– Отлично всё усвоил.

– Хорошо усвоил.

– Половину усвоил.

– Чуть-чуть понял.

– Совсем не понял.

Подсчёт результатов.

– Ребята, меня порадовали ваши умные мысли и красивые предложения, ваша активная работа на уроке. Большое спасибо всем!