Тема высказываний: «Весна».
Цели урока: Систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.
Ход урока.
I. Словарный диктант.
- Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.
Преамбула, прерогатива, префектура, менеджер, конфронтация, коллега, дивиденды, дирижёр, абонемент, баррикада, канонада, инцидент, интеллигенция, мажор, баллотироваться, приоритет, валидол, панорама, дефицит, ветеран, вентиляция, наваждение, винегрет, вентиляция, оккупация.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение».
Повторение теоретических сведений.
III. Закрепление практических навыков.
1) Пунктуационный анализ предложений.
- Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, который так прекрасен, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Главное предложение стоит в начале предложения, первое придаточное изъяснительное, второе- определительное, третье- обстоятельственное степени.
И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.
Сложное предложение с разными видами связи. Первое предложение является главным по отношению ко второму предложению. Второе предложение придаточное обстоятельственное времени, третье и четвёртое предложения бессоюзные.
Солнце припекало уже по-весеннему, и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Сложносочинённое предложение. Второе предложение осложнено причастными оборотами, которые стоят после главных слов (петухи, сосну) и выделяются запятыми.
2) Комментированное письмо.
- Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания).
1. Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. 2.Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть скорее готовит ему квартиру. 3. Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях, пока город ещё не проснулся и грохота на улицах нет. 4. У кого глаза хорошие, приглядевшись, замечают под самыми облаками стаи больших белых птиц с длинными прямыми шеями. 5. Зелёные жители поля почувствовали, что талая вода пробирается к их корешкам, - и очень этому рада. 6. У нас великий праздник: после долгой-долгой-долгой зимы в первый раз показалось солнце! 7. Светлой, приветной весной даже пустыню не назовёшь мёртвой: столько в ней всякой жизни!
3) Цифровой диктант.
- Обозначить цифрами предложения:
Сложноподчинённое с придаточным определительным цифрой 1
Сложноподчинённое с придаточным цели – 2
Бессоюзное сложное предложение – 3
Простое предложение – 4
1. Великое переселение птиц на Родину идёт в строгом порядке. 2. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. 3. Внезапные холода сковывают воды, - птицы умирают от голода и стужи. 4. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и лёгкой добычей. 5. Ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам.
Ответ: 4 1 3 2 3
4) Творческие задания.
- Из двух простых предложений составить одно сложное, определить его вид.
1. Солнце обогнуло крышу и заглянуло на сосульку. Поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз.
Когда солнце, обогнув крышу, заглянуло на сосульку, поток из ледника сбежал по сосульке, стал падать золотыми каплями вниз. Сложноподчинённое предложение с придаточным обстоятельственным времени.
2.Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей. Мне хотелось всё больше быть на улице.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, так что мне хотелось всё больше быть на улице. Сложноподчинённое предложение с обстоятельственным придаточным следствия.
Весна разгоралась с каждым днём всё ярче, всё веселей, и мне хотелось всё больше быть на улице. Сложносочинённое предложение.
- Выделенные второстепенные члены предложения замените придаточным предложением.
1. Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. (Н.В.Гоголь)
Весна, которую долго задерживал холод, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду.
2. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. (А.И.Куприн)
В густой буйной траве там и сям дрожат бриллианты крупной росы, которые переливаются и вспыхивают разноцветными огнями.
3. Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна. Как только лес почует приближение весны, он начинает тихо дышать и пробуждаться ото сна.
- Прибавьте придаточное ко второй части ССП.
1. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (А.И.Куприн)
Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт, который так долго ждали все.
- Составьте предложения, соответствующие характеристикам.
1. Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое.
Снег быстро начал таять, и везде показалась вода. (С.Т.Аксаков)
2. Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А.И.Куприн)
3. Повествовательное, невосклицательное, сложное, с союзной сочинительной и подчинительной связью.
Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. (А.И.Куприн)
5) Тренировочные упражнения.
- Каждому учащемуся дан текст с заданиями.
Весна.
(1) На солнце нельзя было теперь взглянуть, - лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины.(2) По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. (3) Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами.
(4) Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припёке стонали куры.(5) В саду из разогретой земли, протыкая зелёными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подёрнулся белыми и жёлтыми звёздочками. (6) С каждым днём прибывало птиц в саду.(7) Забегали между стволами чёрные дрозды - ловкачи ходить пешком…
(8) Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьём, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, - пересмешничали, фальшивили ужасно.
(9) И вот в воскресенье, в солнечное утро, в ещё не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила она всех, кто жил в саду, начиная от червяков…
(10) Весь сад слушал молча кукушку. (11) Божьи коровки, птицы, всегда всем удивлённые лягушки, сидевшие на животе, кто на дорожке, кто на ступеньке балкона, - все загадали судьбу.(12) Кукушка куковала, и ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями…
(13) Медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга.(14) Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенён мокрой листвой.(15) Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы… (16) До того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья…
(По А.Н.Толстому)
- Найдите бессоюзные сложные предложения и укажите их номера.
Ответ: 1, 4, 5, 14 - Среди предложений № 4-№9 найдите сложное предложение, в котором используется и бессоюзная, и союзная связь. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 9 - Среди предложений последнего абзаца найдите бессоюзное сложное предложение, в состав которого входит односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 14 - Как вы объясните постановку двоеточия в предложении № 9:
- Обобщающее слово стоит при однородных членах предложения
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
- Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий
- Среди предложений № 6-№ 9 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным видом связи. Первое придаточное времени, второе - определительное.
Ответ: 8
IV. Итог урока.
V. Разноуровневое домашнее задание.
- уровень. Подберите как можно больше эпитетов к слову весна. Составьте 5 СП, определите вид СП.
- уровень. Выпишите из художественной литературы пять сложных предложений с разными видами связи, составьте их схемы, произведите синтаксический разбор одного предложения (на выбор)
- уровень. Напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием сложных синтаксических конструкций.
Живительный дождик.
Солнце на восходе показалось и мягко закрылось, пошёл дождь, такой тёплый и живительный для растения, как нам любовь…