Цели урока:
– повторить и обобщить изученное о
каждом из типов односоставных предложений;
– учить отличать неопределенно-личные от
определенно-личных и безличных; показать роль
этих предложений в речи;
– развивать навыки самостоятельной работы
учащихся и создавать на уроке ситуацию успеха.
Методические
приемы: самостоятельная и творческая работа, синтаксический разбор предложений, работа по схемам.
Оборудование: оформление стенда “Сегодня на уроке”; портрет М.Ю.Лермонтова, литературный эпиграф – слова Прокофьева; словарик урока, “модель” рабочего стола писателя: гусиное перо, свиток чистой бумаги, свечи, Библия, стихи поэта; репродукции картин М. Лермонтова, иллюстрация И.И.Шишкина к стихотворении “На севере диком”.
Ход урока
I. Задание
:из записанных в кабинете высказываний писателей о русском языке назвать только те, что представляют собой односоставные предложения (Приложение 1).
С русским языком можно творить чудеса!
(К.Паустовский)
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя.
Ребята! На этом уроке, как и на всех уроках русского языка, мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям.
Сегодня речь пойдет о творчестве М.Ю.Лермонтова. Посмотрим, как и зачем использует односоставные предложения поэт и те, кто пишет о нем. Записываем тему урока. “Односоставные предложения”
III. Работа по карточкам у доски.
Карточка № 1.
Отгадать из какого стихотворения М.Лермонтова эти рифмующие слова, выполнить синтаксический разбор первого предложения:
… одинокий
… голубом…!
… далекой?
… родном?
Карточка № 2.
Вставить пропущенные буквы, определить количество орфограмм, выполнить синтаксический разбор предложения:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи н_чующий обоз
И на холме средь ж_лтой нивы
Чету б_леющих б_рез.
(М.Лермонтов)
Карточка № 3.
Выполнить фонетический разбор слова белеющих.
IV. Работа с классом.
Задание классу. Продолжите и запишите на память отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова:
И снится ей всё,
Что в пустыне далекой
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Индивидуальные задания:
а) написать миниатюру – представление картины написанной М.Ю.Лермонтовым;
б) написать миниатюру о стихотворении М.Ю.Лермонтова “На севере диком,” используя иллюстрацию Шишкина к этому стихотворению.
Анализ текста:
– В чем смысл этих строк?
– Сколько простых предложений входит в этот текст?
– Назовите односоставные предложения в тексте.
– Какие орфограммы входят в этот отрывок?
– Как вы думаете, у слова горючий одно или несколько значений?
– Почему же утес, большой и крепкий назван горючим?
1. От синтаксического разбора перейти к теме урока.
– Какие предложения называются безличными?
Задание классу:
– Выписать из сборника стихотворений М.Ю.Лермонтова безличные предложения.
– Проверка.
– Послушайте миниатюру о стихотворении М.Ю.Лермонтова “ На севере диком, …”, обратите внимание на стилистическую роль безличных предложений (показ иллюстрации). (Приложение 2)
2. Прослушайте, пожалуйста. слова М.Ломоносова и догадайтесь, о каком из типов односоставных предложений идет речь: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола украшению и важности служит”.
– Какие предложения называются определенно-личными?
Слово учителя. Ребята, давайте заглянем в комнату поэта. Какие предметы здесь есть? Вот конверт, нам пришло письмо. Зачитываю.
Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Задание: – Давайте побудем наедине с поэтом. О чём бы вы хотели с ним поговорить?
Используйте определенно-личные предложения и слова, присущие эпистолярному жанру: благодарю, поздравляю, жму руку, прошу, желаю, шлю привет, целую.
Кстати, при глаголах мысли и чувства личные местоимения опускаются.
Проверка работ по желанию. (Приложение 4)
3. – Как ученый – лингвист Пешковский писал о неопределенно-личных предложениях? (зачитать)
“… действительное лицо намеренно устранено, намеренно представлено как неизвестное, неопределенное.”
– Какие предложения называются неопределенно-личными?
Задания классу.
Выписать из сборника стихотворений М.Ю.Лермонтова неопределенно-личные предложения.
Заслушивание миниатюры – представления картины М.Ю.Лермонтова
“Крестовая гора”
4. Каждое предложение– картины
– Это о каких предложениях пишет Л.Н.Толстой?
– Какие предложения называются назывными?
– Привести (устно) примеры из стихотворений М.Ю.Лермонтова.
Групповые задания:
1 группа: написать ремарки к воображаемому сценарию любого эпизода произведений М.Ю.Лермонтова “Мцыри”, “Бородино”, “Песня про купца…”.
2 группа: найдите односоставные предложения, графически их обозначьте.
V. Контрольный срез знаний. (Приложение 6)
VI. Домашнее задание.
Учитель, обращая внимание на свиток бумаги, перевязанный лентой,
– Ребята, перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символичное приглашение попробовать свои силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листке бумаги? Это могут быть путевые заметки, дневниковые записи или поэтическая зарисовка.
Давайте обратимся к словам А.Прокофьева:
Лермонтов! Сияющее слово.
И обращено не к нам одним.
Вечно молодо оно
И вечно ново.
– Как вы понимаете эти слова?