В материале представлены две разработки контрольных работ для учащихся 11 класса: “Синтаксис простого предложения” и “Виды подчинительной связи”. Они включают содержание работы (текст и задания для двух вариантов), бланки ответов, ключи и параметры оценки. Работы проверяются быстро, результаты обрабатываются легко и представляются наглядно.
Задания ориентированы на развитие продуктивного и творческого мышления, позволяют интенсивно готовить учащихся к ЕГЭ. Формулировки ответов также приближены к формату ЕГЭ. Задания оцениваются баллами, в зависимости от количества баллов по отношению к максимальному (90–100%, 75–90%, 50–75%, менее 50%) выставляется традиционная школьная оценка. Помимо контролирующей, данные дидактические материалы могут выполнять и тренировочно-обучающую функцию: вариант 1, например, разбирается коллективно, вариант 2 выполняется самостоятельно. Для использования этого материала достаточно распечатать его на листах А4.
Синтаксис простого предложения. Контрольная работа.
Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 1
Текст.
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным
словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы,
в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю
простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер
нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени
всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую
культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская –
помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и
оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
Задания.
- Выпишите из предложения 1 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
- Среди предложений 4-7 найдите простое с составным именным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
- Укажите номер простого неполного предложения. (1 балл)
- Укажите номер предложения с обособленным определением. (1 балл)
- Исправьте ошибки в характеристике предложения 14: повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое. (3 балла)
- Среди предложений второго абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) нельзя не удивляться тончайшим смысловым нюансам её слов,
2) поражаешься глубине её проникновения в тайная тайных души,
3) приходит понимание красоты истинной поэзии,
4) возникает интерес к поэтическому слову. (1 балл) - Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Восхищённая Марина Цветаева личностью и стихами Ахматовой, написала ей не одно поэтическое посвящение. (2 балла)
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Общее количество баллов______Оценка “____”
Синтаксис простого предложения. Контрольная работа.
Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 2.
Текст.
(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным
словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы,
в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю
простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер
нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени
всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую
культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская –
помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и
оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)
Задания.
- Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
- Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
- Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения. (1 балл)
- Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер. (1 балл)
- Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями. (3 балла)
- Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
- Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Читая стихотворения Анны Ахматовой,
1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков,
2) захватывает их психологическая глубина,
3) открывается красота великого русского языка,
4) хочется выучить их наизусть. (1 балл) - Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства. (2 балла)
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. |
Общее количество баллов______Оценка “____”
Ключи и оценка.
Вариант 1.
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | Вариант: в русской литературе – согласование, выразить состояние – управление, лучше выразить – примыкание | 6 |
2. | 4 | 1 |
3. | 9 | 1 |
4. | 4 | 1 |
5. | Двусоставное, полное, осложнённое | 3 |
6. | 3 | 1 |
7. | 2 | 1 |
8. | Вариант: Восхищённая личностью и стихами Ахматовой, Марина Цветаева написала ей не одно поэтическое посвящение. | 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная расстановка запятых) |
Вариант 2.
№ вопроса | Ответ | Баллы |
1. | Вариант: ясная логика – согласование, строй стиха – управление, её стиха – примыкание | 6 |
2. | 6 | 1 |
3. | 11 | 1 |
4. | 15 | 1 |
5. | Нераспространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми | 3 |
6. | 2 | 1 |
7. | 1 | 1 |
8. | Вариант: Анна Ахматова – поэтесса, последовательно отстаивающая право личности на свободу мысли и чувства. | 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная пунктуация) |
Максимальное количество баллов – 16.
Баллы | Оценка |
15–16 | 5 |
12–14 | 4 |
8–11 | 3 |
7 и менее | 2 |
Виды подчинительной связи (ЕГЭ – В3). Контрольная работа.
Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 1
Текст.
(1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко
Зобара и Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев
красивыми людьми.
(2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”.
(3) А любовь ли это?
(4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между
полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом.
(5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт.
(6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез.
(7) А их судьбы сломались…
(8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла…
(9) Но это вера Луки, а не ночлежников.
(10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке:
вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути
соблазнов.
(11) Но не внешняя, сторонняя.
(12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание
совести, рождающей волю.
(13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это
звучит гордо”. (Савина Н.В.)
Задания.
- Из предложения 7 выпишите словосочетание с примыканием.
- Из предложения 13 выпишите словосочетания с согласованием.
- Из предложения 8 выпишите словосочетание (-я) с управлением.
- Укажите вид связи в словосочетании их судьбы (предложение 7)
- Укажите вид связи в словосочетании разговор с совестью (предложение 12)
- Укажите вид связи в словосочетании рождающей волю (предложение 12)
- Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении 13?
- Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 9?
- Среди предложений 1–4 укажите такое, где нет словосочетаний.
- Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:______________________
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
В3 | 1 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 2 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 3 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 4 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 5 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 6 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 7 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 8 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 9 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 10 |
Замена ошибочных ответов на задания типа В.
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 |
Общее количество баллов ______ Оценка “____”.
Виды подчинительной связи (В3). Контрольная работа.
Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 2.
Текст.
(1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко Зобара и
Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев красивыми
людьми.
(2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”.
(3) А любовь ли это?
(4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между
полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом.
(5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт.
(6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез.
(7) А их судьбы сломались…
(8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла…
(9) Но это вера Луки, а не ночлежников.
(10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке:
вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути
соблазнов.
(11) Но не внешняя, сторонняя.
(12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание
совести, рождающей волю.
(13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это
звучит гордо”.
Задания.
- Из предложения 1 выпишите словосочетание с примыканием.
- Из предложения 1 выпишите пример согласования местоимения с существительным.
- Из предложения 12 выпишите одно словосочетание с управлением.
- Укажите вид связи в словосочетании сопровождаемую восторгом (предложение 1)
- Укажите вид связи в словосочетании указал путь (предложение 6)
- Укажите вид связи в словосочетании по его долгу (предложение 10)
- Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 10?
- Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 6?
- Среди предложений 5–7 укажите такое, где нет словосочетаний.
- Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:_________________
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
В3 | 1 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 2 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 3 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 4 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 5 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 6 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 7 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 8 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 9 | |||||||||||||||||||||||
В3 | 10 |
Замена ошибочных ответов на задания типа В.
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 | ||||||||||||||||||||||||
В3 |
Общее количество баллов ______ Оценка “____”.
Ключи и оценка.
Вариант 1.
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
В3 | 1 | и | х | с | у | д | ь | б | ы | |||||||||||||||
В3 | 2 | т | а | к | о | й | п | у | т | ь | , | т | р | у | д | н | ы | й | п | у | т | ь | ||
В3 | 3 | д | а | ё | т | м | у | ж | е | с | т | в | о | |||||||||||
В3 | 4 | п | р | и | м | ы | к | а | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 5 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 6 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 7 | 4 | ||||||||||||||||||||||
В3 | 8 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 9 | 3 | ||||||||||||||||||||||
В3 | 10 |
Вариант 2.
Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.
В3 | 1 | в | д | о | х | н | о | в | е | н | н | о | ч | и | т | а | е | м | ||||||
В3 | 2 | э | т | и | х | г | е | р | о | е | в | |||||||||||||
В3 | 3 | с | л | у | ш | а | н | и | е | с | о | в | е | с | т | и | ||||||||
В3 | 4 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 5 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 6 | п | р | и | м | ы | к | а | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 7 | 5 | ||||||||||||||||||||||
В3 | 8 | у | п | р | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||||
В3 | 9 | 5 | ||||||||||||||||||||||
В3 | 10 |
Максимальное количество баллов – 10.
Баллы | Оценка |
9–10 | 5 |
7–8 | 4 |
5–6 | 3 |
4 и менее | 2 |