Синтаксис простого предложения. Подготовка к ЕГЭ: контрольные работы для учащихся 11-го класса

Разделы: Русский язык


В материале представлены две разработки контрольных работ для учащихся 11 класса: “Синтаксис простого предложения” и “Виды подчинительной связи”. Они включают содержание работы (текст и задания для двух вариантов), бланки ответов, ключи и параметры оценки. Работы проверяются быстро, результаты обрабатываются легко и представляются наглядно.

Задания ориентированы на развитие продуктивного и творческого мышления, позволяют интенсивно готовить учащихся к ЕГЭ. Формулировки ответов также приближены к формату ЕГЭ. Задания оцениваются баллами, в зависимости от количества баллов по отношению к максимальному (90–100%, 75–90%, 50–75%, менее 50%) выставляется традиционная школьная оценка. Помимо контролирующей, данные дидактические материалы могут выполнять и тренировочно-обучающую функцию: вариант 1, например, разбирается коллективно, вариант 2 выполняется самостоятельно. Для использования этого материала достаточно распечатать его на листах А4.

Синтаксис простого предложения. Контрольная работа.

Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 1

Текст.

(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)

Задания.

  1. Выпишите из предложения 1 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
  2. Среди предложений 4-7 найдите простое с составным именным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
  3. Укажите номер простого неполного предложения. (1 балл)
  4. Укажите номер предложения с обособленным определением. (1 балл)
  5. Исправьте ошибки в характеристике предложения 14: повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, назывное, распространённое, неполное, неосложнённое. (3 балла)
  6. Среди предложений второго абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
  7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
    Читая стихотворения Анны Ахматовой,
    1) нельзя не удивляться тончайшим смысловым нюансам её слов,
    2) поражаешься глубине её проникновения в тайная тайных души,
    3) приходит понимание красоты истинной поэзии,
    4) возникает интерес к поэтическому слову. (1 балл)
  8. Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
    Восхищённая Марина Цветаева личностью и стихами Ахматовой, написала ей не одно поэтическое посвящение. (2 балла)
№ вопроса Ответ Баллы
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    

Общее количество баллов______Оценка “____”

Синтаксис простого предложения. Контрольная работа.

Дата_________Класс_________Фамилия, имя_______________________ Вариант 2.

Текст.

(1) Никто в русской литературе не мог лучше Ахматовой простым и сдержанным словом выразить экстремальное душевное состояние.
(2) Это удивительное свойство её стихотворений обнаружилось ещё в десятые годы, в знаменитом “Смятении”, например.
(3) Ахматова сделала, казалось бы, невозможное: выразила немоту…
(4) Выражение невыразимого – задача, не решаемая с помощью привычного к горю простого и сдержанного слова Ахматовой.
(5) Ясная логика и классический строй её стиха резко прерываются, размер нарушается.
(6) Лирическая героиня не может говорить от горя.
(7) Однако Ахматова продолжает жить и творить.
(8) Её слово вновь обретает классические размеры и благородную ясность.
(9) Благодаря чему?
(10) Она получает право на слово как обязанность: она призвана сказать от имени всего “стомиллионного народа”.
(11) Она должна свидетельствовать.
(12) И Ахматова начинает свидетельствовать – с опорой на традицию, на мировую культуру.
(13) Три древние традиции – народно-песенная, поэтическая и христианская – помогают лирической героине “Реквиема” выстоять в неслыханном испытании.
(14) “Реквием” завершается преодолением немоты и безумия.
(15) Завершая “Реквием”, Ахматова утверждает победу человека над ужасом и оцепенением, победу памяти… (По М.Свердлову.)

Задания.

  1. Выпишите из предложения 5 по одному словосочетанию с каждым видом подчинительной связи, укажите вид. (6 баллов)
  2. Среди предложений 4–6 найдите простое с составным глагольным сказуемым, укажите его номер. (1 балл)
  3. Укажите номер простого нераспространённого и неосложнённого предложения. (1 балл)
  4. Среди предложений 10–15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, укажите его номер. (1 балл)
  5. Исправьте ошибки в характеристике предложения 7: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, неполное, осложнено однородными дополнениями. (3 балла)
  6. Среди предложений первого абзаца найдите предложение, осложнённое вводным словом, укажите его номер. (1 балл)
  7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
    Читая стихотворения Анны Ахматовой,
    1) начинаешь понимать тончайшие смыслы слов и звуков,
    2) захватывает их психологическая глубина,
    3) открывается красота великого русского языка,
    4) хочется выучить их наизусть. (1 балл)
  8. Запишите предложение, исправив грамматическую ошибку:
    Анна Ахматова – последовательно отстаивающая поэтесса право личности на свободу мысли и чувства. (2 балла)
№ вопроса Ответ Баллы
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    

Общее количество баллов______Оценка “____”

Ключи и оценка.

Вариант 1.

№ вопроса Ответ Баллы
1. Вариант: в русской литературе – согласование, выразить состояние – управление, лучше выразить – примыкание 6
2. 4 1
3. 9 1
4. 4 1
5. Двусоставное, полное, осложнённое 3
6. 3 1
7. 2 1
8. Вариант: Восхищённая личностью и стихами Ахматовой, Марина Цветаева написала ей не одно поэтическое посвящение. 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная расстановка запятых)

Вариант 2.

№ вопроса Ответ Баллы
1. Вариант: ясная логика – согласование, строй стиха – управление, её стиха – примыкание 6
2. 6 1
3. 11 1
4. 15 1
5. Нераспространённое, полное, осложнено однородными сказуемыми 3
6. 2 1
7. 1 1
8. Вариант: Анна Ахматова – поэтесса, последовательно отстаивающая право личности на свободу мысли и чувства. 2 (1 балл – порядок слов, 1 балл – правильная пунктуация)

Максимальное количество баллов – 16.

Баллы Оценка
15–16 5
12–14 4
8–11 3
7 и менее 2

 

Виды подчинительной связи (ЕГЭ – В3). Контрольная работа.

Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 1

Текст.

(1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко Зобара и Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев красивыми людьми.
(2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”.
(3) А любовь ли это?
(4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом.
(5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт.
(6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез.
(7) А их судьбы сломались…
(8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла…
(9) Но это вера Луки, а не ночлежников.
(10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке: вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути соблазнов.
(11) Но не внешняя, сторонняя.
(12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание совести, рождающей волю.
(13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это звучит гордо”. (Савина Н.В.)

Задания.

  1. Из предложения 7 выпишите словосочетание с примыканием.
  2. Из предложения 13 выпишите словосочетания с согласованием.
  3. Из предложения 8 выпишите словосочетание (-я) с управлением.
  4. Укажите вид связи в словосочетании их судьбы (предложение 7)
  5. Укажите вид связи в словосочетании разговор с совестью (предложение 12)
  6. Укажите вид связи в словосочетании рождающей волю (предложение 12)
  7. Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении 13?
  8. Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 9?
  9. Среди предложений 1–4 укажите такое, где нет словосочетаний.
  10. Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:______________________

Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.

В3 1                                              
В3 2                                              
В3 3                                              
В3 4                                              
В3 5                                              
В3 6                                              
В3 7                                              
В3 8                                              
В3 9                                              
В3 10                                              

Замена ошибочных ответов на задания типа В.

В3                                                
В3                                                
В3                                                
В3                                                
В3                                                

Общее количество баллов ______ Оценка “____”.

Виды подчинительной связи (В3). Контрольная работа.

Дата________Класс______ Фамилия _________________________Вариант 2.

Текст.

(1) Искусство очаровывает: вдохновенно мы читаем историю любви Лойко Зобара и Радды, сопровождаемую восторгом рассказчика, называющего этих героев красивыми людьми.
(2) Красивыми, потому что они “больше всего на свете любили волю”.
(3) А любовь ли это?
(4) Вслед за Горьким, поставившим под сомнение сострадание, блуждаем между полюсами пьесы “На дне”, между так называемым пассивным и активным гуманизмом.
(5) Читатель раздумывает: Лука, дескать, лукавый, лжёт.
(6) Раздразнил, указал путь Актёру и Пеплу, а сам исчез.
(7) А их судьбы сломались…
(8) Вера ведь даёт мужество, а она не помогла…
(9) Но это вера Луки, а не ночлежников.
(10) Нет, волей-неволей богоискатель Горький сказал глубинную правду о человеке: вера истинная, внутренняя ведёт человека по его долгу, придаёт силы на пути соблазнов.
(11) Но не внешняя, сторонняя.
(12) Вера – это духовная работа человека, разговор с совестью и слушание совести, рождающей волю.
(13) Такой трудный путь – значительно легче выучить наизусть: “Человек – это звучит гордо”.

Задания.

  1. Из предложения 1 выпишите словосочетание с примыканием.
  2. Из предложения 1 выпишите пример согласования местоимения с существительным.
  3. Из предложения 12 выпишите одно словосочетание с управлением.
  4. Укажите вид связи в словосочетании сопровождаемую восторгом (предложение 1)
  5. Укажите вид связи в словосочетании указал путь (предложение 6)
  6. Укажите вид связи в словосочетании по его долгу (предложение 10)
  7. Сколько словосочетаний со связью управление в предложении 10?
  8. Какой (-ие) вид (-ы) подчинительной связи в словосочетаниях предложения 6?
  9. Среди предложений 5–7 укажите такое, где нет словосочетаний.
  10. Запишите придуманное Вами задание по типу В3 и его ответ:_________________

Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.

В3 1                                              
В3 2                                              
В3 3                                              
В3 4                                              
В3 5                                              
В3 6                                              
В3 7                                              
В3 8                                              
В3 9                                              
В3 10                                              

Замена ошибочных ответов на задания типа В.

В3                                                
В3                                                
В3                                                
В3                                                
В3                                                

Общее количество баллов ______ Оценка “____”.

Ключи и оценка.

Вариант 1.

Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.

В3 1 и х с у д ь б ы                              
В3 2 т а к о й п у т ь , т р у д н ы й п у т ь    
В3 3 д а ё т м у ж е с т в о                      
В3 4 п р и м ы к а н и е                          
В3 5 у п р а в л е н и е                          
В3 6 у п р а в л е н и е                          
В3 7 4                                            
В3 8 у п р а в л е н и е                          
В3 9 3                                            
В3 10                                              

Вариант 2.

Результаты выполнения заданий типа В3 с ответом в краткой форме.

В3 1 в д о х н о в е н н о ч и т а е м            
В3 2 э т и х г е р о е в                          
В3 3 с л у ш а н и е с о в е с т и                
В3 4 у п р а в л е н и е                          
В3 5 у п р а в л е н и е                          
В3 6 п р и м ы к а н и е                          
В3 7 5                                            
В3 8 у п р а в л е н и е                          
В3 9 5                                            
В3 10                                              

Максимальное количество баллов – 10.

Баллы Оценка
9–10 5
7–8 4
5–6 3
4 и менее 2