Интегрированный урок развития речи в 7-м классе (русский язык, литература, ИЗО) "Портрет в литературе и живописи"

Разделы: Русский язык, Литература, МХК и ИЗО


Цели:

  1. Создать представление о понятии портрет в литературе и живописи, помочь учащимся находить детали портрета, определять характер персонажа, подготовить к сочинению-описанию картины.
  2. Научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации, готовить презентации, выступать перед аудиторией, формировать мышление, умение сравнивать, развивать монологическую речь учащихся.
  3. Прививать любовь к искусству.

Оборудование: презентации, подготовленные учащимися и учителем.

Форма урока: урок-проект.

Ход урока

1. Организационный момент. До урока класс был разделён на несколько групп: первая группа ребят подбирала материал и готовила презентацию на тему “ Портрет в литературе”, вторая – “Портреты О.А. Кипренского”, третья – “Кто изображён на портрете Кипренского?”, четвёртая группа готовила выразительное чтение стихотворений Дениса Давыдова”, пятая – рассказ о гусарах, истории гусарской формы

2. Постановка цели урока.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о портрете в литературе и живописи. Этот урок будет подготовкой к предстоящему сочинению-описанию картины.

Итак, портрет в литературе. По этой теме работала группа ребят. Они составили мультимедийную презентацию. Послушаем их. Приложение 1.

3. Беседа.

Прочитайте словарь к уроку и скажите, чем отличается портрет в литературе от портрета в живописи?

Портрет (фр. Portrait) – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).

Портрет в литературе – одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. “На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека”. Портрет – это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.

Художник создаёт портрет с помощью форм, линий, красок, а писатель – словом. Художник изображает портрет человека, реально существовавшего в прошлом или существующего в настоящем, а писатель может изображать и вымышленного героя.

– А что общего? И литературный портрет, и живописный портрет не только изображают человека, но и раскрывают его характер.

4. Заочная экскурсия.

Мастером портрета в живописи по праву считают художника О.А. Кипренского, жившего в XIX веке. Давайте совершим небольшую заочную экскурсию в Государственный Русский музей Санкт-Петербурга и внимательно рассмотрим картины художника, о которых нам расскажут ребята (выступления учащихся второй группы.)

Приложение 2.

5. Ребята, послушайте внимательно музыку и скажите, о каком портрете пойдёт речь.

Звучит “Гусарский марш” А. Петрова из к/ф “О бедном гусаре замолвите слово”

– Да, именно портрет полковника лейб-гусарского полка Е.Д. Давыдова будет предметом нашего разговора. Очень интересна история этого портрета. Ребята из третьей группы провели небольшое исследование. Они расскажут, кто же изображён на портрете. Приложение 3.

– Итак, всё-таки Денис Давыдов!!! Поэт, гусар, друг А.С.Пушкина.

“Гусар, ты весел и беспечен, ... пиров и битвы гражданин”. Гусарами были и поэт М.Ю. Лермонтов, и А.С. Грибоедов.

Я люблю кровавый бой,
Я рождён для службы царской,
Сабля, водка, конь гусарский –
С вами век мне золотой
(Д.Давыдов “Песня”)

6. Чтение стихотворений Дениса Давыдова “Гусар”, “Гусарский пир” учащимися четвертой группы.

7. Выступление учащихся пятой группы.

Учащиеся из пятой группы рассказывают об истории гусарской формы.

По современным венгерским источникам, термин "гусар" (по-венгерски "хусар") означает "один из двадцати" Первоначально так называли в XV веке конных воинов венгерского дворянского ополчения, разделявшегося на роты по 20–25 всадников.

Подражая венграм, многие государства Европы ввели в своих армиях гусарские части. В России в состав регулярной армии они были включены только во второй половине XVIII столетия.

К началу 1812 года в России имелось одиннадцать армейских гусарских полков.

Русский гусарский мундир 1812 г. имел много деталей, заимствованных из венгерской национальной одежды: короткую (до талии) суконную куртку со стоячим воротником – доломан, поверх которого надевалась ещё одна куртка – ментик, узкие рейтузы – чикчиры и короткие сапожки – ботики, украшенные черной шерстяной кисточкой. Вокруг пояса гусары носили кушак, представлявший собой сетку из шнуров с перехватами. Черный, обшитый кожей кивер украшался белым султаном, шнурами (этишкетами). Кокарда делалась в виде круглой розетки из черной ленты с оранжевыми каймами и с металлической петлицей по цвету пуговиц. В лейб-гусарском полку на кивере был герб в виде двуглавого орла из красной меди. Подбородный ремень кивера покрывался плоской металлической чешуей.

Доломан, ментик и чикчиры были расшиты шнурами и тесьмой. На груди доломана и ментика нашивались 15 поперечных рядов двойных шнуров с тремя рядами выпуклых пуговиц.

В походе гусары носили навыпуск серые суконные рейтузы, которые были с внутренней стороны обшиты черной кожей. Для укрытия от непогоды гусары имели широкие серые плащи со стоячим воротником, застегивавшимся на одну пуговицу (у гвардейцев плащи имели воротники в виде шали).

Основное холодное оружие рядового гусара – сабля в кожаных с железной оправой ножнах, носимая на поясной портупее из красной кожи; огнестрельное оружие – два седельных пистолета.

Патроны гусары носили в лядунке, которая крепилась на перевязи через левое (при наличии карабина или мушкетона – через правое) плечо. В снаряжение гусара также входила плоская сумка – "ташка", украшенная галуном и вензелем и крепившаяся к портупее.

8. Оценивание групповых работ учащихся.

9. Заключительное слово учителя, домашнее задание.

Благодаря бессмертному творению художника О.А. Кипренского мы можем почувствовать дух того бурного времени и представить его героя Дениса Давыдова, воина, мечтателя, смельчака.

На следующем уроке мы продолжим подготовку к написанию сочинения по картине О.А Кипренского “Портрет Давыдова”. На черновиках напишите вступительную часть к сочинению.