Цели урока:
- Повторить знания о предложении, полученные в 3-м классе, воспроизвести алгоритм разбора предложения;
- Развитие речи, орфографической зоркости учащихся, развитие умения работать в группе: распределять работу, представлять результаты, уважать мнения товарищей;
- Воспитание любви к родной природе, умение видеть красоту русского языка.
Оборудование:
- учебник “Русский язык” 4 класса (С.В. Иванов, Кузнецова М.И.и др)
- опорные таблицы для алгоритма, (виды предложений по цели высказывания и интонации).
- Карточки, фантики или (конфеты) для работы в группе.
Ход урока
1. Организационный момент
Подготовка рабочего места.
Снятие психологического напряжения:
- Поздоровайтесь с нашими гостями. Успехов вам!
Запись числа в тетрадях.
2. Чистописание
Прочитайте высказывание Пифагора. Объясните её смысл.
Шутку, как соль, должно употреблять с уверенностью.
Запишите в тетради красиво, аккуратно, без ошибок, каллиграфически.
Игра «Орфографическое домино» (Приложение 1)
В группах. Каждой группе даётся домино. Вам нужно соотнести правило и орфограмму.
3. Мини-исследование.
- Как вы думаете, зачем я принесла фантики на урок?
- Какой у нас урок?
- Давайте проведём мини-исследование. Найти орфограммы в названиях конфет.
-Огни Москвы - Москва – город, столица России, сущ .,собствен., словарное слово, пишем с большой буквы.
Огни – (словарное слово пишем – о)
-Морские чудеса –( проверочное - море, чу-щу пиши с «у»)
Каждой группе даю (конфету) либо фантик от неё для орфографической работы
Золотая Нива – (проверочные слова - золотце, позолота)
4. Разминка
Игра “Да - нет”
- Если согласны с утверждением - хлопаем в ладоши. Если не согласны – топаем ногой.
- В русском языке 10 гласных звуков.
- Суффикс – это часть речи (часть слова)
- Глагол обозначает действие предмета.
- Доброта – это прилагательное (сущ.)
- В конце предложения всегда ставится точка.
- Сказуемое – главный член предложения.
- Существительное – часть слова (часть речи)
Фонетика и лексика – это синонимы ( науки о языке)
По ходу игры дети исправляют неверные утверждения.
5. Актуализация опорных знаний
а) повторение о членах предложения
На доске ромашка с названиями главных и второстепенных членов предложения на обратной стороне лепестка: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.
- Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:
- Что обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
- Как подчёркиваются?
- Какой частью речи выражено?
б) определение темы и задач урока
- Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложении
Будем упражняться в разборе простого предложения.
в) Знакомство с новым термином
- Как вы думаете, есть ли наука, изучающая предложение?
Синтаксис ( с греческого - построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.
- Что изучает синтаксис?
- Как переводится это слово с греческого языка?
6. Повторение о предложении
а) что мы знаем о предложении
Дети
- Предложение выражает законченную мысль.
- Слова в предложении связаны по смыслу.
- В предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.
- Предложения бывают простые и сложные.
- Назовите виды предложений по цели высказывания. ( повествовательные, вопросительные, побудительные)
- Назовите виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).
Физминутка
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
б) Игра “Парный выход”
Дети выбирают представителя от каждой группы для чтения предложений и сами оценивают выполнение задания.
Задание: прочитайте пары предложений с нужной интонацией, определите виды предложений по цели высказывания и интонации.
На доске:
Повеств. Вопросит. Побудит. |
На улице идёт дождь. Куда мы пойдём? Не трогайте гнездо. |
На улице идёт дождь! Куда мы пойдём?! Не трогайте гнездо! |
Задание:
- Запишите в тетрадь: 1 вариант – повествовательное, восклицательное предложение,
2 вариант – побудительное, невосклицательное.
- Подчеркните грамматическую основу предложений.
Проверка выполнения задания по вариантам
в) Повторение о распространённых и нераспространённых предложениях
Какие предложения называются распространёнными? Нераспространёнными?
Игра “Аукцион”
Задание:
- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных членов.
Выигрывает тот, кто сделает последнее добавление.
1 группа:
Опадают листья.
Осень, жёлтые
2. группа
Опадают листья
Осень, жёлтые, медленно.
3. группа
Опадают листья
Осень. жёлтые. медленно, багряные
Осенью опадают листья.
Осенью опадают жёлтые листья.
Осенью опадают жёлтые и багряные листья.
Осенью опадают жёлтые, лиловые и багряные листья.
г) Разбор предложения по алгоритму.
Коллективная работа.
- Запишем последнее предложение на доске, и выполним синтаксический разбор предложения.
- Для этого давайте ознакомимся с алгоритмом синтаксического разбора. (учебник стр. 57)
На доску вывешивается алгоритм:
Вид предложения по цели высказывания.
Вид предложения по интонации. Подчеркни грамматическую основу. Найди второстепенные члены предложения и определи распространённое или нераспространённое предложение. Укажи, есть ли однородные члены предложения. |
Осенью медленно опадают жёлтые, багряные листья. (повествовательное, невосклицательное, распространенное, с однородными второстепенными членами предложения).
7. Самостоятельная работа.
Учебник.стр.58. упр.4 –дифференцированно
8. Проверка выполненного задания.
9. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Что изучает синтаксис?
- Оцените свои знания по теме “Синтаксис”.
В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:
синий - я всё понял и усвоил;
желтый - знания нуждаются в повторении и закреплении;
красный - мне многое непонятно.
Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.
Литература:
- Журнал «Начальная школа» № 12 - 2008г., Л.А. Герасимова //Орфографическое домино.