Урок русского языка по теме "Синтаксический разбор предложения". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Повторить знания о предложении, полученные в 3-м классе, воспроизвести алгоритм разбора предложения;
  • Развитие речи, орфографической зоркости учащихся, развитие умения работать в группе: распределять работу, представлять результаты, уважать мнения товарищей;
  • Воспитание любви к родной природе, умение видеть красоту русского языка.

Оборудование:

  • учебник “Русский язык” 4 класса (С.В. Иванов, Кузнецова М.И.и др)
  • опорные таблицы для алгоритма, (виды предложений по цели высказывания и интонации).
  • Карточки, фантики или (конфеты) для работы в группе.

Ход урока

1. Организационный момент

Подготовка рабочего места.

Снятие психологического напряжения:

- Поздоровайтесь с нашими гостями. Успехов вам!

Запись числа в тетрадях.

2. Чистописание

Прочитайте высказывание Пифагора. Объясните её смысл.

Шутку, как соль, должно употреблять с уверенностью.

Запишите в тетради красиво, аккуратно, без ошибок, каллиграфически.

Игра «Орфографическое домино» (Приложение 1)

В группах. Каждой группе даётся домино. Вам нужно соотнести правило и орфограмму.

3. Мини-исследование.

- Как вы думаете, зачем я принесла фантики на урок?

- Какой у нас урок?

- Давайте проведём мини-исследование. Найти орфограммы в названиях конфет.

-Огни Москвы - Москва – город, столица России, сущ .,собствен., словарное слово, пишем с большой буквы.

Огни – (словарное слово пишем – о)

-Морские чудеса –( проверочное - море, чу-щу пиши с «у»)

Каждой группе даю (конфету) либо фантик от неё для орфографической работы

Золотая Нива – (проверочные слова - золотце, позолота)

4. Разминка

Игра “Да - нет”

- Если согласны с утверждением - хлопаем в ладоши. Если не согласны – топаем ногой.

- В русском языке 10 гласных звуков.

- Суффикс – это часть речи (часть слова)

- Глагол обозначает действие предмета.

- Доброта – это прилагательное (сущ.)

- В конце предложения всегда ставится точка.

- Сказуемое – главный член предложения.

- Существительное – часть слова (часть речи)

Фонетика и лексика – это синонимы ( науки о языке)

По ходу игры дети исправляют неверные утверждения.

5. Актуализация опорных знаний

а) повторение о членах предложения

На доске ромашка с названиями главных и второстепенных членов предложения на обратной стороне лепестка: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

- Выберите лепесток с названием и расскажите по плану:

  1. Что обозначает?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Как подчёркиваются?
  4. Какой частью речи выражено?

б) определение темы и задач урока

- Сегодня мы повторим всё, что знаем о предложении

Будем упражняться в разборе простого предложения.

в) Знакомство с новым термином

- Как вы думаете, есть ли наука, изучающая предложение?

Синтаксис ( с греческого - построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении.

- Что изучает синтаксис?

- Как переводится это слово с греческого языка?

6. Повторение о предложении

а) что мы знаем о предложении

Дети

- Предложение выражает законченную мысль.

- Слова в предложении связаны по смыслу.

- В предложении есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

- Предложения бывают простые и сложные.

- Назовите виды предложений по цели высказывания. ( повествовательные, вопросительные, побудительные)

- Назовите виды предложений по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Физминутка

Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!

б) Игра “Парный выход”

Дети выбирают представителя от каждой группы для чтения предложений и сами оценивают выполнение задания.

Задание: прочитайте пары предложений с нужной интонацией, определите виды предложений по цели высказывания и интонации.

На доске:

Повеств.
Вопросит.

Побудит.
  На улице идёт дождь.
Куда мы пойдём?
Не трогайте гнездо.
  На улице идёт дождь!
Куда мы пойдём?!
Не трогайте гнездо!

Задание:

- Запишите в тетрадь: 1 вариант – повествовательное, восклицательное предложение,

2 вариант – побудительное, невосклицательное.

- Подчеркните грамматическую основу предложений.

Проверка выполнения задания по вариантам

в) Повторение о распространённых и нераспространённых предложениях

Какие предложения называются распространёнными? Нераспространёнными?

Игра “Аукцион”

Задание:

- Добавьте к нераспространённому предложению как можно больше второстепенных членов.

Выигрывает тот, кто сделает последнее добавление.

1 группа:

Опадают листья.      

Осень, жёлтые

2. группа

Опадают листья

Осень, жёлтые, медленно.

3. группа

Опадают листья

Осень. жёлтые. медленно, багряные

Осенью опадают листья.

Осенью опадают жёлтые листья.

Осенью опадают жёлтые и багряные листья.

Осенью опадают жёлтые, лиловые и багряные листья.

г) Разбор предложения по алгоритму.

Коллективная работа.

- Запишем последнее предложение на доске, и выполним синтаксический разбор предложения.

- Для этого давайте ознакомимся с алгоритмом синтаксического разбора. (учебник стр. 57)

На доску вывешивается алгоритм:

Вид предложения по цели высказывания.

Вид предложения по интонации.

Подчеркни грамматическую основу.

Найди второстепенные члены предложения и определи распространённое или нераспространённое предложение.

Укажи, есть ли однородные члены предложения.

Осенью медленно опадают жёлтые, багряные листья. (повествовательное, невосклицательное, распространенное, с однородными второстепенными членами предложения).

7. Самостоятельная работа.

Учебник.стр.58. упр.4 –дифференцированно

8. Проверка выполненного задания.

9. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Что изучает синтаксис?

- Оцените свои знания по теме “Синтаксис”.

В тетради на полях нарисуйте цветной кружок:

синий - я всё понял и усвоил;

желтый - знания нуждаются в повторении и закреплении;

красный - мне многое непонятно.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся.

Литература:

  1. Журнал «Начальная школа» № 12 - 2008г., Л.А. Герасимова //Орфографическое домино.