Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока (слово учителя).
- Юг Башкортостана: отроги Уральских гор и пойменные равнины Белой и Нугуша, подступающие с Оренбуржья степи и богатые леса, - это наш Мелеузовский край.
Я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее Мелеузовского района. Путеществуя по нашему селу Воскресенское, вы убедитесь, какая это важная часть речи - числительное, ведь задача нашего урока - повторить всё, что мы о нём знаем (а знаем мы много). Ещё мы должны проверить, умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли употребляете их с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.
Задание 1. Синтаксическая пятиминутка.
Местная промышленность ведёт свою историю с восемнадцатого века.
- Произведите синтаксический разбор предложения.
- Есть ли в предложении числительные? Сделайте его морфологический разбор.
Задание 2. Рассказать о числительном как о части речи. Класс готовит рецензию на ответ, дополняет.
Задание 3. Работа с текстом (текст спроецирован на экран с помощью мультимедийного проектора).
Село Воскресенское возникло вместе с построением медеплавильного завода в 1745 году. Завод имел 7 медеплавильных печей, 2 молота, 3 горна. При заводе состояло 138 отведённых рудников. В год выплавляли меди 10625 пудов.
- Прочитайте текст, правильно выговаривая окончания числительных. Определите их разряд.
Задание 4. Рассказать о числительных, обозначающих целые числа. (Класс уточняет, дополняет.) Найдите такие числительные в отрывке (отрывки лежат у каждого ученика на парте).
В годы Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва Воскресенский завод до начала марта 1774 года являлся арсеналом повстанческой армии. Завод ещё 12 октября 1773 года был захвачен пугачёвцами. За пять месяцев повстанческого правления было изготовлено 15 пушек.
- Докажите, что это текст.
Слово учителя: Всё это врямя мы говорили об истории Воскресенского медеплавильного завода, а сейчас перенесёмся в настоящее.
Задание 5. Рассказать о дробных числительных. Найти их в тексте на экране.
Мелеуз - город-труженик. 85,5% населения занято в сфере материального производства. 6,9% - в просвещении, культуре, 5% - в здравоохранении. 3/4 населения Мелеуза - постоянные читатели библиотек.
- Устно просклоняйте числительное 3/4.
.Задание 6. Расскажите о собирательных числительных. Прочитайте предложения на экране.
Найдите речевые ошибки, исправьте их.
1) В Мелеузе работает двое кинотеатров.
2) Обеих братьев приняли в спортивный комплекс "Толпар".
3) Трое ученических бригад приняли участие в субботнике.
Задание 7. Расскажите о порядковых числительных.
Учитель читает предложение:
В 2007 году город торжественно отметил 450-летний юбилей добровольного присоединения Башкортостана к России.
- Найдите порядковое числительное, запишите его словами, объясните орфограммы.
3. Подведение итогов урока.
4. Домашнее задание: подготовить для соседа по парте словарный диктант по теме "Правописание числительных".