Правописание приставок на З и С

Разделы: Русский язык


Цель: признание ученика основным субъектом процесса обучения.

Задачи:

  • организовать активную деятельность учащихся не только при ознакомлении с алгоритмом и освоении его в процессе решения задач, но и по ходу регулярного тренинга связной письменной речи;
  • развивать словесно-логическое мышление, способствовать осознанному овладению родным языком;
  • прививать интерес к изучению родного края.

Форма проведения:

  • Индивидуальная
  • Ученик-ученик
  • Учитель-ученик
  • Игровая
  • Учитель-класс

Оборудование: Книга алгоритмов “Русский язык в 5 классе” Ю.А.Поташкина

Ход урока

Вступительное слово учителя, которое настроит ребят на рабочую обстановку:

Сегодня все будет хорошо.
Мы будем предельно внимательны.
Мы можем быть добрыми, приветливыми и терпеливыми.
Мы успеем сделать все!

I. Проверка домашнего задания (различные виды разборов)

Например: фонетический разбор слова

Тебя те/бя

Т – [ Т’ ] – глух.,
Е – [ Иэ]
Б – [ Б’] – звонк.,
Я – [ А ]
---------------
4 б.– 4 зв.

II. Разминка

1) Скандирование и работа с этими словами:

Гра\мма\ти\ка, ди\ску\сси\я, ди\сци\пли\на, и\ллю\стра\ци\я

a) На доске желающий ученик записывает слова: дискуссия, иллюстрация… (класс проверяет)
б) Назовите слово, где букв больше, чем звуков (грамматика)
в) Работа со словарем: лексическое значение слова дисциплина заранее готовил ученик дома.

2) Поставьте слово в начальную форму:

напишет – что сделает? что сделать? – написать
провожает – что делает? что делать? – провожать
держит – что делает? что делать? – держать ( сразу вспоминают, что это из 11 глаголов – исключений)
вечен – каков? какой? – вечный
золотые – какие? какой? – золотой
с ней – с кем? кто? – он

3) Разведи по значению:

примерить платье – примирять товарищей.

4) “Диагностика” на слух (назвать орфограмму в слове):

а) растение, прекрасный, мальчонка, цыкнуть
б) Игра: “Третий лишний”:
    Чушь, плющ, сушь

5) Синтаксическая разминка: указать, чем осложнены предложения под буквами а – в; дать характеристику предложению по буквой г, построить его схему.

а) Молчи, Федька, дед Матвей говорить будет.
б) Конечно, Коле было приятно слушать комплименты.
в) Ни на кого не глядя, Колька пошел к двери.
г) Когда луна расплылась по небу, а волны издавали протяжный вой, ребята медленно двигались к дому.

III. Новый материал

1) Слово учителя для создания эвристической беседы:

– Ребята, в этом предложении я встретила слова, в правописании которых сомневаюсь. Прошу вас помочь мне. Вот эти слова:

Расплылась и издавали

– Какая проблема существует в написании этих слов?
– В какой части слова я сомневаюсь?
– Как мы можем записать тему нашего урока?

Запишем тему нашего урока: “Правописание приставок на З и С”

– Какую цель мы поставим перед собой? (освоить алгоритм “Правописание приставок на З и С”)

2) Работа с алгоритмом:

– Откройте алгоритм учебника на стр.57. “ Русский язык в 5 классе Ю.А.Поташкина”
– Вы поставили такой диагноз предложенным словам?
– Сколько вопросов содержит алгоритм? (3)
– Какие смысловые приставки вы уже знаете?
– Приставки на З/С смысловые?
– Перед звонкими или нет?
– Все ли слова имеют приставки З\С?

Решение задачи на правописание слова РА З//С ПЛЫЛАСЬ:

– Смысловая приставка?
– Нет.
– На З//С ?
– Да.
– Перед звонким согласным?
– Нет. Следовательно, пишем С в приставке РАС.

IV. Физкультминутка

Речовка на Ь знак

В Батальоне пьют бульон,
Мчит в каньоне почтальон,
В павильоне компаньон
Вам вручает медальон.
В парикмахерской шиньон
Поменяли на лосьон,
А соленый шампиньон
В мягкий знак, как все, влюблен.

V. Этап первичной проверки усвоенного материала

а) Решение задач:

Мальчишки раз//сдвигали кусты и пробирались вперед.

1) смысл., на З//С: перед звон. = раздвигались;
    Немцами был из//сдан приказ.

2) смысл., на З//С: перед звон. = издан;
    Детей везли в село Иволжино, ближе других рас//зположенное от Беловодовского лесничества.

3) смысл., на З//С: перед звон.= расположенное;
    Ребята Раз//с терялись.

4) смысл., на З//С: перед звон. = растерялись;
    Все раз//сположились за столом.

5) смысл., на З//С: перед звон. = расположились;
    Мы из//сбегали этой встречи.

6) смысл., на З//С: перед звон.= избегали;
    Везде были раз//сбитые стекла.

7) смысл., на З//С: перед звон.= разбитые.

VI. Мини-диктант

Рассмеялся и дед Матвей. “Разговорчивый мальчонка”,– сказал он.

а) самопроверка.

VII. Инструктаж домашнего задания

Таблица №57
Решение задач на правописание приставок на стр.119.1
Разборы в предложении на стр.26.118

VIII. Этап рефлексии