Цель урока. Обобщение и систематизация знаний имени числительного и нумерационной системы счисления.
Задачи урока.
- Создать условия для развития познавательной деятельности.
- Способствовать:
– грамотному усвоению имени числительного;
– формированию практических математических умений и знаний.
- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при совмещении знаний по двум предметам.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка проблемы.
– Заспорили два школьных приятеля, какой предмет важнее – математика или русский язык? “Миром управляют числа. Поэтому математика – самая важная наука”, – утверждает один из них. “А язык мой – друг мой. Так что русский язык главнее математики”, – отвечает другой. Ребята, а вы как считаете?
(Дети высказывают мнения, отстаивая свои позиции).
Обобщающее слово учителя.
– Математика и русский язык как учебные предметы различны не только по названию, но и по содержанию. Аргументы обоих спорящих приятелей, которые вы поддержали, справедливы. Если говорить о жизни вообще, как о существовании вселенной, то математика и русский язык наряду с другими науками составляют целостную систему окружающей нас действительности. Поэтому однозначно ответить на вопрос что важнее нельзя. Как сказал М.В.Ломоносов: “Все науки в грамматике нужды имеют”. Вот и мы с вами сегодня на уроке проверим можно ли в математике обойтись без знаний русского языка.
II. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.
1. Исследовательская беседа.
– Как называются символы для обозначения результатов счета? ( Цифры)
– Продолжите фразу: “Цифры составляют …” (Число)
– Составьте слово
ЧИСЛО – О + И + ТЕЛО – О + Ь + НОС – С + Е (Числительное)
– Найдите “лишнее слово”: РАЗРЯД, НУМЕРАЦИЯ, СЧЕТ, РУЧКА, ЧИСЛО.
(Ручка)
– Из оставшихся слов выделите одно, которое объединяет три других слова. Ответ обоснуйте. (Нумерация)
– Проверьте – подходят ли по смыслу слова числительное и нумерация?
– Где изучается числительное?
– Где изучается нумерация?
– Можем ли мы объединить эти две темы в одну? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока.
– Итак, тема нашего урока “Имя числительное в теме “Нумерация”.
2. Поиск решения проблемы
– Можете ли вы сказать про себя так, как сказал С.Данилов:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому что я владею
Русским всеохватным языком.
– Итак, большинство из вас сказали “нет”. Ну а стремиться к этому нужно! Поэтому сегодня на уроке мы повторим правописание числительных и их употребление в речи на основе знаний нумерационной системы счисления.
– Перечислите те действия, которые приведут нас к достижению цели.
(Заслушиваются ответы детей).
Обобщающее слово учителя.
– Молодцы дети! Вы сумели объединить свои учебные действия по двум предметам и выделить главное: знать правила правописания числительных и правильно употреблять их в речи; знать состав чисел, уметь их правильно читать и записывать.
– Какой учебный материал поможет в овладении необходимыми знаниями и умениями? (Тренировочные упражнения)
– К кому при необходимости каждый из вас может обратиться за помощью?
(К учителю, товарищу).
III. Воспроизведение знаний учащихся.
1.Теоретическая разминка.
– Хлопни, если услышишь числительное. Топни, если услышишь другую часть речи
Пять, сороконожка, утроить, восьмиэтажный, девятый, двоечник, пятачок, сто, одноклассник, пятидесятый.
2. Игра “Веришь ли ты?”
– 8 дес. 1 ед. = 810 (Нет)
– 5 сот. 4 дес. = 504 (Нет)
– 7 ед. тыс. 2 сот. 6 дес. 3 ед. = 7263 (Да)
– 1 миллион = 1000 тысяч (Да)
– В числе 537846 в шестом разряде стоит цифра 5? (Да)
– Двадцать пять десятков тысяч это число – 250? (Нет)
– В числе 708200 нет пятого разряда? (Нет)
– 70000 + 300 + 5 = 70305 (Да)
– 900000 + 4000 + 1 = 94001 (Нет)
– 96696 меньше 969666 (Да)
3. Обобщение.
– Какие действия вы использовали при выполнении этих заданий?
– Какие правила?
IV. Комплексное применение знаний, умений. Тренировочные упражнения.
1.Фронтальная работа с классом.
– Прочитайте веселое стихотворение “ Тысяча покупок”. (Приложение 1)
– Правильно ли названо это стихотворение? Как это определить?
(Сосчитать общее количество покупок.)
-Выпишите числительные вместе с существительными и сосчитайте.
(Дети выполняют указания и дают ответ.)
2. Диктант. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
– Запишите, пожалуйста, числительные, полученные в результате следующих вычислений.
– Найти сумму чисел 52 и 38. (Девяносто)
– Продолжи ряд чисел 198, 199, … (Двести)
– Запиши число, в котором три сотни. (Триста)
– Укажи число, которое получится, если 700 уменьшить на 300.
(Четыреста)
– Сколько десятков в числе 600? (Шестьдесят)
– Сколько единиц в числе 15? (Пятнадцать)
– Сколько получится, если из тысячи вычесть 10? (Девятьсот)
– Какое число больше числа 499 на 1? (Пятьсот)
3. Проверка.
– Сравни свои результаты с записями на доске. (Дети осуществляют совместную проверку задания).
4. ФЗМ.
Учитель показывает несколько пальцев. В классе должно встать столько учеников, сколько показывает учитель пальцев. Каждому ученику нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше и он сам стоит, то непременно сесть.
5. Работа в парах. Дети работают самостоятельно по карточкам. Карточки раздаются с учетом способностей детей и их темпом работы.
– Ребята, в следующем задании вы должны будете расшифровать слово и вспомнить пословицу с полученным числительным. (Приложение 2).
6. Проверка.
– Давайте послушаем, какие пословицы получились у вас. А также объясните смысл этих пословиц.
– За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
– Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
– Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
– Один с сошкой, а семеро с ложкой.
– Семеро одного не ждут.
-Раз, два и обчелся.
7. Фронтальная работа с классом.
– “Сочини” загадку – таково следующее задание. Выполнив математическое задание, впишите полученное числительное в загадку.
-(245800 – 245700) одежек и все без застежек. (Капуста).
– (699 + 1) ворот, да (100000 – 99999) выход. (Невод).
– Выходили (30012 – 30000) молодцев, выносили (2552 – 2500) сокола, выпускали (300 + 60 +5) лебедей. (Месяцы, недели, дни).
8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
– А теперь запишите, пожалуйста, в тетрадях числительные с существительными, которые вы запомнили из загадок.
9.ФЗМ. (Приложение 3)
– Вставляя слова в нужной форме, выполняйте соответствующие упражнения.
10. Самостоятельная работа.
– Применяя правило согласования числительных с существительными, составьте словосочетания.
11 (ученики), 90 (машины), 457 (метры), 365 (дни),
!00 (килограммы), 24 (час)
11. Проверка.
– Какие словосочетания можно заменить одним словом чаще всего употребляемым в речи при обозначении этого понятия
365 дней – год; 100 килограммов – 1 центнер; 24 часа – 1 сутки.
V. Домашнее задание.
(Приложение 4). Дети слушают комментарии учителя, уточняют, задают вопросы.
VI. Итог урока.
1. Рефлексия. Дети отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке в соответствии с поставленной целью и способами учебных действий.
– Что нового ты узнал на уроке?
-Есть ли ошибки, которых ты мог избежать? Что для этого нужно сделать?
– Доволен ли ты результатом своей работы на уроке?
– Кому из товарищей вы можете сказать “спасибо” за работу на уроке?
– Кому дадите советы, и какие?
2. Выставление оценок. Обобщающий комментарий учителя. Дети могут принять участие в обсуждении оценок.
3. Обобщение.
– Ребята, какую проблему мы пытались решить сегодня на уроке?
(Что важнее – математика или русский язык?)
– Опишите те ситуации, в которых вы использовали знания русского языка и математики.
– О важности математики и русского языка говорили многие ученые. И их высказывания вполне убедительны.
“Высшее назначение математики состоит в том, чтобы находить скрытый порядок в хаосе, который нас окружает”. Винер Н.
“Математика. Ее понятия, представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие науки”. Соболев С.Л.
“Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий”. Белинский В.Г.
– Ребята, а какой вывод вы сделаете в конце урока?
– Без грамматики не выучишь и математики!
– Всем спасибо за урок!