Цели:
- образовательная: повторить и систематизировать сведения о постановке знаков препинания в сложносочиненном предложении;
- развивающая: развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, умение работать в парах;
- воспитательная: воспитание эстетического отношения к родному слову.
Задачи:
- создать условия для повторения знаний пунктуации в сложносочиненном предложении перед сочинительными союзами, используя элементы исследования;
- формировать умение применять теоретические знания при работе с текстом;
- анализировать предложения с точки зрения смысловых и синтаксических соотношений их частей;
- отработать навыки правописания гласных в суффиксах причастий и деепричастий.
Ход урока
1. Словарно-орфографическая работа.
Словарно-орфографическую работу предлагаю выполнить по вариантам. Учащиеся должны записать слова, вставить пропущенные буквы, указать условие выбора орфограммы.
В1. Выписать действительные и страдательные причастия настоящего времени, указать в суффиксах гласные буквы.
В2. Выписать страдательные причастия прошедшего времени, указать в них гласную перед НН.
В3. Выписать действительные причастия прошедшего времени, деепричастия, указать гласные в суффиксах.
Во время написания слов три ученика сильной группы составляют на доске алгоритм правописания гласных в суффиксах причастий и деепричастий.
Первый ученик - гласные буквы в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени. Второй- гласные буквы в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Третий- гласные буквы в суффиксах действительных причастий прошедшего времени, деепричастиях.
Пен..щиеся потоки, стел..щийся туман, жал..щая оса, зате..в ремонт, караул..вший , выбел..нная ткань, увид..в поздно, знач..мый вопрос, скле..нный прочно,зала..в в ответ, помеш..нный на фантастике, замасл..нный фартук, недовеш..нный товар.
После анализа орфографического диктанта учащиеся, составляющие алгоритмы, комментируют их. Таким образом, ученики еще раз закрепили написание гласных в суффиксах причастий и деепричастий.
2. Работа по основной теме урока. Анализ предложений.
(Для анализа выбраны сложные синтаксические конструкции с различными видами связи грамматических основ. Цель такой работы – отработка постановки знаков препинания перед сочинительными союзами)
Слово учителя. В 9-м классе мы изучали сложносочиненное предложение. Вспомните, какое предложение называется сложносочиненным? Чем присоединяются части в сложносочиненном предложении? Какие знаки препинания применяются для разделения частей в сложносочиненном предложении? У вас на столах лист с таблицей и пронумерованные предложения, запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, номера предложений в соответствующие колонки, при этом указывая смысловые отношения между частями сложного предложения.
1. Надзиратель рукавицу сжал а Шухова внутри сжало. 2. Топлива не было положено и спрашивать о нем не приходилось. 3. Все лицо его облегали густые черные волосы почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые черные так что рот был виден едва и непрерывные бакены черные едва выказывая уши поднимались к черным космам свисавшим с темени и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. 4. Но право ему (фельдшеру)было дано освободить утром только двух человек- и двух он уже освободил и под зеленоватым стеклом на столе записаны были два человека и подведена черта.
запятая |
тире |
точка с запятой |
не ставится запятая |
1. противопоставление |
2. во второй части предложения содержится неожиданное присоединение |
3. части предложений распространены |
4. между третьей и четвертой грамматической основой нет запятой, т.к.есть общий второстепенный член предложения «под зеленоватым сукном» |
Вывод: какие знаки препинания применяются для разделения частей в сложносочиненном предложении? Какова их функция в тексте?
(А.И.Солженицын использует экспрессивный синтаксис, в частности краткие, «рубленые» фразы, насыщает текст синтаксическими повторами. В рассказе «Один день Ивана Денисовича» использован прием «несобственно-прямая речь», что помогает автору глубже раскрыть индивидуальность героя, трагичность его судьбы. Часто встречаются в его произведениях просторечия, диалектные слова, жаргонизмы, что делает речь героев яркой, подчеркивает самобытность, народность их характеров.)
3. Закрепление изученного материала. (Тренировочные упражнения даю по вариантам, используя дифференцированный подход в выборе заданий)
«Сильная» группа- Упражнение №474 (Русский язык: Учебник для 10-11классов общеобразоват. учреждений/Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин.. М.: «Русское слово», 2007) выпишите те предложения, где возможно заменить запятую точкой запятой.
«Средняя» группа - тест:
Какой вариант ответа показывает правильную расстановку знаков препинания?
Волчица осторожно (1) чуть дыша (2) и (3) забирая всё в сторону (4) обогнала тёмное пятно, оглянулась на него и убежала.
- 1, 2, 3, 4
- 1, 4
- 1, 2, 4
- 1, 3, 4
Прочитав этот рассказ Марины Цветаевой, со стыдом убеждаешься (1) как мало мы знаем своих выдающихся людей (2) и как мы (3) по справедливому упрёку Пушкина (4) «ленивы и нелюбопытны».
- 1, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
- 1
- 1, 2
«Слабая» группа - тест
Укажите номера предложений, где нужно поставить одну запятую.
- Были и осень и лето дождливы.
- Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.
- Желтым и красным огнём полыхают вязы и клёны в городском саду.
- Божьи коровки обращают на себя внимание как своеобразной формой своего тела так и яркой окраской блестящих надкрылий.
- У вас нет ни робости ни жалости ни фантазии.
- Неправдой свет пройдёшь да назад не воротишься.
4. Подведение итогов урока.
5.1. Домашнее задание (на выбор):
а) выписать примеры из художественной литературы на постановку знаков препинания перед союзом И в простом и сложном предложении(от 5 до 10);
б) упражнение № 472.
2. Прочитать теоретический материал в учебнике.
Литература
- Русский язык: Учебник для 10-11классов общеобразоват. Учреждений / Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. М.: «Русское слово», 2007.
- А.И.Солженицын. Малое собрание сочинений, том 3. М.: ИНКОМ НВ,1991. С. 83, 120, 128.