Урок риторики в 5-м классе по теме "Комплимент"

Разделы: Русский язык


Нашим детям предстоит жить в сложном и противоречивом мире. С одной стороны, это мир новейших достижений в области техники, мир открытых границ и больших возможностей для развития человека. С другой стороны, это мир, в котором люди мало общаются, одиноки, живут бедной духовной жизнью. Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Риторика формирует позитивное отношение к личности, учит избегать стрессовых ситуаций. Риторика готовит детей к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Таким образом, урок риторики – это урок жизни, а не только час в расписании.

Цели:

  1. повторить понятие «комплимент»;
  2. научить отличать комплименты от льстивых слов;
  3. сформировать умение использовать комплименты в речи;
  4. воспитывать чуткое отношение к людям, чувство благодарности, вежливость.

Оборудование:

  • интерактивная доска, планшет;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация (Приложение 1);
  • элементы костюмов петуха и кукушки;
  • плащ ритора;
  • сигнальные карточки для рефлексии;
  • палитра-рефлексия;
  • учебник «Школьная риторика» для 5 класса под ред. Т.А. Ладыженской;
  • листы с кроссвордом (Приложение 2).
Ход урока Комментарии
I. Оргмомент
II. Разминка
Учитель:
Сокровищница слов накоплена веками.
Используйте ее – жизнь станет веселей!
Умейте сочинять и сотворять словами
Все то, чем можно радовать друзей.
Слайд 1
Смысл этих упражнений – сделать более подвижными речевые механизмы, управляющие интонацией, приучить детей к быстрой смене темпа, тона, громкости, что так важно в речевом общении.
Этот поэтический этюд появился у меня при подготовке к уроку. Я решила взять его для разминки.
Задание:
· Произнесите отрывок тихо, а потом громче, еще громче и совсем громко.
· Произнесите медленно, растягивая слова, а затем быстрее набирая темп.
Сядьте ровно. Подбородок с туловищем составляет прямой угол. Руки свободно лежат на столе. Ноги с полом составляют прямой угол.
Продолжаем разминку. (Звучит отрывок из песни Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»). Презентация используется при работе с интерактивной доской.
Учитель: Какие чувства автор хотел передать слушателям? Пока вы раздумываете над этим вопросом, я дам задание творческой группе «Театр-экспромт».
Учитель:
– Проверяем. Какие слова вы подобрали? Возьмем слова из этой песни в качестве девиза: «Давайте говорить друг другу комплименты» (бегущая строка).
Слайд 2. Бегущая строка со словами из песни Б.Окуджавы
– Теперь займемся интонированием текста. Расставьте логические ударения и паузы в тексте, записанном на интерактивной доске.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться,
Давайте говорить друг другу комплименты
Ведь это все любви счастливые моменты.

– Учитывая проделанную работу, прочтите текст выразительно (по цепочке).
– К чему нас призывает автор?
– Да, мы должны говорить комплименты, замечать друг в друге побольше хороших качеств.
Слайд 3. С помощью планшета и карандаша проставляются паузы, определяется громкость и скорость звучания строк.
III. Объяснение нового материала.
Учитель:
– Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Комплимент».
– Что является комплиментом? Подберите синонимы к этому слову (с помощью ширмы открываются синонимы на интерактивной доске).
Слайд 4
– Какие комплименты чаще всего слышим?
– С какой целью люди говорят комплименты? (на доске отвечающие поочередно отодвигают картинки и видят цели комплиментов).
· поддержать в трудную минуту;
· показать свое отношение;
· поднять настроение;
· сделать приятное.
– Обобщим сказанное и дадим определение этому понятию. Комплимент – это…
– Создадим вторую творческую группу «Полезный совет». Ребята попробуют составить рекомендации: «Как нужно говорить комплименты».
Слайд 5-6
На данном уроке новые сведения вводятся с использованием диалогической разновидности объяснительной речи. Учащиеся знакомятся с диалогом Риторика и его друзей, в котором они рассуждают о комплиментах. При этом важно актуализировать имеющиеся точки опоры и вызвать интерес учеников.
Риторический глоссарий.
Учитель:
– В русском языке есть два прилагательных: лестный и льстивый. А есть слова лестные и слова льстивые. Чем они отличаются? (на интерактивной доске ввести заметку)

– Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корысти. Льстивые слова – лицемерная похвала. Лестные слова – это и приятные, и правдивые слова. Вот вам синоним к слову комплимент.
На данном уроке обязательным моментом является словарная работа, которая носит название «риторический глоссарий». Вводятся новые термины, определяется их лексическое значение, указываются варианты сочетаемостных возможностей.
Слайд 7
IV. Закрепление материала
Театр-экспромт.
Учитель:
– Вспомните, в каких литературных произведениях герои делают комплименты. Остановимся на басне И.А.Крылова «Кукушка и петух». Творческая группа «Театр-экспромт» сейчас представит на ваш суд инсценирование басни. Слушайте внимательно, чтобы оценить игру актеров.
К: – Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!
П: – А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!
К: – Тебя, мой куманек, век слушать я готова.
П: – А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова.
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, – что твой соловей!
К: - Спасибо, кум, зато по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички.
Учитель:
– За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?
Дети: - За то, что хвалит он кукушку.
Учитель:
– Сделайте комплимент нашим актерам.
– А как можно ответить на комплимент?
– Как вы думаете, слова Петуха правдивые?
– Вы правы. Это не комплимент, а скорее всего лесть.
Инсценирование направлено на формирование языковой личности учащегося, способного показать с помощью вербальных и невербальных средств свое понимание текста.

Слайд 8
Полезный совет.
Учитель: - Творческая группа «Полезный совет» подготовила рекомендации «Как нужно делать комплименты».
Ответы детей:
КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ
1. Улыбаться.
2. Не смеяться.
3. Смотреть в глаза.
4. Говорить с восхищением.
5. Подбирать определенные слова.
6. Не опасаться высокопарных слов.
Учитель:
– А вот какие правила предлагаю вам я (ответ на слайде).
При выполнении данного задания гимназисты, объединенные в творческой группе «Полезный совет», учатся применять полученные теоретические знания о комплименте на практике, составляя памятку.
Слайд 9
Работа с УРС (учебно-речевыми ситуациями).
Учитель:
– Эти правила подходят для всех видов комплиментов. А какие виды вы знаете?
– Комплименты бывают:

Учитель:
– Чтобы понять, как они используются на практике, выполним упражнения.
– Откройте учебник «Риторика» для 5 класса (II часть) на 56-ой странице. Из упражнения № 43 первый и второй ряд возьмите I-ый и II-ой отрывки соответственно. Третий ряд открывает первую часть учебника на стр.14. В № 11 3 поэтических отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Задание для всех одинаковое: Прочтите, найдите комплимент, определите его вид. Работайте.
– Проверим, как вы справились.
При выполнении этих упражнений используются импровизационные задания, стимулирующие развитие воображения, фантазию учащихся.
Учитель:
– Чтобы лучше усвоить теорию, нужно проверить ее на практике. Разыграйте сценки, в которых вы говорите собеседнику комплимент:
1. Вы встречаете друга после летних каникул.
2. Благодарите маму за вкусный обед.
3. Просите сестру помочь с домашним заданием.
– Не забывайте пользоваться памяткой «Как нужно делать комплименты». Работайте в парах.
После проведения импровизационных упражнений целесообразно использовать схему анализа речевого поведения гимназистов:

5 «П»
Правильно?
Полно?
Последовательно?
Поэтично?
Понравилось?
V. Обобщение.
Учитель:
– Обобщим пройденный материал в решении кроссворда по теме «Комплимент».

1. «Давайте говорить друг другу комплименты,
Ведь это все любви счастливые моменты».
Кто автор этих строк? (Б.Окуджава)
2. Когда я комплимент дарю, ты говоришь: «….»? (Благодарю)
3. Как ответить комплиментом на комплимент, используя всего одно слово? (Взаимно)
4. Приведите синоним к слову «комплимент». (Похвала)
5. У комплимента и антоним есть,
Ведь все мы знаем слово «…». (Лесть)
6. «Какие перушки, какой носок,
И верно ангельский быть должен голосок».
Кто говорит эти льстивые слова? (Лисица)
7. Я, не скрывая волненья,
Комплиментом выражаю свое …? (Мнение)
8. Когда друга ты встречаешь, комплимент ему вручаешь.
Какой вид комплимента используешь? (Приветствие)
9. Какое качество важнее всех, когда говоришь комплименты? (Искренность)
10. На каком уроке вы изучаете, как говорить комплименты? (Риторика)
Кроссворд помогает проверить усвоение материала, стимулирует познавательную активность учащихся.
Слайд 10
VI. Рефлексия.
Учитель:
– У вас на столах краски трех цветов. Оцените свою работу на уроке:
красный – я доволен;
зеленый – можно лучше;
синий – Я не работал.
Данный этап урока важен, так как благодаря ему учитель может проанализировать как деятельность учащихся на уроке, так достоинства и недостатки самого урока.
VII. Итог урока.
Учитель:
– Весь урок вы пробовали говорить комплименты. В конце я хочу сделать комплимент вам:
Путь творчества прекрасно бесконечен,
В нем место есть для каждого из нас.
Желаю вам удачи и говорю: «До встречи!»
Спасибо за урок. Вы показали класс!