Обобщение и повторение изученного по теме "Словосочетание". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Тип урока – комбинированный (предусматривается деление на группы)

Цель: уметь находить в тексте словосочетания, знать виды связи слов в словосочетании, правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования, использовать в речи художественные выразительные средства – эпитеты, метафоры, олицетворения.

Слово учителя: На предыдущих уроках мы не раз обращались к таким разделам как “Лексика” и “Синтаксис”. Вы прекрасно знаете, что основной значимой единицей языка является слово. В домашней работе к этому уроку вы составляли словарные диктовки на определённые орфограммы. Наш урок мы и начнём с такой словарной диктовки, слова которой объединены темой “Осень” (проводится словарный диктант).

Словарный диктант:

Осенний, октябрьский, листопад, золотистый, разлететься, аромат, бескрайний, дождь, поникнуть, лесочек, перелётные, ранняя, заморозки, резкий, погода, пренеприятная, аллея, чудесный, прибрежный, прелестный, звёздный, природа, ненастная, ураганный, разноцветный, смолистый, собирать, темнеющий, рассеянная, распаханное.

Норма оценок:

  • “5” - 0 ош.
  • “4” -1-2 ош.
  • “3” - 3-4 ош.
  • Без оценки - 5-7 ош.

Подведение промежуточного итога:

  • учащиеся поднимают руки у кого “5” (учитель подсчитывает результаты работы),
  • “4”, “3”, сколько учащихся не получили оценки.

Учитель: Слова образуются в словосочетания, но по своим определённым правилам. Ответьте на такие вопросы:

  • Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?
  • Что мы называем словосочетанием?
  • Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.
  • Какие способы подчинительной связи вы знаете? Приведите примеры. Словосочетания образуют предложения. Перед вами карточки с 6-тью предложениями. Выразительно прочитайте их. Как вы заметили, все предложения объединены темой “Золотая осень”. В каждом из них - целая картина! Достигается это благодаря использованию поэтами различных выразительных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений. Вспомните и назовите, что мы называем эпитетом, метафорой, олицетворением? Учащиеся называют их.
  1. Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой, засучил рукава и немедля взялся за работу. (А.Прокофьев)
  2. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
  3. Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин)
  4. Через пальцы ивняка льётся чутко и пугливо жёлтолистая река. (М.Исаковский)
  5. Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов. (М.Исаковский)
  6. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)

Рассмотрим подробнее 4-е предложение. Почему, по-вашему, поэт выбирает слова пугливо, чутко? Чего боится жёлтолистая река? Как вы думаете, если бы в 3-ем предложении не было словосочетания жёлтою резьбой, догадались бы вы о том, что речь идёт об осени? С какой целью поэты, писатели используют в своих произведениях эпитеты, метафоры, олицетворения? Каковы эти предложения по цели высказывания? По интонации? Каковы по наличию грамматических основ?

Итак, с помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами. Предложения характеризуются интонационной и смысловой законченностью, т. е. представляют собой отдельные высказывания. Давайте попробуем составить таблицу, в которой перечислим отличия предложения от словосочетания.

Предложение Словосочетание
1. Служит для сообщения, вопроса или для побуждения;

Может быть восклицательным.

1. Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков.
2. Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. 2. Состоит из главного и зависимого слова.
3. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью.  

Вспомните, какие способы подчинительной связи вы знаете? Это характерно как для словосочетаний, так и для предложений. А вот в предложении, помимо подчинительной связи, бывает сочинительная связь. Если между словами устанавливается сочинительная связь, то такое сочетание слов не является словосочетанием.

Задание: Найти в предложенном предложении сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.

Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. (И.Бунин.)

Следующее задание - это цифровой диктант.

В цифровой ряд записать только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания.

1. лист берёзы 11. погожий день
2. верхушками деревьев 12. улетают птицы
3. иглы сосны 13. незнакомое растение
4. растущих посреди поляны 14. утренний туман
5. серые тучи 15. температура воздуха
6. ель и сосна 16. орехи и шишки
7. пробирался ёж 17. появляются грибы
8. осень проснётся 18. русская природа
9. ожидаются в сентябре 19. солнце поднялось
10. ранние заморозки 20. мир прекрасен

Норма оценок:

  • 12 правильных ответов - “5”
  • 11-10 - “4”
  • 9-8 - “3”
  • 7 и менее - без оценки

Ваша следующая задача, используя выразительные художественные средства, написать сочинение - миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!”

Подведение итогов урока.

Примечание: сочинение-миниатюра оценивается отдельно.

Каждый учащийся оценивал свою работу и отмечал результат в “Оценочном листе”. Вторую оценку выставлял ему старший группы.

Оценочный лист

Ф.И. Диктант 1 2 3 4 5 Цифровой диктант 6 Итоговая оценка
               
               
               

Домашнее задание.