Тип урока – комбинированный (предусматривается деление на группы)
Цель: уметь находить в тексте словосочетания, знать виды связи слов в словосочетании, правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования, использовать в речи художественные выразительные средства – эпитеты, метафоры, олицетворения.
Слово учителя: На предыдущих уроках мы не раз обращались к таким разделам как “Лексика” и “Синтаксис”. Вы прекрасно знаете, что основной значимой единицей языка является слово. В домашней работе к этому уроку вы составляли словарные диктовки на определённые орфограммы. Наш урок мы и начнём с такой словарной диктовки, слова которой объединены темой “Осень” (проводится словарный диктант).
Словарный диктант:
Осенний, октябрьский, листопад, золотистый, разлететься, аромат, бескрайний, дождь, поникнуть, лесочек, перелётные, ранняя, заморозки, резкий, погода, пренеприятная, аллея, чудесный, прибрежный, прелестный, звёздный, природа, ненастная, ураганный, разноцветный, смолистый, собирать, темнеющий, рассеянная, распаханное.
Норма оценок:
- “5” - 0 ош.
- “4” -1-2 ош.
- “3” - 3-4 ош.
- Без оценки - 5-7 ош.
Подведение промежуточного итога:
- учащиеся поднимают руки у кого “5” (учитель подсчитывает результаты работы),
- “4”, “3”, сколько учащихся не получили оценки.
Учитель: Слова образуются в словосочетания, но по своим определённым правилам. Ответьте на такие вопросы:
- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание?
- Что мы называем словосочетанием?
- Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.
- Какие способы подчинительной связи вы знаете? Приведите примеры. Словосочетания образуют предложения. Перед вами карточки с 6-тью предложениями. Выразительно прочитайте их. Как вы заметили, все предложения объединены темой “Золотая осень”. В каждом из них - целая картина! Достигается это благодаря использованию поэтами различных выразительных средств языка: эпитетов, метафор, олицетворений. Вспомните и назовите, что мы называем эпитетом, метафорой, олицетворением? Учащиеся называют их.
- Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой, засучил рукава и немедля взялся за работу. (А.Прокофьев)
- Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной. (И.Бунин)
- Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. (И.Бунин)
- Через пальцы ивняка льётся чутко и пугливо жёлтолистая река. (М.Исаковский)
- Задремали золотые пряди в волосах притихнувших лесов. (М.Исаковский)
- Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Рассмотрим подробнее 4-е предложение. Почему, по-вашему, поэт выбирает слова пугливо, чутко? Чего боится жёлтолистая река? Как вы думаете, если бы в 3-ем предложении не было словосочетания жёлтою резьбой, догадались бы вы о том, что речь идёт об осени? С какой целью поэты, писатели используют в своих произведениях эпитеты, метафоры, олицетворения? Каковы эти предложения по цели высказывания? По интонации? Каковы по наличию грамматических основ?
Итак, с помощью предложений мы выражаем свои мысли, чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами. Предложения характеризуются интонационной и смысловой законченностью, т. е. представляют собой отдельные высказывания. Давайте попробуем составить таблицу, в которой перечислим отличия предложения от словосочетания.
Предложение | Словосочетание |
1. Служит для сообщения, вопроса или для
побуждения; Может быть восклицательным. |
1. Служит для более точного, чем слово, называния предметов, действий и их признаков. |
2. Имеет грамматическую основу, состоящую из одного или двух главных членов. | 2. Состоит из главного и зависимого слова. |
3. Характеризуется смысловой и интонационной законченностью. |
Вспомните, какие способы подчинительной связи вы знаете? Это характерно как для словосочетаний, так и для предложений. А вот в предложении, помимо подчинительной связи, бывает сочинительная связь. Если между словами устанавливается сочинительная связь, то такое сочетание слов не является словосочетанием.
Задание: Найти в предложенном предложении сочетания слов, которые не являются словосочетаниями.
Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести. (И.Бунин.)
Следующее задание - это цифровой диктант.
В цифровой ряд записать только те цифры, под номерами которых продиктованы словосочетания.
1. | лист берёзы | 11. | погожий день |
2. | верхушками деревьев | 12. | улетают птицы |
3. | иглы сосны | 13. | незнакомое растение |
4. | растущих посреди поляны | 14. | утренний туман |
5. | серые тучи | 15. | температура воздуха |
6. | ель и сосна | 16. | орехи и шишки |
7. | пробирался ёж | 17. появляются грибы | |
8. | осень проснётся | 18. | русская природа |
9. | ожидаются в сентябре | 19. | солнце поднялось |
10. | ранние заморозки | 20. | мир прекрасен |
Норма оценок:
- 12 правильных ответов - “5”
- 11-10 - “4”
- 9-8 - “3”
- 7 и менее - без оценки
Ваша следующая задача, используя выразительные художественные средства, написать сочинение - миниатюру на тему: “Унылая пора! Очей очарованье!”
Подведение итогов урока.
Примечание: сочинение-миниатюра оценивается отдельно.
Каждый учащийся оценивал свою работу и отмечал результат в “Оценочном листе”. Вторую оценку выставлял ему старший группы.
Оценочный лист
Ф.И. | Диктант 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Цифровой диктант 6 | Итоговая оценка |
Домашнее задание.