Берегите наш язык, наш прекрасный
русский язык.
И.С.Тургенев
Его (Тургенева) картины всегда верны,
вы всегда узнаете нашу родную,
русскую природу.
В.Г. Белинский
Цель: формирование коммуникативной компетенции у обучающихся, повышение речевой культуры, демонстрации эстетической функции русского языка на примере исследования языкового материала И.С. Тургенева.
Задачи:
- развивать способность оценивать высказывания с эстетической точки зрения, воспитывать интерес к языку, любовь к родному слову.
- обобщить знания о способах образования слов, пополнить словарный запас учеников.
- повторить имеющиеся у обучающихся сведения по лексике, морфемике, стилистике.
- развивать умение использовать изобразительные средства языка в своей собственной речевой практике.
Методы: (по источникам знаний) наглядные, практические.
Приёмы: наблюдение над текстом, рассуждение.
Оборудование: мультимедиа с распечатанными текстами, этимологические и толковые словари.
Ход урока
1. Оргмомент
Сегодня на уроке мы будем говорить о красоте и богатстве нашего родного русского языка. Русский язык – это язык богатейшей мировой литературы. С помощью него можно создать картины природы, сражения, рассказать о человеке, выразить любовь или ненависть, нежность, досаду, ужас, восторг и другие чувства. Русский язык красив, об этом говорили и говорят многие писатели.
2. Работа с эпиграфом. Почему Тургенев И.С. написал “наш”?
Почему в этом предложении нет подлежащего? К кому оно тогда обращено?
Что значит слово “картина”? Проверьте себя по толковому словарю.
Почему у нас 2 эпиграфа? Как их соединить?
Чем же рисует автор?
1. Запишем, комментируя, предложения И.С. Тургенева и посмотрим, какие картины даёт нам писатель.
- Около родника зеленеет короткая бархатная травка.
- Солнечные лучи почти никогда не касаются его (ручья) холодной серебристой влаги.
Какими красками вы бы стали рисовать эту картину? Что вам помогает это сделать? (Эпитеты)
В 2-х предложениях 16 слов, из них 5 являются определениями, подчеркните их. Обратите внимание – к одному слову сразу 2 определения, а бывает 3 и более, это любимый приём И.С. Тургенева. Как вы думаете, почему писатель часто использует этот приём?
2. Прочитаем ещё 2 предложения.
1) А осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая красиво рисуется на бледно-голубом небе…
Обратите внимание на “А…” - почему так начинает свою “осеннюю зарисовку” писатель? (Значит, до этого говорилось о чём-то красивом, привлекшем внимание) (скрытое сравнение)
Обратите внимание, как это описание напоминает нам картины.
2) Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи.
Цепочку каких ещё частей речи даёт автор? (Cуществительных)
Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума.
Бледно-серое небо светлело, холодело, синело.
Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило.
Обозначьте корни в словах родника, зеленеет, солнечные, касаются.
Дайте формы слова лучи и однокоренные слова.
Выделите суффиксы в словах солнечные, серебристой.
Что такое бархат? Что может быть бархатным? Почему травка (не трава!) Бархатная? В прямом или переносном значении даётся слово? Значит оно какое? (Vногозначное)
Что такое серебро? Образуйте прилагательные от этого существительного. Что может быть серебряным, что – серебристым? Записываем и разбираем предложение:
По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса.
Очень интересное предложение! В нём всего 20 слов: 5 – служебные слова; 15 являются самостоятельными частями речи, и из них 8 выступают в роли определений. Объясните сравнение.
Какие пунктограммы вам известны? Объясните их.
1. Сделаем наш первый маленький вывод о языке И.С. Тургенева (говорим о многозначности слов, о точности их употребления, о словесных цепочках, о ёмких, живописных сравнениях).
2. Мы говорим, “картины природы, русская природа”. А что можно увидеть в природе, что такое природа? (Небо, деревья, цветы, шмели, птички)
Назовите, каких птичек вы знаете?
А вот как пишет о них И.С.Тургенев, вот как много он о них знает, как внимательно наблюдает прекрасный мир природы, как словом рисует его, мы как будто сами в тех местах – видим и слышим этот удивительный мир. Сколько птиц в этом отрывке? (6)
Ястреба, кобчики, пустельги со свистом носились над неподвижными верхушками, пёстрые дятлы крепко стучали по крепкой коре; звучный напев чёрного дрозда внезапно раздавался в густой листве вслед за переливчатым криком иволги.
Назовите в этих словах безударные гласные, объясните их. Назовите однокоренные слова и формы одного и того же слова. Назовите однородные члены предложения.
3. Сейчас мы устно поработаем над следующим текстом И.С. Тургенева. Что такое текст?
Птицы засыпают – не все вдруг – по породам: вот затихли зяблики, через несколько мгновений малиновки, за ними овсянки. Горихвостки, маленькие дятлы одни ещё сонно посвистывают… Вот и они умолкли. Ещё раз прозвенел над вами звонкий голос пеночки; где-то печально прокричала иволга, соловей щёлкнул в первый раз.
Вдруг в глубокой тишине раздаётся особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл – и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за тёмной берёзы… (“Ермолай и мельничиха”)
Почему малиновка – малиновка? Вальдшнеп – вальдшнеп? (Нем. Wald – “лес”+ Schnepte –“бекас”)
Почему горихвостка – горихвостка? (Горит + хвост – огненный цвет хвоста; сложение основ)
Глухарь – глухарь? (Глухая тетеря.)
Пустельга – пустельга? (Живёт преимущественно в пустых местах).
Какие способы словообразования вы здесь увидели? (Сложение, суффиксальный)
3. Работа с этимологическим словарём
Как вы думаете, почему зяблик – зяблик?
А вот как считает писатель М.Пришвин:
Тысячи зябликов всё летели, всё пели, садились на деревья и во множестве рассыпались по зяби. И я первый раз понял, что слово зяблик происходит от слова зябь.
Зябь – это “замерзающая пашня” (поле, вспаханное с осени до посева яровых); Зяблик появляется с таянием снегов и улетает только в начале зимы, т.е. в холодное, “зяблое” время.
Чем отличается тургеневский рассказ о птичках от миниатюры М.Пришвина? (Тургенев более “живописен” - обращение к эпиграфу)
А какая птичка самая певучая? (Соловей. В этимологическом словаре – соловь.от общеславянского “серый, желтоватый” + суф -ей; птица названа так по цвету оперения). Так вот – это маленькая серая птичка, а поёт как!
1. Рассмотрим особенности тургеневской манеры письма ещё на одном примере.
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
Обратите внимание на глагол приютились.
Чем интересен этот глагол? Приютиться – обрести приют, спокойствие. Приют – место, где можно отдохнуть, приют для путников; приют образовано с помощью приставки при- (чётко определяется её значение) + исчезнувшее сейчас слово, которое обозначало “крыша, дом”. Какую же картину “рисует” слово, как вы себе представляете “все приютились”? Вспомним эпиграф: в чём был прав Белинский, говоря о языке И.Тургенева? А в чём прав И.С. Тургенев?
Вывод. Какие же особенности тургеневской манеры письма вы запомнили? (“Цепочка” прилагательных, глаголов; дать одно сравнение; слова в переносном смысле и многозначные слова)
Закрепление. Напишите миниатюру по заданному началу, сохраняя особенности тургеневской манеры. Предложение взято из повести Тургенева “Касьян с Красивой Мечи”: Лёгкий ветерок то просыпался, то затихал. …
2. Домашнее задание: написать миниатюру по заданному началу. Это предложение из рассказа И.С. Тургенева:
А осенний день, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща вся сверкает насквозь. …(“Лес и степь”)