Русский язык
-
Исследовательская деятельность учащихся в научном обществе учащихся (секция филологии) 2011
Потребность в организации исследовательской деятельности учащихся обусловлена современными тенденциями культурно-экономического развития общества. Суть исследовательской работы - в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основании новых выводах.
-
Открытое занятие "Орфоэпические нормы русского литературного языка" 2011
Цель мероприятия - закрепление материала по теме "Орфоэпические нормы русского литературного языка"; поддержание интереса к изучению русского языка; развитие памяти и логического мышления.
-
Знаки препинания в сложносочиненном предложении перед союзом И 2011
Данный урок является промежуточным при изучении темы «Сложносочиненные предложения» и направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений и навыков. Структура урока представляет собой цепочку заданий, отражающих основные моменты темы. Завершает урок творческое задание. В качестве оборудования желательно использовать иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова, портрет писателя, таблицы.
-
Урок по теме "Согласные звуки". Урок-проект "Бурзян – райский уголок природы" 2011
Учащиеся изучают тему по учебнику «Русский язык: для 5-х класса башкирских школ и других национальных школ Республики Башкортостан» под редакцией Л.Г. Саяховой, К.З. Закирьянова. Это пятый урок, посвященный изучению фонетики. Отличительной особенностью урока является использование средств ИКТ, наряду с традиционными средствами. Хорошо прослеживаются все этапы урока. Каждый этап удачно сопровождается слайдами компьютерной презентации, созданной автором к уроку.
-
Урок письма в 8-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 2011
Дидактическое обеспечение урока определено с учётом того, чтобы задействовать в активной деятельности большее количество анализаторов. Использованные методы позволяют сконцентрировать внимание учащихся на языковом материале (лексическом, грамматическом), совершенствовать навыки воспроизведения с опорой на текст, развивать речевые умения на основе одной темы.
-
Разносклоняемые существительные 2011
Статья позволит наглядно увидеть, как можно смоделировать интересный и необычный урок, а нестандартное домашнее задание (написать сочинение-миниатюру по опорным словам в форме приключения или очерка) будет способствовать развитию креативных способностей учащихся.
-
Подготовка к ЕГЭ. Синтаксис и культура речи. 11-й класс 2011
Урок-практикум посвящен обобщению материала по синтаксису и культуре речи в 11-м классе для подготовки учащихся к ЕГЭ. Цели урока – систематизация знаний о словосочетании, об односоставных предложениях; повторение сложных вопросов различных разделов языкознания, формирование навыков культуры речи.
-
Урок-практикум "Сам себе редактор". 9-й класс 2011
Разработка урока-практикума для учащихся 9-го класса. Содержание урока направлено на выработку умений обучающихся применять полученные знания по редактированию написанного в практической деятельности.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) "Речь как средство характеристики литературных героев. Виды простых предложений, используемых М.Горьким в пьесе "На дне". 11-й класс 2011
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью закрепляющего повторения знаний по теме "Простое предложение" и углубления знаний о неполном предложении. В основе урока учебное исследование фрагментов текста пьесы Горького "На дне", позволяющее развивать аналитические умения учащихся.
-
Урок-презентация "Синтаксис и пунктуация". 5-й класс 2011
Урок систематизирует знания учащихся о синтаксисе, используя проектную деятельность. Во время путешествия-плавания по стране "Синтаксис" вырабатывается навык использования различных источников в процессе подготовки и презентации проекта.
-
Урок по русскому языку в 10-м классе по теме "Морфемика. Словообразование. Морфемы, их типы, функции" 2011
Цели урока: обобщить и систематизировать материал о составе слова, о типах и функциях морфем; формировать представление учащихся о тесной взаимосвязи морфемного и словообразовательного разборов; совершенствование навыков правописания.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Всякому мила своя сторона" 2011
Урок призван обобщить и закрепить известную информацию об имени существительном как части речи, совершенствовать умения опознавать существительные по их морфологическим признакам. Урок проходит в форме путешествия по родному краю. В качестве заданий используется краеведческий материал – творчество местных поэтов и писателей. Таким образом, на уроке создаются условия для формирования патриотических чувств средствами предмета.
-
Непроизносимые согласные в корне слова. 3-й класс 2011
Урок построен в технологии проблемного обучения, где созданы условия для развития умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова через проблемную ситуацию с учетом психологических особенностей учащихся.
-
"Хочу писать грамотно". 5-й класс 2011
Урок разработан в рамках предмета "Русский язык" для учащихся 5-го класса по УМК В.В. Бабайцевой. Данная тема изучается после рассмотрения темы "Правописание корней с чередованием гласных а-о". Урок ненавязчиво возвращает учащихся к изученным ранее терминам по орфографии. В итоге мы и обобщаем, и закрепляем.
-
Имя прилагательное в языке и речи. 6-й класс 2011
Обобщающий урок-игра проводится в 6-м классе после изучения имени прилагательного как самостоятельной части речи. Игра состоит из нескольких конкурсов: теоретического, где проверяются теоретические знания по изученной теме; грамматического конкурса, где определяются навыки морфологического разбора имени прилагательного и выявляется его роль в предложении; конкурсов "Разминка для ума" и "Будь внимателен!".
-
Подготовка к сжатому изложению. 9-й класс 2011
Цели урока: обучить технологии работы с текстом при подготовке к сжатому изложению; используя метод аудирования, развивать речевой слух, оперативную память, навык вероятностного прогнозирования; воспитание чувства патриотизма.
-
Обогащение словарного запаса учащихся архитектурной лексикой при подготовке к описанию православной церкви 2011
В основу предлагаемой системы обогащения словарного запаса учащихся положены следующие наиболее общие положения: соотношение слова и реалии при толковании лексического значения слова; рассмотрение слова в его родовидовых, синонимических и антонимических связях, в его отношении с родственными словами; показ валентных связей; выявление стилистической принадлежности слова; включение слова в контекст.
-
Односоставные определенно-личные предложения 2011
Целями урока являются: знакомство учащихся с определенно-личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом – сказуемым и его особенностями, развитие умения находить определенно-личные предложения в тексте и использовать их в речи.
-
Имя существительное как часть речи 2011
На уроке совершенствуются навыки правописания имен существительных, обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном, его коммуникативной функции в речи. Повторяются лексико-грамматические категории имен существительных, словообразование существительных. Проводится подготовка к сдаче ЕГЭ.
-
Программа элективного курса "Фразеологизмы как средства выразительности речи" 2011
Любой человек при желании может преодолеть барьер «молчания» и научиться выразительно, образно говорить. Для этого требуется знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает нашу речь красочной, яркой, стройной, образной. Цель педагога – помочь ребятам воспользоваться богатством русского языка и приобрести необходимые специфические знания и умения, составляющие коммуникативную компетентность.
-
Фрагмент разработки занятия элективного курса по русскому языку 2011
Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение, т.к. задания части С ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе - это задания открытого типа, требующие развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание части С проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных высказываний.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся 2011
Работа представляет собой педагогический проект (от латинского projectus – брошенный вперед – разработанный план, замысел) на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся. Педагогический проект в наши дни необыкновенно популярен, так как позволяет педагогу вести исследовательскую деятельность, дает возможность продемонстрировать свою профессиональную компетентность, является одной из форм аттестации учителя.
-
"В мире много сказок…" Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту 2011
Автор создает условия для осмысления произведения, для понимания авторского идеала, для активизации мыслительной деятельности учащихся. Способствует развитию функции самооценки, умению мыслить самостоятельно.
-
"Праздник Слова" 2011
Обучающие игры помогают включить учащихся в серьезную умственную работу, ведь в игре дети активизируются, у них развивается речь, мышление, логика, тренируется память. Участие в игре приносит им чувство удовлетворения от познавательной деятельности. Для повышения заинтересованности учащихся урок был проведен в мультимедийном кабинете с применением интерактивной доски и компьютера.
-
Мягкий знак после шипящих на конце наречий 2011
Урок способствует формированию умений находить орфограмму на правило употребления мягкого знака на конце наречий, анализировать и делать выводы, развитию мышления, речи, орфографической зоркости.
-
Интегрированные уроки (русский язык + психология) для среднего и старшего школьного возраста 2011
В статье предлагаются сценарии трех интегрированных уроков русский язык + психология.
-
Компетентностная методика обучения работы с картиной. 5-й класс 2011
Цели урока: углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац; активизировать лексику по теме: "Осень"; ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер; подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".
-
Обобщение деятельности учителя "Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы" 2011
В предлагаемой работе автор рассматривает формы и методы объяснения нового материала с использованием исследовательского метода, лекционного метода, объяснительно-иллюстративного метода, проблемного метода, частично-поискового метода обучения, практического метода, приемы триз-педагогики. Ребенок не станет учиться, если ему непонятно или неинтересно. Поэтому автор предлагает изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения.
-
Имя числительное как часть речи 2011
Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства (дизграфия, дислексия, дизорфография, ЛГНР) и нарушения эмоционально-волевой сферы. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.
-
Энциклопедия одного слова. 5-й класс 2011
Целью комплексной работы над словом является пополнение и расширение словарного запаса учащихся, обогащение речи, воспитание потребности работы со словарем, а также осознание слова как духовного предмета, объекта личных раздумий и поисков.