Русский язык
-
Обогащение словарного запаса учащихся архитектурной лексикой при подготовке к описанию православной церкви 2011
В основу предлагаемой системы обогащения словарного запаса учащихся положены следующие наиболее общие положения: соотношение слова и реалии при толковании лексического значения слова; рассмотрение слова в его родовидовых, синонимических и антонимических связях, в его отношении с родственными словами; показ валентных связей; выявление стилистической принадлежности слова; включение слова в контекст.
-
Односоставные определенно-личные предложения 2011
Целями урока являются: знакомство учащихся с определенно-личным предложением – одним из видов односоставных предложений с главным членом – сказуемым и его особенностями, развитие умения находить определенно-личные предложения в тексте и использовать их в речи.
-
Имя существительное как часть речи 2011
На уроке совершенствуются навыки правописания имен существительных, обобщение и повторение учащимися ранее изученного материала об имени существительном, его коммуникативной функции в речи. Повторяются лексико-грамматические категории имен существительных, словообразование существительных. Проводится подготовка к сдаче ЕГЭ.
-
Программа элективного курса "Фразеологизмы как средства выразительности речи" 2011
Любой человек при желании может преодолеть барьер «молчания» и научиться выразительно, образно говорить. Для этого требуется знать, какими средствами выразительности обладает язык, что делает нашу речь красочной, яркой, стройной, образной. Цель педагога – помочь ребятам воспользоваться богатством русского языка и приобрести необходимые специфические знания и умения, составляющие коммуникативную компетентность.
-
Фрагмент разработки занятия элективного курса по русскому языку 2011
Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение, т.к. задания части С ЕГЭ и по русскому языку, и по литературе - это задания открытого типа, требующие развернутого ответа в форме сочинения - рассуждения на основе предложенного текста. Задание части С проверяет прежде всего сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и создания собственных высказываний.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся 2011
Работа представляет собой педагогический проект (от латинского projectus – брошенный вперед – разработанный план, замысел) на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся. Педагогический проект в наши дни необыкновенно популярен, так как позволяет педагогу вести исследовательскую деятельность, дает возможность продемонстрировать свою профессиональную компетентность, является одной из форм аттестации учителя.
-
"В мире много сказок…" Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту 2011
Автор создает условия для осмысления произведения, для понимания авторского идеала, для активизации мыслительной деятельности учащихся. Способствует развитию функции самооценки, умению мыслить самостоятельно.
-
"Праздник Слова" 2011
Обучающие игры помогают включить учащихся в серьезную умственную работу, ведь в игре дети активизируются, у них развивается речь, мышление, логика, тренируется память. Участие в игре приносит им чувство удовлетворения от познавательной деятельности. Для повышения заинтересованности учащихся урок был проведен в мультимедийном кабинете с применением интерактивной доски и компьютера.
-
Мягкий знак после шипящих на конце наречий 2011
Урок способствует формированию умений находить орфограмму на правило употребления мягкого знака на конце наречий, анализировать и делать выводы, развитию мышления, речи, орфографической зоркости.
-
Интегрированные уроки (русский язык + психология) для среднего и старшего школьного возраста 2011
В статье предлагаются сценарии трех интегрированных уроков русский язык + психология.
-
Компетентностная методика обучения работы с картиной. 5-й класс 2011
Цели урока: углубить знания учащихся о тексте, полученные на уроках родного языка: текст, тема, основная мысль, средства связи, абзац; активизировать лексику по теме: "Осень"; ввести в активный словарь искусствоведческие термины: пейзаж, живопись, мазки, изображено, мастер; подготовить учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень".
-
Обобщение деятельности учителя "Основные формы и методы объяснения нового материала на уроках русского языка и литературы" 2011
В предлагаемой работе автор рассматривает формы и методы объяснения нового материала с использованием исследовательского метода, лекционного метода, объяснительно-иллюстративного метода, проблемного метода, частично-поискового метода обучения, практического метода, приемы триз-педагогики. Ребенок не станет учиться, если ему непонятно или неинтересно. Поэтому автор предлагает изгнать с уроков скуку, используя различные формы и методы обучения.
-
Имя числительное как часть речи 2011
Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые расстройства (дизграфия, дислексия, дизорфография, ЛГНР) и нарушения эмоционально-волевой сферы. На уроке используется диалогический метод проблемного обучения. Материал к уроку подобран так, чтобы в достаточной мере реализовать коррекционные цели.
-
Энциклопедия одного слова. 5-й класс 2011
Целью комплексной работы над словом является пополнение и расширение словарного запаса учащихся, обогащение речи, воспитание потребности работы со словарем, а также осознание слова как духовного предмета, объекта личных раздумий и поисков.
-
Урок развития речи по русскому языку "Описание в речи. Зима" 2011
Цель урока: выяснить особенности описания как типа речи, способствовать развитию творческих способностей учащихся.
-
Формирование информационной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы 2011
В работе рассмотрены и предложены наиболее эффективные подходы к формированию информационной и коммуникативной компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы, а именно организация групповой работы на уроке при получении новых знаний, при презентации полученных результатов.
-
Контрольно-измерительные материалы по теме "Причастие" 2011
Материалы представлены в виде преимущественно тестовой работы в двух вариантах по теме «Причастие». Вопросы теста (13 вопросов в каждом варианте) позволяют проанализировать полученные знания и умения как теоретического, так и практического характера по всем темам при изучении этой особой формы глагола.
-
Открытый урок русского языка в 5-м классе "Алфавит" 2011
В ходе урока учащиеся повторяют, обобщают и получают знания об алфавите. Урок активизирует мышление, внимание, память. Для развития интереса и познавательной активности предлагается ряд заданий для проведения учащимися языковых наблюдений, обобщений и выводов.
-
Звукоцветовые соответствия в произведениях А.А. Блока 2011
Цель работы: определить роль цветовой символики и звукоцветовых совпадений в формировании поэтической картины мира А.Блока. Учащиеся определяют характеристику цветовой символики как одного из способов создания предметного мира художественного произведения. Анализируются звукоцветовые совпадения в лирических текстах А.Блока и их роль в создании поэтических образов.
-
Урок развития речи. Сочинение-описание по картине И.К. Айвазовского "Девятый вал" 2011
Интегративный урок знакомит учащихся с личностью и творчеством мариниста И.Айвазовского, с особенностями динамичного описания природной стихии в живописи, поэзии и в музыке.
-
Урок русского языка в 7-м классе «Обобщение изученного по теме "Деепричастие"» 2011
Урок нацелен на повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие». Материал урока интегрируется с литературным краеведением и литературой, так как повторение осуществляется по тексту стихотворения дальневосточного поэта Виктора Петровича Суходольского «Выброшенная елка», учащиеся выполняют частичный анализ лирического произведения.
-
Урок русского языка "Парцелляция как один из приемов экспрессивного синтаксиса" 2011
Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Ни в одном из действующих учебников для 10–11-х классов эта тема не представлена. Урок в 11-м классе представляет собой попытку автора заполнить этот пробел. Цель урока – исследование грамматических особенностей, стилистических функций и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.
-
Использование крупноблочной наглядности и листов учета знаний для подготовки к ЕГЭ 2011
В статье представлены, во-первых, крупномодульная наглядность, во-вторых, листы учета знаний, которые помогают достигнуть высокого результата на ЕГЭ. Опоры по русскому языку позволяют: знания, получаемые школьниками, сделать более цельными; экономить учебное время для усвоения знаний; сделать работу учителя более творческой. В статье представлена опора по теме «Правописание наречий», описаны приемы работы с ней, общие и индивидуальные листы учета знаний.
-
Повторение изученного о глаголе 2011
Данный урок проводится в 6-м классе по программе В.В. Бабайцевой как итоговый по теме "Глагол". Все этапы урока позволяют не только проверить качество знаний, умений и навыков учащихся по теме, но и с помощью нестандартных методических приемов вести пропедевтическую работу по подготовке шестиклассников к ЕГЭ. При подведении итогов на таком уроке каждый ученик может самостоятельно оценить свою работу на уроке и выбрать дальнейший план подготовки.
-
Лексика. 5-й класс 2011
Обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, воспитание потребности пользоваться толковым словарем – задачи данного урока. Учащиеся должны знать определение понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова»; понимать важность обогащения лексического запаса, уметь различать лексическое и грамматическое значения слова; пользоваться толковым словарем.
-
Урок по теме "Синонимы". 5-й класс 2011
Урок посвящен лексикологии, разделу языка, который изучает лексическое значение слов. В русском языке есть слова, которые обозначают, называют один признак, но разными словами. Это синонимы. На уроке учащиеся узнают, что такое синонимы, учатся работать с ними.
-
Сочинительные союзы. 7-й класс 2011
На уроке повторяется понятие «предлоги», какие бывают предлоги; изученные орфограммы в союзах; закрепляется знания о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях; идет речь о роли союзов в предложении и поэтической речи. При изучении новой темы идет исследовательская работа – какие три группы составляют сочинительные союзы. В ходе урока затрагивается актуальная проблема охраны природы.
-
Подготовка к ЕГЭ. Повторение вводных слов, вставных конструкций. Обобщение изученного о простом осложненном предложении 2011
Цель урока: повторить постановку знаков в осложненном простом предложении (вводные слова, обособленные члены предложения, обращения); совершенствовать навык пунктуационного разбора; совершенствовать навык создания сочинения-рассуждения; совершенствовать умения аргументировать и приводить примеры в соответствии с аргументом.
-
Урок развития речи "Доброе утро" 2011
Материал урока рассчитан на учащихся 7-го класса. Его можно проводить как урок внеклассного чтения в курсе литературы, так и как урок развития речи, предполагающий подготовку обучающихся к написанию сочинения на тему "Утро", совершенствование навыков анализа текста, умения находить языковые средства текста, формирование навыков коллективного творчества, развитие речи и творческих способностей обучающихся, закрепление умений в использовании приемов словотворчества.
-
Письмо. 5-й класс 2011
Представлен комбинированный урок русского языка, информатики и английского языка (систематизация изученного и контроль качества знаний). Цели урока: сконцентрировать внимание школьников на ценностях русского языка; сформировать навыки правильного написания письма.