Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины
Задачи урока.
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).
Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Постановка темы и цели урока
Слово учителя:
- Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.
Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.
- Ребята, какое же историческое событие произошло на днях 185 лет тому назад в Петербурге на Сенатской площади? (Слайд 2. Презентация)
(Выступление заранее подготовившегося ученика)
Декабристы... Произнося это слово, каждый человек вкладывает в него свой смысл. Любой из нас может рассказать про этих людей, кто-то больше, кто-то меньше. И рассказы эти будут разнообразны, т.к. каждый человек даст свою оценку поступкам декабристов.
14 декабря 1825 года – день восстания декабристов в Петербурге на Сенатской площади.
В этот день “Россия впервые видела революционное движение против царизма”. 14 декабря в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавия и ликвидации крепостничества. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования.
Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра, и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы.
Декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На примере декабристов воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков московского университета конца 20-х-начала 30-х годов видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Декабристы, несмотря на своё поражение, не изменили свои благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И.Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов политических писем и статей, направленных против царизма. .Декабристы
3. Лингвистическая разминка. (Слайд 3)
- Запишем слова под диктовку: восстание, доблесть, галерея, сверхъестественный, коллективный, профессия, пропаганда, эффективный.
- Задание: подобрать пароним к слову “эффективный”.
Пароним - подобные слова, которые сходны друг с другом по своему звучанию, но совершенно различные по смыслу. (Слайд 4)
Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный:
Необходимы эффективные меры, чтобы добиться желаемого результата.
Эффектный – производящий сильное впечатление (Она была очень эффектна в своем черном платье);
Рассчитанный на то, чтобы произвести эффект (эффектная поза).
- Определите способ образования слова сверхъестественный.
4. Повторение изученного (Слайд 5)
Задание 1. Заполните "слепую" схему
Определительные |
Обстоятельственные |
|
Падежные вопросы |
Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".
Задание 2. Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания) (Слайд 6-8)
1) Декабристам стало известно, что они преданы. [ … ], (что… ).
2) Вскоре сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у построек Исаакиевского собора. [ … ], (которая… ).
3) Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги и издать революционный Манифест к русскому народу. [ … , ( если…), … ].
4) Выяснилось, будто Сенат уже присягнул и сенаторы разъехались. [ … ], (будто… ).
5) Когда всё это закончилось, было уже темно. (Когда… ), [ … ],
6) Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах. [ …о том ], (как… ).
5. Объяснение нового материала
1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:
Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (Слайд 9)
- Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
- Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?
[…], (потому что…).
- Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
- Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины.
2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:
1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) — [ ], (потому что)
2) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался] (А. Куприн) — (благодаря тому что ), [ ].
Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:
[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) — [ук.сл. оттого], (что).
Чтение предложений из упр. 156 и их устный разбор.
Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?
6. Закрепление
1. Творческая работа. (Слайд 10) Добавьте к предложениям придаточные причины:
Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии _______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань
__________.
2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (Слайд 11)
1) Мама закрыла шторы 2) Первыми тронулись на юг болотные птицы 3) Мы решили упаковать вещи вечером из-за того 4) Я плохо спал этой ночью |
что самолет улетел рано утром так как было душно потому что свет мешал малышу спать так как болота уже начали замерзать. |
7. Итог урока. (Слайд 12)
Заполнить таблицу (таблица – на интерактивной доске)
Вид прид. части | Подчин. союзы и союзные слова | Указ. слово при пояс. слове | Место прид. части | Отвечает на вопросы | Прид. часть | |
поясняет | выражает значение | |||||
Причины | Потому что Так как Оттого что Ибо |
Оттого Потому |
Любое | Почему? | всю главную часть | … того, о чем говорится в главной части |
8. Исследовательская работа по группам
• Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). (Приложение 1)
9. Домашнее задание
• Написать сочинение – миниатюру на тему: “Всякий труд важен, ибо облагораживает человека”.
• упр. 160 (составить предложения по схемам) (Слайд 13)
• Инд. карточка
10. Рефлексия
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
Оценки учащимся за урок.
Если останется время…
Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет
именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть
неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения
отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить
спокойно первая часть – придаточное
предложение?
9. [ ], (который...) – схема сложноподчиненного
предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”.