Цель урока: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока.
Задачи:
- образовательные: повторить и обобщить знания учащихся по разделу “Фонетика, графика, орфоэпия”; формировать умения применять полученные знания на практике;
- развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся; развитие устной речи и зрительной памяти учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку; прививать аккуратность на письме; создать условия для воспитания культуры речевого поведения, коллективной ответственности, взаимопомощи, формирование личности учащихся через трудолюбие, внимание на уроке, интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
- доска;
- проектор;
- презентация;
- карточки;
- кроссворд;
- раздаточный материал.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала по теме “Фонетика. Орфоэпия. Орфография”.
Форма урока: урок-путешествие, урок-соревнование.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся с вами в чудесное путешествие по загадочной стране Фонетика, во время которого мы обобщим все, что знаем о ней. Я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Наша задача – преодолеть все препятствия, оценить свои знания и благополучно перейти к дальнейшему изучению русского языка.
На время путешествия вы должны разделиться на четыре команды, выбрать капитанов команд. Во время путешествия вы будете получать очки за правильные ответы, которые в конце урока можно будет обменять на оценки.
III. Путешествие начинается. Выполнение заданий.
Девиз.
– Перед тем как отправиться в путешествие, каждая команда должна выбрать девиз, под которым будет работать. Но для этого нужно выполнить задание: соберите карточки так, чтобы получились пословицы.
- Ученье – свет.
- То и пожнешь.
- Скучен день до вечера.
- Один раз отрежь.
- Неученье – тьма.
- Любишь кататься.
- Коли делать нечего.
- Семь раз отмерь.
- Что посеешь.
- Люби и саночки возить
– А теперь выберите девиз для вашей команды на время нашего путешествия.
– Сейчас берем свои волшебные ручки, записываем в тетрадях число, классная работа и свой девиз.
Начало пути.
– Итак, мы с вами в стране, в которой живут наши любимые звуки. Жители страны приготовили для вас интересные задания, но перед тем как приступить к выполнению заданий, мы повторим все, что знаем о звуках. За правильный ответ команда получает от 1 до 3 очков в зависимости от полноты и правильности ответа.
- На какие две группы делятся звуки речи?
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- Назовите всегда твердые согласные.
- Назовите всегда мягкие согласные.
- В чем особенность букв Е, Ё, Ю, Я?
- Что такое орфоэпия?
В городе Ударение.
– Итак, первое препятствие нас ждет в городе Ударение. Жители ударенчане приготовили задание командам: кто быстрее правильно расставит ударение в словах (карточки):
Музей, столяр, свекла, алфавит, магазин, жалюзи, километр, досуг, предмет, каталог, красивее, сливовый, сантиметр.
– Дополнительное задание: сколько слов здесь записано: АТЛАС, ОРГАН, ЖАРКОЕ, ПАРИТЬ, ХЛОПОК? (10 слов)
В городе Транскрипция.
– Теперь мы оказались в городе Транскрипция. Мэр города попросил капитанов команд помочь выполнить фонетический разбор слов: ёлочный, радостный, бьется, нянчить.
Капитаны команд выходят к доске и выполняют разборы.
– Пока капитаны помогают мэру города, мы с остальными членами команд отправляемся в село Метаграмма, где для вас также припасено задание. В метаграмме нужно, начиная со слова РОТ, вернуться к нему же, изменяя только по одной букве. Направление в любую сторону. Чья команда справится быстрее, получает 4 очка, 2-я – 3 очка, 3-я – 2 очка, 4-я – 1 очко.
(рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом – дог – рог – РОТ)
Проверка выполненных заданий капитанов и команд. Выставление очков.
– У вас есть возможность заработать дополнительные очки. Задание такое: запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов: МУЖ, ТОРГ, НОЛЬ, СУД, ЕЛЬ. За каждое слово по 1 баллу.
(шум, крот, лен, туз, лей)
Река Орфография.
– Молодцы, вы хорошо справились с заданиями. Отправляемся дальше. Перед нами неожиданное препятствие – река Орфография. Чтобы нам перебраться на другой берег, понадобятся ваши знания и умения. Каждая из команд получает карточки с заданиями. Нужно не только правильно вставить пропущенные буквы, но и отгадать загадки. Кто быстрее справится, получает 2 балла. Начинаем!
Карточка:
- Красненьки сапо_ки в земельке лежат.
- Под ду_ком св_лась клу_ком, да и с хвос_тиком.
- Шел долговя_, в сыру землю увя_.
- Под ле_ком, ле_ком стоит чашеч_ка с ме_ком.
Красненьки сапожки в земельке лежат. (свекла)
Под дубком свилась клубком, да и с хвостиком.(репа)
Шел долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)
Под ледком, ледком стоит чашечка с медком. (яйцо)
В городе Забавных звуков.
– Мы удачно перебрались на другой берег и оказались в городе Забавных звуков. Достопримечательностями данного города являются интересные задания, за правильный ответ на которые команда получает по 1 очку. Итак, начинаем.
- В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (осел – орел)
- Какие слова состоят из ста согласных? (сто-л, сто-п, сто-н, сто-к, сто-г и т.п.)
- Сколько раз встречается звук [ш]?
Скажи потише: “Шесть мышат”. –
И сразу мыши зашуршат. (А.Барто) - Сколько раз встречается звук [с]?
В саду рос куст роз. - Мама, папа или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и упал на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки?
- Отгадайте кроссворд.
1) Снежная буря. (вьюга)
2) Домики для пчел. (ульи)
3) Мама, папа, дети. (семья)
4) Веселое животное. (обезьяна)
5) Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)
7. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Дают, семь, бьют, чует, местный, боль, яма, грустный, стая, яма, чьё, килька.
8. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (из этого же ряда слов).
В городке Слоговицы.
– Молодцы, вы прошли испытания в городе Забавных звуков. Конечная остановка в нашем путешествии – это городок Слоговицы. Готовы преодолеть последние препятствия? Молодцы! Итак, задания…
- Соберите все слоги, и вы узнаете, что за гости были у слона на дне рождения. Кто быстрее?
- Каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов состоят слова в загадках.
Это было в воскресенье
У слона на дне рожденья.
Гости пели, веселились,
В хороводе так кружились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Один, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН – ЛО – ТИ – ДИ – КО – ПА – ДИЛ – КО –
КРО – ШИМ – КО – ЗЕ – ПАН – РИЛ – НА –
МОТ – ГЕ – БЕ – РАФ – Е – ГИ – МУР – ГО –
ЛА – ЛЕ – БРА – БРАЗ – ЖИ
(Антилопа, бегемот, крокодил, шимпанзе, дикобраз, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена)
1 – 2 – 3 – стоит с едой для поросят,
4 – 5 – 6 – чем больше бьют, тем больше рад,
1 – 7 – 5 – чехол, где спрятан пистолет,
2 – 4 – на хлеб клюет, на сахар нет.
(ко-ры-то, ба-ра-бан, ко-бу-ра, ры-ба)
IV. Итог урока.
– Ну вот, ребята, и подошло наше путешествие к концу. Вы достойно прошли все испытания, нашли правильные ответы на все задания. И нам осталось только подвести итоги, подсчитать очки. А пока поделитесь своими впечатлениями от путешествия.
Выставление оценок.