Урок-игра "Самый грамотный, или Как не стать двоечником"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепить основные понятия и правила, изученные ранее;
  • продолжить формирование умений применять правила в письменной речи;
  • формировать навыки самоконтроля при письме; воспитать собранность, четкость в работе, самодисциплину;
  • расширить и углубить представления учащихся о богатстве, выразительности и точности русского языка.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: 

  • компьютер, проектор, экран для презентации,
  • материалы презентации, выполненные в программе Power Point,
  • звезды в качестве поощрения.

Ход урока

Объявление темы и цели урока:

Сегодня мы с вами продолжим увлекательное путешествие по загадочной стране "Русский язык". Это путешествие поможет нам не только вспомнить ранее изученный материал, но и подскажет, что нужно повторить тем, кто стремится идти вперед. Итак, в путь. В качестве поощрения за правильные ответы будут выдаваться звезды, которые и помогут нам определить самого грамотного.

Лингвистическая разминка.

Сколько слов спрятано ниже, запишите их: заносзаносподносподносотделотделвиноватавиноватаполосаполоса

Спишите текст, заменяя цифры словами. Расставьте знаки препинания:

Вскоре 7я 40 сядет за 100л блещущий чи100тою. Сес3цы 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц что пред100ит целый пир:

Даны характеристики трех причастий. Найдите среди них ту, в которой содержатся несовместимые, противоречащие друг другу грамматические признаки. Обоснуйте свою точку зрения. Подберите причастия, соответствующие возможным характеристикам:

  • Страдательное краткое причастие прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, ж.р., ед.ч., им.п., в предложении является сказуемым.
  • Действительное полное причастие прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное, ж.р., ед.ч., р.п.
  • Действительное полное причастие прошедшего времени, несовершенного вида, невозвратное, ср.р., мн.ч., д.п.

Можно ли бродящую по двору собаку назвать бродячей? О каком языковом различии говорит данный вопрос?

Найдите ошибки в предложениях, исправьте их:

Она громко вскрикнула, онемев от страха.

Подбежав к станции, поезд уже ушел.

Еле передвигая ноги, старик произвел на меня тяжелое впечатление.

Стоя у перрона, ее глаза были полны слез.

Увидев приближающегося князя, лицо ее осветилось улыбкой.

Где возможно только одно написание?

1) что/бы 2) как/бы 3) прив(и,е)дение.

1) то/же 2) прим(е,и)рять 3) к(о,а)мпания 4) как/будто.

1) теч(ь) 2) от/того 3) плач(ь)

1) на/встречу 2) в/течение 3) в/следствии(е,и) 4) туш(ь).

Подведение итогов по теме урока. Выставление оценок.

Наша игра подходит к концу. Давайте посмотрим, у кого оказалось звезд больше. Кто же сегодня оказался самым-самым.

Домашнее задание:  написать продолжение истории из задания №3.

Презентация.