Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Звукоцветовые соответствия в произведениях А.А. Блока 2011

    Автор: Мосман Наталья Владимировна

    Цель работы: определить роль цветовой символики и звукоцветовых совпадений в формировании поэтической картины мира А.Блока. Учащиеся определяют характеристику цветовой символики как одного из способов создания предметного мира художественного произведения. Анализируются звукоцветовые совпадения в лирических текстах А.Блока и их роль в создании поэтических образов.

  • Урок развития речи. Сочинение-описание по картине И.К. Айвазовского "Девятый вал" 2011

    Автор: Мусина Альмира Фаиловна

    Интегративный урок знакомит учащихся с личностью и творчеством мариниста И.Айвазовского, с особенностями динамичного описания природной стихии в живописи, поэзии и в музыке.

  • Урок русского языка в 7-м классе «Обобщение изученного по теме "Деепричастие"» 2011

    Автор: Антошина Анна Петровна

    Урок нацелен на повторение и обобщение изученного по теме «Деепричастие». Материал урока интегрируется с литературным краеведением и литературой, так как повторение осуществляется по тексту стихотворения дальневосточного поэта Виктора Петровича Суходольского «Выброшенная елка», учащиеся выполняют частичный анализ лирического произведения.

  • Урок русского языка "Парцелляция как один из приемов экспрессивного синтаксиса" 2011

    Автор: Абакумова Людмила Анатольевна

    Изучение парцеллированных конструкций в средней школе носит скорее факультативный, чем обязательный характер. Ни в одном из действующих учебников для 10–11-х классов эта тема не представлена. Урок в 11-м классе представляет собой попытку автора заполнить этот пробел. Цель урока – исследование грамматических особенностей, стилистических функций и текстообразующей роли парцеллированных конструкций как особенного приема синтаксической выразительности.

  • Использование крупноблочной наглядности и листов учета знаний для подготовки к ЕГЭ 2011

    Автор: Прохорова Наталья Георгиевна

    В статье представлены, во-первых, крупномодульная наглядность, во-вторых, листы учета знаний, которые помогают достигнуть высокого результата на ЕГЭ. Опоры по русскому языку позволяют: знания, получаемые школьниками, сделать более цельными; экономить учебное время для усвоения знаний; сделать работу учителя более творческой. В статье представлена опора по теме «Правописание наречий», описаны приемы работы с ней, общие и индивидуальные листы учета знаний.

  • Повторение изученного о глаголе 2011

    Автор: Конькова Марина Юрьевна

    Данный урок проводится в 6-м классе по программе В.В. Бабайцевой как итоговый по теме "Глагол". Все этапы урока позволяют не только проверить качество знаний, умений и навыков учащихся по теме, но и с помощью нестандартных методических приемов вести пропедевтическую работу по подготовке шестиклассников к ЕГЭ. При подведении итогов на таком уроке каждый ученик может самостоятельно оценить свою работу на уроке и выбрать дальнейший план подготовки.

  • Лексика. 5-й класс 2011

    Автор: Минязева Алена Евгеньевна

    Обогащение словарного запаса учащихся, формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, воспитание потребности пользоваться толковым словарем – задачи данного урока. Учащиеся должны знать определение понятий «Лексика», «Лексическое и грамматическое значения слова»; понимать важность обогащения лексического запаса, уметь различать лексическое и грамматическое значения слова; пользоваться толковым словарем.


  • Урок по теме "Синонимы". 5-й класс 2011

    Автор: Садиги Наталья Сергеевна

    Урок посвящен лексикологии, разделу языка, который изучает лексическое значение слов. В русском языке есть слова, которые обозначают, называют один признак, но разными словами. Это синонимы. На уроке учащиеся узнают, что такое синонимы, учатся работать с ними.

  • Сочинительные союзы. 7-й класс 2011

    Автор: Пушкарева Елена Анатольевна

    На уроке повторяется понятие «предлоги», какие бывают предлоги; изученные орфограммы в союзах; закрепляется знания о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях; идет речь о роли союзов в предложении и поэтической речи. При изучении новой темы идет исследовательская работа – какие три группы составляют сочинительные союзы. В ходе урока затрагивается актуальная проблема охраны природы.

  • Подготовка к ЕГЭ. Повторение вводных слов, вставных конструкций. Обобщение изученного о простом осложненном предложении 2011

    Автор: Городецкая Анна Александровна

    Цель урока: повторить постановку знаков в осложненном простом предложении (вводные слова, обособленные члены предложения, обращения); совершенствовать навык пунктуационного разбора; совершенствовать навык создания сочинения-рассуждения; совершенствовать умения аргументировать и приводить примеры в соответствии с аргументом.

  • Урок развития речи "Доброе утро" 2011

    Автор: Ефимова Татьяна Львовна

    Материал урока рассчитан на учащихся 7-го класса. Его можно проводить как урок внеклассного чтения в курсе литературы, так и как урок развития речи, предполагающий подготовку обучающихся к написанию сочинения на тему "Утро", совершенствование навыков анализа текста, умения находить языковые средства текста, формирование навыков коллективного творчества, развитие речи и творческих способностей обучающихся, закрепление умений в использовании приемов словотворчества.

  • Письмо. 5-й класс 2011

    Автор: Ярош Анна Николаевна

    Представлен комбинированный урок русского языка, информатики и английского языка (систематизация изученного и контроль качества знаний). Цели урока: сконцентрировать внимание школьников на ценностях русского языка; сформировать навыки правильного написания письма.

  • Обучение сочинению – рассуждению на лингвистическую тему 2011

    Автор: Гуща Наталья Георгиевна

    В статье описана универсальная методика обучения сочинению – рассуждению на лингвистическую тему в 9-м классе при подготовке к ГИА по русскому языку. В качестве примера использована тема «Роль тире». Приведённая в статье методика успешно применяется для обучения сочинению-рассуждению о роли различных знаков препинания в письменной речи.

  • Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного. 6-й класс 2011

    Автор: Зотова Елена Михайловна

    Цель урока – обобщить и систематизировать знания учащихся, способствовать развитию речи. Урок построен в форме конкурса.


  • Омонимы. 5-й класс 2011

    Автор: Тимофеева Светлана Анатольевна

    Урок-исследование, формирующий понятие об омонимах

  • Понятие о предлоге. 7-й класс 2011

    Автор: Смирнова Ольга Владимировна

    Урок проводится в форме урока-презентации. Дети учатся правильно писать предлоги с другими словами, повторяют ранее изученный материал, узнают новое о предлоге. Используется групповая форма урока.

  • Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- 2011

    Автор: Иртаева Ольга Михайловна

    Урок посвящен углублению понимания правильного условия выбора букв E и И в приставках ПРЕ-, ПРИ- через сказки Ганса Христиана Андерсена. В результате такой работы у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность, формируется орфографическая зоркость.

  • Игра "Грамматический бой" 2011

    Автор: Соловьева Светлана Рудольфовна

    Более 20 лет назад в средней школе № 18 г. Нижнего Тагила была разработана игра, оружием в которой являются знания по русскому языку. Создаются две команды, имеющие свое название и девиз. Каждая команда получает домашнее задание. В игре принимают участие болельщики, которые могут отдать заработанные баллы команде. При подведении итогов жюри учитывает результаты команды и болельщиков.

  • Гласные О – Ё после шипящих. 3-й класс. УМК "Начальная школа XXI в." 2011

    Автор: Шестакова Людмила Аркадьевна

    Урок русского языка в 3-м классе по УМК М.С Соловейчик, способствующий развитию орфографической зоркости; интеллектуальных умений: анализировать, обобщать; практических умений: работать с опорными схемами; содействовать развитию у детей умения работать в парах, группах. На уроке cоздается ситуация, помогающую открыть причины написания о – ё после шипящих.

  • Конспект урока. Сочинение по картине Поленова В.Д. "Московский дворик" 2011

    Автор: Алешина Галина Николаевна

    Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством В.Д. Поленова. На уроке учит учащихся передавать свое отношение к картине, понимать содержание картины и ее художественные способности. Воспитывает самостоятельность, творческую активность, интерес к живописи. Развивает способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.

  • Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по УМК С.М. Львовой "Способы словообразования имён существительных. Способ сложения" 2011

    Автор: Алексеенко Светлана Николаевна

    Урок с заполнением таблицы готовности и цветовым индексом позволяет создать на уроке ситуацию успеха, а использование разнообразных видов контроля и самоконтроля углубляет знания учащихся о способе сложения при образовании имен существительных, воспитывает интерес к изучению морфемного состава слов.


  • Глагол. Повторяем орфографию. 6-й класс 2011

    Автор: Фурман Галина Григорьевна

    Цель урока: привести в систему орфографию по теме "Глагол", проверить умение видеть орфограммы.

  • Дидактический инструментарий "Готовимся сдавать ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе" 2011

    Автор: Ейда Татьяна Александровна

    Индивидуальная коррекция грамотности призвана фиксировать уровень знаний и навыков. При помощи коррекции учитель может намечать характер и меру необходимой ребенку помощи, планировать формирование его компетентности с ориентацией на подготовку к ЕГЭ, проводить диагностику разных аспектов развития, выявлять результаты обучения.

  • Практическое занятие кружка "Основы журналистики" по теме "Интервью" 2011

    Автор: Резванова Елена Алексеевна

    На открытом занятии кружка «Основы журналистики» по теме «Интервью» расширяются знания учащихся об особенностях публицистического жанра «Интервью» и формируется языковая и коммуникативная компетенции учащихся 5–9-х классов.

  • Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс 2011

    Авторы: Евстропова Татьяна Ивановна, Лапшина Ирина Аркадьевна

    Урок русского языка и развития речи в 5-м классе является подготовкой к написанию сочинения по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Цель урока: научить точно, правдиво и ярко описывать предметы с помощью вводимых в текст слов и словосочетаний; помочь овладеть навыками описания изображенного на картине; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме, предупреждать речевые недочеты и грамматические ошибки в работах.

  • Элективный курс "Изложение и сочинение в 9-м классе" 2011

    Автор: Степанова Ирина Владимировна

    Элективный курс направлен на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. У обучающихся формируются умения верно понимать и передавать основную мысль исходного текста, правильно выделять микротемы, строить собственное высказывание, выдерживать в работе стилистическое единство, соблюдать нормы русского литературного языка, то есть формируется языковая и лингвистическая компетентность обучающихся.

  • Путешествие по городу Имя существительное. 5-й класс 2011

    Автор: Ковалева Оксана Николаевна

    Цель урока – повторить и привести в систему знания, полученные в ходе изучения данной темы. Закрепление знаний происходит в игровой форме, с использованием компьютера.

  • Развитие языковой личности учащихся в условиях современной школы 2011

    Автор: Кривцова Алла Владимировна

    Автор статьи утверждает, что мотивацию усвоения языковой грамотности можно обеспечить, если: начинать обучение не с выработки отдельных операций, изолированных от целостной структуры, а с формирования того уровня организации письменной речи, на котором функционируют в единстве действие порождения смыслового содержания текста и действие его выражения; включить процесс усвоения письменной речи в деятельность словесного творчества учащихся.


  • Приемы компрессии текста в 9-м классе 2011

    Автор: Томникова Марина Вячеславовна

    В процессе индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащиеся знакомятся с основными приемами сжатия текста. В ходе мастерской каждый ученик задействован, а использование учебных приемов "зигзаг", "мозаика" заинтересует самого равнодушного ребенка. Применение деятельностного подхода в обучении способствует получению прочных знаний. В качестве пропедевтической работы можно провести мастерскую в 8-х и даже в 7-х классах.

  • Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности 2011

    Автор: Хасанова Алия Зииновна

    В работе определены принципы проекта, ориентированные на сознательность освоения материала; цели и задачи; типологические признаки. Продукт проектной деятельности – научно-методическое пособие «Технология самостоятельной учебно-научной и исследовательской деятельности». В технологической карте указаны этапы проекта, индивидуальная и совместная деятельность учащихся и учителя, направленная на создание учебно-методического пособия.